Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций

Описание работы

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Содержание работы

Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу «Основы идеологии белорусского государс.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Глобализация информационных процессов создает новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах.

Становящийся все более  масштабным новый «культурный интервенционизм», основанный на информационных новинках и стремящийся к насаждению во всех регионах мира американизированных вариантов культуры и потребительской системы ценностей, наталкивается на возрастающее неприятие, а нередко и сопротивление национальных и региональных культурных элит и не только в развивающихся странах Азии и Африки, но и в такой высококультурной и преуспевающей стране, как Франция. Именно Франция, бережно сохраняющая и преумножающая традиции своей национальной культуры, стала первой в мире страной, специальным законом квотирующей количество транслируемых американских фильмов, радио- и телепрограмм. А это означает, что усиливающаяся глобализация, вопреки ее самым активным приверженцам и собирателям ее плодов, не ведет к исчезновению национальных интересов ни в экономике, ни в политике, ни тем более в культуре. Глобально взаимосвязанный мир отнюдь не является безнациональным, а широко распространяемые в нем стандарты вестернизированной, преимущественно американизированной, культуры не в состоянии стать эталоном единой, скроенной по одному образцу «мировой культуры».

Разумеется, следует иметь в виду, что распространяемые через средства массовой информации, включая Интернет, программы американизированных радио- и телепередач, видеороликов т.п. всеми возможными способами декларируют свою идеологическую нейтральность, отрекаясь как от правых (за излишний консерватизм), так и от левых (за чрезмерный либерализм или даже социал-демократизм). И все-таки во всех случаях их «центристская», «объективная» позиция оказывается скроенной по модифицированным и умело лакированным образцом пресловутой «американской мечты».

Итак, круг замыкается: объективно необходимые продукты глобализации современного мирового сообщества порождают  стремление сконструировать глобальную идеологию, преимущественно проамериканской  направленности, а видимые или  умело законспирированные в кино-, теле-, радио-, Интернет-продукции идеологические клише подталкивают потребляющих эти товары людей в разных странах к ощущению того, что мы становимся единым миром.

В многогранной и многообразной  по средствам воздействиям на людей системе идеологии глобализма особенно важное значение в начале XXI в. придается Интернету. Его специфическая особенность, отличающая эту «мировую паутину» от других интерактивных кибернетических средств, заключается в том, что пользователь сайтов психологически уверен в свободе своего информационного выбора в гораздо большей степени, чем телезритель, радиослушатель или читатель газеты. К тому же Интернет включает в орбиту воздействия на пользователя сети более широкий спектр информационной стимуляции сознания индивида, его чувств, эмоций, воображения и других психологических компонентов личности, чем печать, радио или телевидение. В его распоряжении не только звук, текстовый материал, набор быстро меняющихся видовых картинок, но и многообразие красок, геометрических фигур, разнообразнейших схем, причем меняющих свои конфигурации прямо на глазах потребителя этой информации, что создает  у последнего чувство сопричастности избирательной, активной, сопровождаемой обратной связью реципиента с источником информации.

Таким образом, Интернет как кибернетическая информационная система может выступать (как  показатели события последних лет  в Ираке, Грузии и ряде других регионов мира) в качестве мощного информационного  психологического оружия, используемого  в определенных идеологических целях. В качестве объекта для использования такого оружия выступают национальное самосознание, социально-политические настроения, ценностные и мировоззренческие установки различных социальных групп и общностей. А основной целью его применения становятся достижение успеха в идеологическом противоборстве, дезинформация, расшатывание политической и оборонной устойчивости соперничающего государства.

Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства.

 

1. Понятие,  сущность и роль конституции  в обществе.

2. Конституционные  основы государственного и общественного  устройства в Республике Беларусь.

3. Конституционные  права и свободы граждан Республики  Беларусь.

 

1. Термин «конституция»  происходит от латинского «constitutio» и означает «устройство». В настоящее время конституцию определяют как основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами, представляющий собой основу всего текущего законодательства. На основе конституции формируется вся система создания законов. Конституция определяет количество ветвей власти, их компетенцию, разграничивает их функции. В конституции перечислены права и обязанности граждан, установлены отношения между гражданином государством и обществом, прописаны механизмы избирательной системы и т.д. Поскольку конституция является основным законом, то акты, принимаемые всеми ветвями власти должны соответствовать наполнению конституции. Любой закон не может вступить в силу, если он расходится с конституцией, кроме того, все ранее принятые нормативные акты также не могут действовать, если они не согласуются с конституцией.

Кроме юридического, конституция  имеет еще и политическое наполнение. Она фиксирует и регулирует общественные отношения. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей. Именно в этом заключается идеологический аспект конституции. В ней, пускай в неявной форме, прописана идеология государства, указаны цели, к которому оно стремится.

Конституции стран СНГ, в том числе и белорусская, подготовлены на основе европейского опыта, поэтому свободны от явных идеологических перегрузок. В конституционных текстах зафиксирован плюрализм мнений, свобода совести, многообразие политических институтов. Ни одна партийная идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Такая постановка проблемы спасает государство то кризисов в период смены власти, когда к управлению приходят силы с альтернативными политическими взглядами, система государственной идеологии  меняется в случае, если прежние и новые взгляды партийные, и остается прежней или немного корректируется, если они общие для всех. Конституция как основной закон является высшим источником права.

 

2. В Конституции  Республики Беларусь записано, что  она – унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.

Унитарное государство  имеет единые центральные органы власти и единое законодательство. Помимо унитарных могут существовать и федеративные государства, в которых кроме центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения страны.

Демократическое государство отличается тем, что  в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом демократии, в ст. 3 конституции записано, что народ – единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проповедовать. В настоящий момент в республике насчитывается 17 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.

Правовое  государство имеет принципом  верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в рамках конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Также в конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Суверенитет государства показывает, что государство  обладает всей полнотой власти на своей  территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности политики. Несамостоятельность может быть выражена в подчинении рекомендациям других стран в ущерб своим государственным интересам, ведении политики, выгодной в первую очередь не самому государству, а его союзникам или партнерам. Одним из признаков суверенитета является наличие института гражданства, возможность иметь собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные символы.

 

3. Раздел 2 «Личность,  общество, государство» Конституции  Республики Беларусь посвящен  правам и обязанностям граждан.  В ст. 21. сказано, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». Далее в разделе расшифровываются права и свободы. Поскольку белорусское государство социальное, оно гарантирует право на достойный уровень жизни. Кроме того, что государство гарантирует права, закрепленные в государственных законах, оно гарантирует исполнение и прав, предусмотренных в международных соглашениях. Государство дает гарантии политических прав. Граждане могут объединяться в любые организации с любой идеологией, если она не противоречит закону. Однако в этом праве существуют ограничения у сотрудников силовых органов и прокуратуры, поскольку членство в организациях может привести к использованию служебного положения во благо той или иной организации. Государство обязуется защищать граждан от всевозможных посягательств, а также обеспечивает неприкосновенность личности, невмешательство в личную жизнь. Государство также защищает экономические права граждан. Всем гражданам предоставлено равное право осуществлять хозяйственную деятельность, все формы собственности имеют равные права на защиту государства. Граждане имеют разнообразные права, которые помогают сохранить им свою культурную, национальную, религиозную и прочую идентификацию. Так в Конституции есть право на участие в культурной жизни, право на сохранение своей национальной принадлежности, использование своего родного языка и др.

Помимо прав и свобод у граждан Республики Беларусь существуют и обязанности, которые также прописаны в  Конституции. Однако существует обязанность, которая записана в конституции, но распространяется на всех лиц, находящихся на территории Беларуси. Статья 52 гласит: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции». Этим подчеркивается, что деятельность законов распространяется не только на граждан, но и на временно прибывших лиц.

Тема 5. Государственные  институты и формирование идеологии  белорусского государства.

 

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.

2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.

4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

 

1. Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.

И хотя основные принципы идеологии белорусского государства  сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Сам термин «президент»  происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был  учрежден первый институт президентства в США.

Белорусский институт президентства  в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.

Институт президентства  является одним из основных элементов  государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 – члены ООН.

Президент –  Глава  государства уполномочен  формировать и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы государства имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и стабильность в работе государственных органов, а также представлять Беларусь внутри страны и в международных отношениях, а его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).

Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

Глава государства оказывает  инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей.

Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

- полномочия особого  института президентской власти  во всех сферах   государственного  управления;

- объединяет все власти  для согласованного и эффективного функционирования;

- посредничество Президента  выведено за сферу публичных  властей и распространено на  отношения органов государственной  власти, государства и общества;

Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»