Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:50, курс лекций
План лекции
1.1 Понятие, предмет и метод конституционного права
1.2 Система конституционного права. Развитие конституционного права в условиях укрепления Российской государственности
1.3 Нормы российского конституционного права
1.4 Источники конституционного права
1.5 Конституционно-правовые отношения
1 Лекция 1 Конституционное право в системе российского права……………………4
2 Лекция 2 Основы теории Конституции………………………………………………21
3 Лекция 3 Понятие и структура Конституции Российской Федерации……………32
4 Лекция 4 Порядок изменения Конституции Российской Федерации, реализация и защита конституционных норм…………………………………………………………40
5 Лекция 5 Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации………………………………………………………………………………..59
6 Лекция 6 Политические отношения………………………………………………….76
7 Лекция 7 Политические партии и общественные объединения……………………95
8 Лекция 8 Регулирование экономических основ на конституционном уровне…104
9 Лекция 9 Россия как социальное государство…………………………………….122
10 Лекция 10 Конституционно-правовой статус личности………………………..149
11 Лекция 11 Гражданство в Российской Федерации………………………………167
12 Лекция 12 Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………………199
13 Лекция 13 Основы конституционно-правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации………………………………………………………………233
Список использованных источников………………………………………………….264
Общий характер проявляется во всеобщности норм конституционного права. Они распространяются на всех участников возможных правоотношений. Для конституционных норм характерна большая степень обобщенности, высокий уровень абстракции.
Обязательность. Норма права есть правило поведения, установленное государством, и поэтому носит представительно-обязывающий, т.е. нормативный характер.
Специфические свойства норм конституционного права: закрепительный и учредительный характер и программная особенность. В конституционном праве проводится разграничение понятий закрепление и регулирование общественных отношений. Право выполняет различные функции. Оно регулирует уже существующие, фактически сложившиеся отношения, но может регулировать и возникающие общественные отношения, а также вызывать к жизни новые общественные отношения. Нормы права, которые придают правовую форму уже сформировавшимся фактическим отношениям, были названы закрепительными. Конституционное закрепление предполагает не только юридическое оформление (фиксацию) и нормативное установление общественных отношений, но и их регулирование. Конституционное регулирование в максимальной степени насыщено политическим содержанием и носит комплексный характер. Конституционное закрепление есть момент конституционного регулирования.
Нормы конституционного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах и других нормативных правовых актах.
Нормы конституционного права подразделяют на различные виды в зависимости от оснований их классификации:
Особенностью норм конституционного права является наличие в них большого количества дефинитивных и декларативных норм.
Общие нормы — это такие нормы, которые формулируют общие принципы, задачи, они не формулируют конкретных прав и обязанностей (например, ст. 2,4 Конституции РФ), а служат юридической базой для текущего законодательства и всей правоприменительной деятельности. Правило поведения выражено в них в самой общей форме и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. К общим нормам относят нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.
Частные нормы формулируют права и обязанности возможных участников правоотношений и служат предпосылкой правоотношения непосредственно или с помощью других отраслей права.
Частные материальные нормы конституционного права принято в свою очередь подразделять на обязывающие, запрещающие и управомочивающие — по характеру содержащихся в них предписаний.
Обязывающие нормы конституционного права — это такие нормы, где субъект права обязан действовать в соответствии с предписаниями — требованиями норм конституционного права, в данном случае субъект права обязан совершать определенные положительные действия. Например, это нормы, закрепляющие обязанности граждан; нормы определяющие порядок опубликования законов; нормы, определяющие порядок регистрации общественных организаций в органах юстиции.
Запрещающие — это такие нормы, в которых содержится форма запрета, обязанность субъекта права воздерживаться от действий, запрещенных законом. Например, гражданин РФ не может быть лишен гражданства — ст. 6 Конституции РФ; никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации — ст. 3 Конституции РФ.
Управомочивающие — это такие нормы конституционного права, которые предоставляют субъекту правомочия на те или иные положительные действия. Субъект права может действовать определенным образом и по своему усмотрению. Это в основном нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, органов государства. Для норм конституционного права характерна следующая особенность. Они имеют нестандартную структуру. В юридической науке общепринято считать, что для каждой правовой нормы обязательными элементами, составляющими ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Однако подавляющее число норм конституционного права не содержит в совокупности всех трех элементов. Так, для значительного числа норм конституционного права характерно наличие только диспозиции, выполняющей основную нагрузку в конституционно-правовом регулировании общественных отношений. Гипотеза и санкция, как правило, необязательно должны присутствовать в данных нормах. Зачастую гипотеза только подразумевается. Санкция же содержится в других отраслях права. Так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ говорится: «Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Но и в конституционном
праве имеются собственные
Особо следует сказать и о делении норм конституционного права на материальные и процессуальные. Для конституционного права это деление наметилось в 60—70 годах XX в. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. отвечают на вопрос: что надо делать. Процессуальные же нормы определяют формы реализации материальных норм, то есть отвечают на вопрос как надо сделать. Материальные нормы устанавливают правовой статус, компетенцию субъектов конституционно-правовых отношений. Процессуальные же нормы определяют конкретные организационно-правовые формы реализации материальных норм.
Процессуальные нормы содержатся как в Конституции РФ (процессуальные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина — ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ч. 2 — 4 ст. 29; процедура отрешения Президента РФ от должности — ст. 93; порядок формирования и деятельности Государственной Думы и Совета Федерации — ст. 95, 96, 99, 100, 102 и др.; большинство положений гл. 9 Конституции РФ, устанавливающих порядок принятия поправок и пересмотра Конституции), так и в текущем законодательстве (законы о выборах, референдуме, регламенты представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления). Все они в совокупности составляют единую отрасль конституционного права.
В настоящее время в науке высказывается мнение, что ныне сформировалось конституционное судебно-процессуальное право. В данном случае можно говорить о конституционном правосудии как подотрасли российского конституционного права.
Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты. Институт права — это система норм, регулирующих .группу однородных общественных отношений (институт гражданства, институт прав и свобод человека и гражданина и т.д.). В институт конституционного права могут входить нормы, обладающие различной юридической силой (нормы Конституции РФ и текущего законодательства). Обычно выделяют простые и комплексные институты. В российском конституционном праве принято выделять четыре большие группы правовых институтов: нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство; нормы, регулирующие создание системы органов Российского государства и местного самоуправления.
1.4 Источники конституционного права
Термин «источник права» (или форма выражения права) в юридической науке имеет различный смысл: материальный и формальный (юридический). В материальном смысле — это факторы, определяющие содержание права, т.е. экономические отношения жизни общества. В юридическом смысле — это особые формы выражения правовых норм. Это прежде всего нормативные правовые акты, образующие систему действующего законодательства, в них получает юридическое выражение воля народа.
Источники конституционного права — как правило, нормативные правовые акты, регулирующие конституционные отношения. Источникам права, в том числе и конституционного, присущи следующие качества: определенность, общеобязательность и общеизвестность. Требование определенности означает, что должны быть четко и ясно сформулированы права и обязанности возможных участников правоотношения.
Общеобязательность есть охраняемая возможность государственного принуждения для тех, кто станет уклоняться от выполнения предписаний нормативного акта. Общеизвестность — предполагает особый порядок публикации нормативных актов и введения их в действие для сведения всех, кому они адресованы.
Особенностью источников конституционного права является то обстоятельство, что они имеют разную юридическую силу и находятся в своего рода иерархической подчиненности. Система источников существенно зависит от формы государственного устройства. Федеративная природа российского государства имеет важное значение для построения системы источников российского конституционного права (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).
Отличительной особенностью источников конституционного права является и то, что в их систему все чаще стали входить и «нетрадиционные» регуляторы, такие как правовой обычай и договор.
Новеллой для современной системы источников российского конституционного права стало признание плюрализма источников права России не только с точки зрения признания иных, кроме считавшихся таковыми ранее, источников (общепризнанных принципов и норм международного права, решений органов конституционного правосудия), но и различий по исходным началам — речь идет о естественном праве. Все настойчивее проводится мысль о том, что источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.
К естественному праву относят общечеловеческие представления о свободе, справедливости, составляющие суть права. Эти представления есть мерило демократизма любой системы права. Естественное право имеет огромное значение, как для законодателя, так и для правоприменителя. Следует отметить, что широкого признания среди ученых и практиков России идеи естественного права в качестве источников права пока, к сожалению, не получили. Они остаются лишь элементом правосознания, как принципом-идеей, но не регулятором общественных отношений. Все же логика общественного развития России неумолима и приведет к признанию естественного права в качестве полноправного регулятора общественных отношений.
Система источников российского конституционного права включает:
1) Конституцию Российской Федерации 1993 г. — ведущий источник конституционного права;
2) акты референдума;
3) Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.;
4) общепризнанные
принципы и нормы
5) решения органов конституционного правосудия;
6) законы РФ (о поправке к Конституции РФ, федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов РФ, конституции республик, уставы иных субъектов РФ);
7) регламенты палат Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
8) нормативные правовые
акты главы государства и
9) договоры: межгосударственные (Договор о создании Союзного государства России и Беларуси от 8 дек. 1999 г.), внутригосударственные (договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ);
10) конституционно-правовые обычаи
11) нормативные
правовые акты органов
12) правовые акты СССР и РСФСР.
Впервые о последнем из названных видов источников конституционного права (п. 12) было сказано в постановлении Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г., где отмечалось, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению. Впоследствии «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ подтвердили этот принцип преемственности: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
1.5 Конституционно-правовые отношения
В общей теории права под правоотношением понимают общественные отношение, возникающее на основе норм права, прежде всего, позитивного, т.е. законодательно закрепленного. Идеи же естественного права находят выражение в виде принципов, правосознания и иных правовых явлений.