Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций

Описание работы

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Содержание работы

Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу «Основы идеологии белорусского государс.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Рада БНР и Народный секретариат пытались выступать  как законодательная и исполнительная власть, но не обладали реальными властными полномочиями. БНР не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительствами ведущих стран мира – США, Англии, Франции, Германии и др. В основной своей массе самоопределение БНР не поддержало и население Беларуси. У БНР не было армии, отсутствовала финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Деятельность правительства БНР ограничивалась исполнением урезанных полномочий при германской оккупационной администрации и решением некоторых задач в культурно-образовательной сфере, в области местной промышленности и торговли.

Несмотря на это, провозглашение Белорусской Народной Республики было важным шагом в создании белорусской  государственности, потому что привлекло  внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. БНР потерпела крах, но как альтернатива ей родилась белорусская государственность на советской основе.

1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

В то же время опыт гражданской  войны, окончание иностранной интервенции, переход к мирному строительству  свидетельствовали, что построить новое общество и даже выжить поодиночке советские республики не смогут. Начинается переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в одно государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик.

Несмотря на то, что  в СССР был утверждён безусловный  приоритет общих союзных интересов  над интересами республик, Белорусскую  Советскую Социалистическую Республику в составе СССР следует признать первым реальным национальным белорусским государством, обладающим всеми атрибутами такового.

При всей ограниченности реального суверенитета в советский  период БССР не была фикцией. Первый опыт белорусской государственности  имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего ХХ столетия. Ещё в довоенный период Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов (“укрупнение” БССР в 1924 и 1926 гг., воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 г.).

Именно БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые были сформированы реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Советский Союз поразил мир, превратившись в одну из сверхдержав, обеспечив на полвека мировое равновесие. Но и цена советских свершений оказалась чрезмерно высокой. На долю советского народа выпало множество лишений – голод, холод, каторжный труд, миллионы загубленных жизней соотечественников.

Но деформации общественно-политической жизни не подорвали высокое чувство патриотизма белорусов. Серьёзным испытанием на мужество и стойкость нашего народа стала Великая Отечественная война. Белорусский народ оказал беспримерное в истории человечества сопротивление агрессору, с решимостью отстоял свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

Великая Отечественная  война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать  заново. Это был уже подвиг трудовой, но не менее значимый, чем подвиг военный. За послевоенные годы Беларусь не только восстала из руин, но и превратилась в индустриально развитую республику. Но нельзя забывать, что это стало возможным только благодаря помощи других советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов СССР.

Однако обострившиеся  противоречия внутри командно-административной системы привели к возникновению  кризисных явлений в советском  обществе. Сформировался своеобразный механизм торможения. Он представлял  собой совокупность неэффективных  способов решения политических, экономических и социальных проблем. Это обострило противоречия между трудовым народом и партийно-государственной элитой. Требовалась серьёзное реформирование всей системы. Но советское руководство оказалось не в состоянии справиться с непростыми задачами, ставшими перед обществом. Стали набирать силу центробежные процессы, которые и привели к развалу СССР.

 

2. Распад СССР явился серьёзным испытанием для белорусской государственности, но и открыл новые перспективы для её дальнейшего развития на современном этапе.

Фактический развал Советского Союза начался в 1990 г., когда Россия, Украина и другие республики СССР приняли декларации о государственном  суверенитете. 27 июля 1990 г. Верховный  Совет Белорусской ССР также  принял Декларацию о государственном суверенитете республики, правда, ещё в составе Советской федерации. Однако процесс реформирования СССР был торпедирован “парадом суверенитетов” и сознательным демонтажём союзных структур.

Новый толчок распаду  СССР дали события лета – осени 1991 г. 19–21 августа 1991 г. в стране произошёл государственный переворот, сделавший распад СССР неизбежным. Уже до конца месяца парламенты Эстонии, Латвии, Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана приняли постановления о государственной независимости этих республик. Началось формирование органов власти и управления суверенных государств, каждое из которых старалось преодолеть политический и экономический кризис самостоятельно.

25–26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики”, постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон о названии Белорусской ССР, согласно которому она начала называться Республикой Беларусь. Герб “Погоня” и бело-красно-белый флаг стали государственными символами Республики Беларусь.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (в Вискулях Каменецкого района Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины (Б. Ельцин, С. Шушкевич, Л. Кравчук), игнорируя волю своих народов, которая была высказана на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно разрушили советское государство. На руинах СССР было создано аморфное Содружество Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали декларацию в поддержку Беловежских соглашений. Членами СНГ стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.

Дальнейшее развитие суверенного белорусского государства  потребовало формирования органов  управления, организации собственной армии и других силовых структур. Союзно-республиканское министерство внутренних дел БССР было преобразовано в республиканское Министерство внутренних дел с подчинением ему внутренних войск и учебных заведений бывшего Министерства внутренних дел СССР, размещённых на территории Беларуси. Комитет государственной безопасности стал подчиняться Верховному Совету Республики Беларусь. В начале 1992 г. начало действовать Главное управление пограничных войск при Совете Министров республики. Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Создана также Контрольная палата республики. В марте 1992 г. начало действовать Министерство обороны Республики Беларусь.

1992–1994 гг. – период жёсткой политической борьбы в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни, государственного строительства, будущего союза с Россией. Шли споры о том, какой республикой должна быть Беларусь: президентской или парламентской.

15 марта 1994 г. Верховный Совет республики принял новую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь. Согласно ей, Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории. Конституция вводила в республике президентскую форму правления. 10 июля 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был выбран А.Г. Лукашенко. Для обеспечения эффективной государственной политики было проведено реформирование системы исполнительной власти, создана подчинённая президенту сквозная вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы как в центре, так и на местах.

В целях разрешения некоторых  спорных вопросов, которые ставила  политическая оппозиция, и которые имели принципиальное значение для обеспечения согласия в обществе, по инициативе Президента Республики Беларусь и в соответствие с его предвыборной платформой 14 мая 1995 г. был проведён республиканский референдум. Белорусский народ поддержал предложения руководителя государства о придании русскому языку равного статуса с белорусским, развитии экономической интеграции с Российской Федерацией, установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь. Герб “Погоня” и бело-красно-белый флаг на референдуме народом не были признаны национальными государственными символами. Большинство народа высказались за новую символику, которая представляла собой немного изменённую государственную символику Советской Белоруссии.

На протяжении 1995–1996 гг. в Республике Беларусь назревал новый политический кризис, вызванный противостоянием политической оппозиции, которую поддержала часть депутатов Верховного Совета и членов Конституционного суда, политическому курсу президента А.Г. Лукашенко. В условиях политической конфронтации А.Г. Лукашенко в соответствие с Конституцией Республики Беларусь вынес вопросы, которые определяли судьбу государства, на референдум.

Инициированный Президентом  Республики Беларусь А.Г. Лукашенко республиканский референдум состоялся 24 ноября 1996 г. Белорусский народ проголосовал за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными А.Г. Лукашенко, высказался против свободной, без ограничений, купли и продажи земли, против отмены смертной казни в Республике Беларусь. На референдуме было поддержано предложение А.Г. Лукашенко о переносе Дня независимости Республики Беларусь (Дня республики) с 27 июля на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.

В соответствие с новой  редакцией Конституции Республики Беларусь вместо однопалатного Верховного Совета с 260 депутатами был сформирован  двухпалатный парламент – Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей (110 депутатов, выбираемых народом) и Совета Республики (по 8 человек выбираются от каждой области и г. Минска и 8 человек назначаются президентом). Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является премьер-министр правительства, расширены права и полномочия Совета Министров.

Политический курс Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко поддерживается подавляющим большинством белорусского народа. Об этом свидетельствуют не только результаты референдумов. Внутренняя и внешняя политика, проводимая руководством государства, была одобрена делегатами трёх Всебелорусских народных собраний, состоявшихся 19–20 октября 1996 г., 18 мая 2001 г. и 2–3 марта 2006 г. Показателем доверия можно считать и президентские выборы 9 сентября 2001 г., когда народ Беларуси выбрал А.Г. Лукашенко Президентом Республики Беларусь на новый 5-летний срок.

Успехи государственного строительства в Республике Беларусь и курс, проводимый руководством страны, были поддержаны на республиканском референдуме 17 октября 2004 г. Подавляющее большинство белорусского народа согласилась с тем, чтобы А.Г. Лукашенко мог баллотироваться на должность Президента Республики Беларусь в 2006 г. Президентские выборы 19 марта 2006 г., когда А.Г. Лукашенко был избран Президентом Республики Беларусь на следующий 5-летний срок, в очередной раз показали доверие белорусского народа государственной политике, проводимой руководством нашей страны.

Одна из ключевых составляющих политической стратегии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко выражена в курсе на создание союзного государства Беларуси и России. В ХХI в., перед лицом нивелирующей народы глобализацией, этот курс приобретает характер повелительного требования. Сохранить свою национальную идентичность в современном мире могут только те народы, которые объединяются в союзы государств, имеющих общие цивилизационные основания.

Ещё в феврале 1995 г. во время официального визита Президента России Б.Н. Ельцина в Республику Беларусь между нашими странами был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных усилиях по охране государственной границы, создании белорусско-российских финансово-промышленных групп, порядке завершения строительства, использования и содержания узла Барановичи (система предупреждения о ракетном нападении), использования радиостанции Вилейка и др.

29 марта 1996 г. был подписан Договор об углублении экономической интеграции четырёх стран – Беларуси, России, Казахстана и Киргизии. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Сообществе суверенных государств – Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечивал гражданам обеих стран равные права в получении образования, охране здоровья, устройстве на работу, оплате труда и т.д. Был создан Высший совет Содружества, его председателем избран Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции двух стран стало подписание 2 апреля 1997 г. в Москве Договора о Союзе Беларуси и России. Его неотъемлемой частью стал разработанный и вынесенный на всенародное обсуждение Устав Союза Беларуси и России. Более 80 % граждан поддержали курс на дальнейшую интеграцию двух стран. Государственные комиссии, созданные в Беларуси и России, обобщили замечания, предложения и пожелания, которые были высказаны в ходе всенародного обсуждения Устава, и направили их президентам своих стран. 23 мая 1997 г., после того, как президенты Беларуси и России на встрече в Москве окончательно согласовали свои позиции, Устав был ими подписан и вступил в действие.

8 декабря 1999 г. в Москве президентами Беларуси и России А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельциным был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, а в январе 2000 г произошёл обмен грамотами о ратификации этого договора. Главная цель данного договора – создание общей правовой базы Союза, формирование единого экономического, оборонительного и гуманитарного пространства, улучшение жизни людей. Председателем Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России избран Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Председателем Совета Министров Союзного государства является Председатель правительства Российской Федерации.

Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»