Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций
Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.
Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111
На массовом уровне неизбежно упрощение идеологии, однако это не является препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных слоёв населения. Политические символы широко используются в пропаганде национально-государственной идеологии. Назначение символов состоит в том, чтобы, отражая в сознание реальность, обеспечивать связь между этой реальностью и воспринимающим субъектом. Политическая символика закрепляет и пропагандирует существенные аспекты национально-государственной жизни. К государственным символам обычно относят флаг, герб и гимн государства (в Республике Беларусь это – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн).
К атрибутам государственности
могут относиться явления знакового
характера, указывающие на существенные
аспекты жизнедеятельности
Политическими символами могут являться понятия, которые выражают национально-государственную идеологию: идеал, девиз, проект, лозунг; призыв, афиша, пароль, плакат, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентёр. Все они имеют широкую практику употребления в политической жизни.
Как осуществляется механизм государственной идеологии? Производством политических идей занимаются не только отдельные лица, но и организации и учреждения. Итак, совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии.
Существуют два варианта формирования
механизма государственной
Механизм государственной
Российский академик Н.Н. Моисеев подчёркивает возрастающую ответственность интеллигенции за судьбы общества: «И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьёзное влияние на судьбу страны и помогло сформулировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определённого видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными». [Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Социально-гуманитарные знания, 1999, №4, с.173–174]
В литературе высказывается мысль о том, что производством идей, их обновлением должны заниматься сотрудники аппарата власти, научно-исследовательские центры, преподаватели вузов, работники средств массовой информации, учреждений культуры. Становление гражданского общества невозможно без согласования индивидуальных, групповых и общих интересов, их баланса. Государственная идеология должна быть концентрированным выражением мнений большинства членов сообщества на основе плюрализма мировоззрений, а правительство должно заботиться о реализации коренных интересов нации в целом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Научное представление об
2. Идеология может играть в
обществе различные роли, присущие
ей определенные внутренние
3. Национальная идеология
в конкретных исторических
1. Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.
Первые государственные образования на восточнославянских землях стали возникать ещё в VI–IX вв. В это время на территории современной Беларуси существовали три территориальные культурно-этнические объединения – дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси (между Припятью и Западной Двиной). Радимичи заселяли земли между Днепром и Десной (основной ареал их расселения – бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере Беларуси и в соседних районах Подвинья и Поднепровья (в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Ловати). Кривичи были самым многочисленным населением восточнославянских земель.
Ещё до середины IX в. на территории,
населённой древнеславянскими племенами,
стали формироваться
Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью. Летописцы свидетельствуют, что уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: северный – с центром в Новгороде и южный – с центром в Киеве. Поздней эти союзы объединились и создали единое государство – Киевскую Русь. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи – варягам. Они оказались под защитой Руси.
Киевская Русь – это раннефеодальное монархическое государство. Во главе его стоял великий князь. В состав государства входили отдельные земли во главе со своими князьями. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого киевского князя. Они должны были являться со своими дружинами по требованию великого киевского князя для осуществления военных походов. Подвластное местным князьям население платило дань великому киевскому князю. В то же время местные князья имели почти неограниченную власть в своих княжествах.
Киевская Русь представляла
собой специфическое
В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства. В Полоцке существовала местная княжеская династия. Среди полоцких князей наибольшую известность получили князья Брячеслав и Всеслав, которые правили Полоцким княжеством на протяжении ХІ в. В это время расширилась территория княжества, возросло его политическое значение. Полоцкие князья старались проводить независимую от Киева политику.
Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вечу или народному собранию. Вече приглашало князей на княжение, издавало законы, утверждало объявление войны или заключение мира. Власть веча распространялась не только на город, но и на всю волость. В Полоцке вече просуществовало до конца ХV в. (1488 г.), когда город получил макдебургское право.
Исполнительная и судебная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Князья занимались военным делом, ходили в походы со своими дружинами в другие земли, они также вершили суд и охраняли торговые пути в своём княжестве.
В начале ХІІ в. Полоцкое княжество вступило в период феодальной раздробленности и распалось на несколько удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.
Другое раннефеодальное княжество на территории Беларуси – Туровское – возникло в конце ІХ в. Туровское княжество принадлежало то Полоцку, то Киеву в качестве части великокняжеских владений. Во второй половине ХІІ в. в Турове возникла самостоятельная княжеская династия, однако уже в конце ХІІ – начале ХІІІ в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных княжеств: Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровенское.
Таким образом, Полоцкое и Туровское княжества имели все атрибуты государственной власти – законодательной (вече), исполнительной (князья и дружина), судебной (князья и тиуны). Эти княжества можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существование в различных частях древнерусского государства особых культурных и политических традиций, Киевская Русь сыграла важную роль в собирании и объединении всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и других) сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская (восточнославянская) народность. Во второй половине Х в. утвердилось общее название этой территории – Русь. Среднее Поднепровье стало называться Русской землёй, киевские князья – русскими князьями. В древнерусском государстве была закреплена общность языка и культуры населения всей Руси, решительно доминировали общерусские черты, которые обеспечивали культурную монолитность восточнославянского “русского мира” на всей территории от Карпат до Белого моря. Не последнюю роль в этом сыграли единые славянские корни всех составляющих древнерусскую народность общностей. Славянский характер этноса был закреплён в самоназвании – “русь”, “русы”, “русские”. Поэтому древнерусскую народность следует считать важнейшим этапом в формировании трёх братских народов – белорусского, великорусского и украинского.
Таким образом, уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности восходит к древнерусской государственности и имеет общерусские корни.
Дальнейшее усиление системы феодальных отношений, возникновение мощных местных феодальных центров, сепаратизм местных феодалов привели к ослаблению Киевской Руси. В начале ХІІ в. Древнерусское государство распалось на отдельные княжества и феодальные республики. В этот период Киевская Русь уже не представляла собой единого политического целого и состояла из ряда отдельных земель – княжений. Территория Беларуси входила в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Новогрудского и частично Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств. В начале ХІІІ в. процесс политического дробления пошёл ещё быстрей. Княжества стали дробиться на уделы. Поэтому ХІІ–ХІІІ вв. прошли в непрерывных междоусобных войнах.
В то же самое время в ХІІІ в. складываются предпосылки возникновения в Европе нового государственного образования – Великого княжества Литовского. Среди причин, подталкивавших западнорусские княжества к объединению, были как внутренние, так и внешние факторы. Это – интенсивное развитие феодальных отношений, которое всегда ведёт к обострению классовой борьбы и усилению объединительных тенденций, а также внешняя угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Объединяющей силой западнорусских княжеств выступила власть великих князей литовских.
Процесс создания ВКЛ был продолжительным и сложным. Он длился более столетия – со 2-й четверти ХІІІ в. до 3-й четверти ХІV в. Пути, способы и обстоятельства присоединения отдельных земель к Великому княжеству Литовскому были различны. В одних случаях территория присоединялась с помощью военной силы, в других – на основе союза между русскими и литовскими князьями, в третьих – путём династических браков. В результате этих процессов на протяжении ХІІІ – ХІV вв. в Центральной и Восточной Европе появилось феодальное государство – Великое княжество Литовское, которое занимало территорию современных Литвы и Беларуси, большую часть Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую и Орловскую области). В ХV в. ВКЛ простиралось от Балтийского до Чёрного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья.
Великое княжество Литовское представляло собой полиэтническое государство четырёх основных народов – белорусского, русского, украинского и литовского, где славяне занимали примерно 11/12 территории и составляли около 80 % населения страны.
Объединение всех земель Беларуси в одно государство обусловило укрепление этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало их консолидации и формированию белорусской народности. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в ХІV – ХVІ вв., сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусская народность с её основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определённым уровнем самосознания. Именно в этот период отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа – развивается родной язык, письменность, философская и социально-политическая мысль, правотворчество, складываются национальные обычаи и традиции, укрепляется приверженность населения православному вероисповеданию.
Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»