Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:50, курс лекций
План лекции
1.1 Понятие, предмет и метод конституционного права
1.2 Система конституционного права. Развитие конституционного права в условиях укрепления Российской государственности
1.3 Нормы российского конституционного права
1.4 Источники конституционного права
1.5 Конституционно-правовые отношения
1 Лекция 1 Конституционное право в системе российского права……………………4
2 Лекция 2 Основы теории Конституции………………………………………………21
3 Лекция 3 Понятие и структура Конституции Российской Федерации……………32
4 Лекция 4 Порядок изменения Конституции Российской Федерации, реализация и защита конституционных норм…………………………………………………………40
5 Лекция 5 Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации………………………………………………………………………………..59
6 Лекция 6 Политические отношения………………………………………………….76
7 Лекция 7 Политические партии и общественные объединения……………………95
8 Лекция 8 Регулирование экономических основ на конституционном уровне…104
9 Лекция 9 Россия как социальное государство…………………………………….122
10 Лекция 10 Конституционно-правовой статус личности………………………..149
11 Лекция 11 Гражданство в Российской Федерации………………………………167
12 Лекция 12 Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………………199
13 Лекция 13 Основы конституционно-правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации………………………………………………………………233
Список использованных источников………………………………………………….264
3.2 Принятие Конституции Российской Федерации
В течение 1990-1992 гг. в действующую Конституцию РСФСР J 978 г. внесено в общей сложности более 350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной Конституции был поставлен I Съездом народных депутатов России, тогда же (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная Комиссия. В августе 1990 г. разработана концепция, а в сентябре — первый вариант проекта Конституции в ноябре 1990 г. проект опубликован дли всенародного обсуждения. Обсуждение официального проекта Конституции протекало сложно, появились альтернативные проекты. Только в октябре 1991 г официальный проект Конституции был внесен на рассмотрение V Съезда народных депутатов. В марте 1992 г. проект повторно опубликован в печати.
Третий вариант официального проекта Конституции РФ был одобрен Конституционной Комиссией 16 октября 1992 г. Однако последующие, особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных депутатов, подтвердив курс на осуществление конституционной реформы, необходимость продолжения работы над проектом НОВОЙ Конституции, одновременно приняли решение (март 1993 г.) выработать проект основных положений новой Конституции, согласован, его с субъектами Федерации и после этого вынести на всероссийский референдум. С подобным ходом развития конституционной реформы не согласился Президент РФ Б.Н. Ельцин. С марта 1993 г. между Президентом и Верховным Советом резко обострились отношения. Проведенный по инициативе Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил доверие Президенту и высказался за досрочное переизбрание народных депутатов. 29 апреля 1993 г. на заседании Совета глав республик в составе РФ по инициативе Президента РФ решено созвать Конституционное совещание для разработки согласованного проекта Конституции.
Однако по инициативе Председателя Верховного Совета РФ 7 мая созвано заседание Конституционной Комиссии без ведома ее председателя — Президента РФ, на котором было заявлено, что Конституция РФ должна быть принята на Съезде народных депутатов. Это же нашло подтверждение 12 мая на совещании руководителей Советов народных депутатов всех уровней. В этот же день Президент утвердил состав рабочей комиссии по доработке проекта Конституции под своим председательством. В Указе «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» Президент РФ постановил завершить работу в срок до 10 июня 1993 г. Основной текст Конституции подготовлен Конституционным совещанием под руководством Президента РФ в июне-июле 1993 г. Но в сентябре-октябре Конституционное совещание и рабочая комиссия вновь вынуждены вернуться к одобренному ранее тексту в связи с предложениями субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний период, а также уроками октябрьских событий в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем референдума новая Конституция Российской Федерации была принята.
Особенную роль в подготовке и принятии новой Конституции России призваны были сыграть такие учреждения, как Конституционная комиссия и Конституционное совещание.
Конституционная комиссия — это созданная высшим органом государственной власти из числа представителей всех субъектов Федерации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проекта новой российской Конституции. Такая комиссия создавалась на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. из представителей Верховного Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека, работала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции рассмотрен V Съездом народных депутатов в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта. На Конституционную комиссию возлагалась обязанность дог работать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов - VII, декабрь 1992 г., VIII, март 1993 г., IX, апрель 1993 г. — эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, опубликован. Проект по основным вопросам конституционной реформы расходился с идеологией и взглядами президентской стороны. Проект, в частности, определял правовое положение Верховного Совета, свойственное в большей мере парламентской республике, в силу чего существенно ограничивались полномочия главы государства.
Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Правительства, министров экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся правом определять основные направления внутренней и внешней политики.
Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Получивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент не принял такую копией цию Основного Закона.
Домашнее задание-характеристика и порядок принятия -
4 Лекция 4 Порядок изменения Конституции Российской Федерации, реализация и защита конституционных норм
План лекции
4.1 Порядок изменения Конституции Российской Федерации
4.2 Значение постановления Конституционного суда РФ о толковании ст. 136 Конституции РФ
4.3 Реализация Конституции РФ: понятие и формы
4.4 Охрана Конституции РФ - Конституционный контроль и конституционный надзор в России
4.4.1 Понятие и виды конституционного контроля
4.4.2 Судебная система - важнейший элемент
механизма охраны
4.4.3 Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ
4.5 Конституционная охрана и конституционная ответственность
4.1 Порядок изменения Конституции Российской Федерации
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром является изменение гл. 1,2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания Российской Федерации. Внесение поправок в гл. 3—8 Конституции РФ входит в компетенцию российского парламента.
Субъектами, обладающими правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ, являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из следующих стадий.
Во-первых, инициатива пересмотра данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).
Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.
В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений:
1) подтвердить неизменность действующей Конституции; тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;
2) разработать проект новой конституции.
В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями:
1) квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;
2) всенародным голосованием (референдумом).
Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, что проголосовало более половины избирателей, проживающих на территории Российской Федерации. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан.