Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций

Описание работы

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Содержание работы

Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу «Основы идеологии белорусского государс.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

2. Политическая идеология представляет собой один из её видов, имеет свою специфику. Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации, общества – осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Или иначе, это система идей и представлений, оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть или её использование с целью реализации своих интересов.

Специфика политической идеологии состоит в том, что  содержание той или иной идеологии  зависит от интересов социального  субъекта, из которого исходит данная идеология. Ибо это упорядоченная  система представлений о существующей действительности или её изменениях с точки зрения определённой группы, общности. Поэтому её может отличать предвзятость, субъективность оценок действительности.

По мнению Л.С. Санистебана, при анализе содержания любой идеологии следует выделять два плана: явный и скрытый. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами. После установления явной стороны в содержании идеологии следует вскрыть неявную, скрытую сторону. Иначе говоря, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает, защищает данная идеология.

Поскольку политические идеологии внутренне противоречивы, это может быть причиной расхождения  в понимании их содержания. Посему иногда на основе одной и той же идеологии могут возникать противоположные политические движения, например, социал-демократия и коммунизм.

Политическая идеология  как форма общественного сознания выполняет следующие социальные функции.

Ориентационная  функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

Амортизационная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

Функция выражения  и защиты интересов определенной группы (социальная) – возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп. Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.

Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.

Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

Для реализации функции  идеологии важное значение имеет  определение уровней политической идеологии.

Уровни политической идеологии:

    • теоретический, концептуальный уровень;
    • программно-политический уровень;
    • актуализированный уровень.

Теоретический, концептуальный уровень – наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.

Программно-политический уровень – на нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требование этого уровня – максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия.

Актуализированный уровень – позволяет элите (через изучение общественного мнения) определить степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их политическое поведение.

Существуют нравственные потребности в оправдании деятельности субъектов политических отношений, а политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершающими определённые политические действия. Поэтому все идейно-политические учения апеллируют к ценностям общества, пытаются представить соответствующие политические действия таким образом, что они направлены на реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие предстаёт уже не как произвольное выражение чьих-то интересов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и иных принципов.

Следует отметить, что  все идеологии связаны с интересами различных социальных групп, которые  их разделяют. Поэтому, защищая те или  иные положения, они могут искажать действительность. Это ограничивает познавательную функцию идеологии. Недостаточно выдвинуть самые правильные, самые обоснованные идеи, важно их реализовать на практике. А социально-политическая реальность к этому не всегда готова.

Специфика идеологии  заключается в том, что она  ориентирована на выражение коренных материальных интересов значимого социального субъекта. А это прежде всего интересы экономические и политические. Это  – интересы власти, стремление занимать доминирующую роль в каком-либо социальном слое, классе, обществе, государстве и т.д. Это также тесно связанные с властью интересы финансово-экономические, достижения богатства, материального благополучия. Значит, целью любой идеологии, её нервом является экономическая заинтересованность, властно-финансовая, политическая сущность. Важнейший объект и интерес всякой идеологии – государственная власть, финансово-экономическое могущество. Цели могут быть глобальными или локальными (в масштабе системы, государства, отношений различных социальных групп), а сущность та же – притязания на экономическую и политическую власть.

3. Нации как государственно организованные сообщества людей выступают как один из основных субъектов политических отношений. Следовательно, они также являются носителями определённых философских, экономических, политических, правовых, этических и религиозных идей, в которых они осознают себя как целостность, своё положение в окружающем мире, свои интересы как единого целого и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ вырабатывает определённую сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.

Доминирующие  в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл  исторического сознания, называют национальной идеей. Содержанием национальной идеи являются ответы на вопросы, касающиеся смысла жизни: историческая судьба народа, его история, место в мире, цель существования, историческая культурная миссия, отношения с соседями и т.д.

Нациями не рождаются, а  становятся. Свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл бытия. С одной стороны, она есть самосознание, самоидентификация нации, а с другой – её послание миру о своём бытии, о своих интересах и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея вырастает естественным образом из совокупности национальных черт и ценностей определённого народа.

Национальная идеология  как форма выражения самосознания народа появляется в конкретно-исторических условиях, развивается и формируется  вместе с восстановлением и развитием  самой нации. В различных исторических условиях, от эпохи к эпохе национальная идеология может видоизменяться, менять своё содержание и форму. Но при этом в содержании национальной идеологии сохраняется её генетическая основа, т.е. базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или её ассимиляции с другой национальной общностью.

Поскольку выразителем  и основным инструментом реализации интересов любого народа является его  государство, то образующую национальную идеологию, совокупность идей, представлений, убеждений, устремлений можно назвать также государственной идеологией или идеологией данного государства. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и государственной политики. Государство как форма самоорганизации в единое целое определённого сообщества людей с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. А если совокупность идей противоречит коренным интересам данной нации, она не может являться национальной и, соответственно, государственной идеологией.

Используется также  и понятие «национально-государственная  идеология». Государственно организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединить народ или народы во имя будущего, во имя цели. Без идеологии государство не состоятельно. Разрушение идеологии приводит к разрушению самого государства. Примером является печальный опыт СССР. Идея идеологизации, которая внедрялась в общественное сознание средствами массовой информации в условиях перестройки, привела к разрушению самого государства.

Хорошо сформулированная государственная идеология способствует эффективному развитию государства. Сенека сравнивал государство с кораблём: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра». Отсутствие государственной идеологии, которая консолидирует и сплачивает народ, отрицательно сказывается на развитии различных сфер жизни и общественной психики.

Не следует отказываться от понятия «государственная идеология» на том основании, что это понятие  может быть связано с идеологией правящего правительства. Во многих демократических странах одна партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на фундаментальные ценности, разделяемые данным обществом. Та сила, которая совершит покушение на это, неизбежно утратит статус национальной и уйдёт с политической арены.

Государственная идеология  – сложное образование. В качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.

Культурно-историческая составляющая государственной идеологии – это совокупность устоявшихся идей и представлений о происхождении и формировании данного народа, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытной общности, нации, а также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических и национально-культурных особенностей в контексте развития мировой цивилизации в целом.

Политическая  составляющая государственной идеологии – это комплекс идей и представлений данного народа об условиях становления и особенностях институтов государственной власти, о сущности политической системы страны, о путях её дальнейшего развития. Сюда входят представления о характере социально-политического строя страны, целях и путях модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизни народа, а также совокупность идей о месте и роли народа в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии – это весь комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Это представления народа об особенностях организации экономической жизни страны, его отношении к различным видам собственности, формам хозяйствования, распределению национального богатства и т.д. Это идеи и представления о месте и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Социогуманитарная составляющая государственной идеологии – это комплекс, осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека. Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Каждое государство имеет свои подходы в регулировании семейных отношений, нравственных норм и т.д.

Государственная идеология имеет несколько уровней: высший, средний и низший.

Высший уровень государственной  идеологии составляют литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, имеющие научный характер.

Средний уровень государственной  идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это Конституция страны как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Низший уровень государственной идеологии – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии – политическая символик, книги, статьи, лекции, художественная литература, аудио- и видеопродукция, произведения искусства, вузовские лекции, школьные уроки и т.д. Распространение идеологии связано с проблемой сохранения её подлинного содержания, ибо в процессе усвоения может теряться её подлинный смысл.

Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»