Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:50, курс лекций
План лекции
1.1 Понятие, предмет и метод конституционного права
1.2 Система конституционного права. Развитие конституционного права в условиях укрепления Российской государственности
1.3 Нормы российского конституционного права
1.4 Источники конституционного права
1.5 Конституционно-правовые отношения
1 Лекция 1 Конституционное право в системе российского права……………………4
2 Лекция 2 Основы теории Конституции………………………………………………21
3 Лекция 3 Понятие и структура Конституции Российской Федерации……………32
4 Лекция 4 Порядок изменения Конституции Российской Федерации, реализация и защита конституционных норм…………………………………………………………40
5 Лекция 5 Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации………………………………………………………………………………..59
6 Лекция 6 Политические отношения………………………………………………….76
7 Лекция 7 Политические партии и общественные объединения……………………95
8 Лекция 8 Регулирование экономических основ на конституционном уровне…104
9 Лекция 9 Россия как социальное государство…………………………………….122
10 Лекция 10 Конституционно-правовой статус личности………………………..149
11 Лекция 11 Гражданство в Российской Федерации………………………………167
12 Лекция 12 Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………………199
13 Лекция 13 Основы конституционно-правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации………………………………………………………………233
Список использованных источников………………………………………………….264
4.5 Конституционная охрана и конституционная ответственность
По вопросу существования конституционной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности в литературе высказываются различные, зачастую прямо противоположные мнения.
Нельзя не согласится с Н. М. Колосовой, считающей, что для создания эффективного механизма охраны Конституции Российской Федерации необходим институт конституционной ответственности, то есть ответственности за нарушение норм Конституции РФ, как самостоятельный вид юридической ответствености1).
Вышеуказанный автор предлагает отграничить политическую ответственность: “ отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для привлечения того или иного субъекта к конституционной ответственности свидетельствует или о пробеле в конституционном законодательстве или о том, что здесь налицо сугубо политическая ответственность.” Н. М. Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответственности является нарушение “Конституции РФ, а равно и других источников конституционного права”.
Однако, исходя из определения юридической ответственности, нарушения конституционных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за нарушение этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор.
В отличие от Н. М. Колосовой, Д. Т. Шон напротив считает, что определить точный перечень оснований конституционной ответственности невозможно1).
По кругу субъектов
конституционной
Круг субъектов
Кроме того, автор причисляет к субъектам конституционной ответственности государство в целом, обосновывая свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ обязано возместить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными действиями (или бездействиями) органами государственной власти и должностных лиц2).
Исходя из того, что
конституционная
“ 1 Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса органа, должностного лица, общественного объединения. Например, отставка Правительства РФ (статья 117 Конституции РФ).
В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (часть 6 статьи 125 Конституции РФ), приостановление действия актов органов власти субъектов РФ (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).
Юридическая ответственность представляет собой дополнительные (так называемые штрафные) санкции, которые правонарушитель несет помимо обязанности восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения (возместить вред).
В этой связи нельзя не согласиться с М. А. Красновым и Д. Т. Шоном, которые “не относят отмену незаконных актов к санкциям конституционной ответственности, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал.”
Полагаю, что для охраны
Конституции РФ наличие такого правового
института как конституционная
ответственность чрезвычайно
Однако, в настоящее
время ответственность за нарушения
Конституции РФ не предусмотрена
конституционным законодательст
В заключение хотелось бы отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России.
План лекции
5.1 Понятие основ конституционного строя
5.2 Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России
5.3 Основные принципы конституционного строя
5.4 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом
Основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина. Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями.
Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).
Исходя из этого, под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:
Такого
полного и концентрированного закрепления
важнейших принципов, на которых
базируется организация государственной
и общественной жизни, как это
сделано в Конституции Российск
Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).
Именно в первой главе Конституции РФ 1993 г. содержится много принципиально новых положений, характеризующих важнейшие изменения государственного строя России, происшедшие в 90-е гг. XX в.
Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими.
Российская Федерация - Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие.
Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного
осуществления народовластия
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления.
Установленная
законом периодичность и
Таким образом, народовластие осуществляется
(механизм осуществления народовластия)
через государство, политические партии,
другие общественные объединения, органы
местного самоуправления, институты непосредственной
демократии.
Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч. 4 ст.3 Конституции РФ).
К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).
Рисунок 1 Принципы конституционного строя Российской Федерации
По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на:
1 В первую группу (основы организации государственной власти), кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей:
а) демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития;
б) Конституция провозглашает Россию Республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа;
в) по Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством.
Для правового государства характерными признаками являются:
В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Четко проведен в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться;