Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций
Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.
Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111
Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.
В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций. При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.
В социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.
В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.
Между консервативной и
либеральной идеологиями в
С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.
4. Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии.
Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.
Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.
Спектр современных левых социально-политических течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей социализма национального типа в развивающихся странах. Традиционно к левым относят также анархистов. Разумеется, этот перечень не исчерпывает все оттенки современных политических течений левой ориентации.
Одновременно во всех этих разновидностях социалистических концепций национального типа прослеживается сходство с социал-демократической концепцией «демократического социализма». Их объединяет и терпимое отношение к различным формам собственности, и приверженность идее плюралистической демократии, и стремление к социальной справедливости. Не случайно, поэтому в рядах Социнтерна находятся многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки.
Концепции социализма национального типа широкое распространение получили в афро-азиатских странах. Их общей особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между капитализмом и большевизмом, который бы больше соответствовал национальным традициям развивающихся стран. Вследствие этого в концепциях национального социализма переплетаются элементы других политических теорий, религиозных источников, родоплеменных порядков и нравов. Таковы «индийский социализм», «африканский социализм». «автохтонный социализм» (от греч. «автохтоне», что значит аборигены, коренные жители) в Латинской Америке и др.
Движение «новых левых» родилось в период бурных студенческих выступлений в западных странах в 60-е годы нашего столетия. Ныне это разнородные по своей политической ориентации группы, главным образом среди интеллигенции и студенчества, претендующие на роль наиболее радикальных противников современного капитализма. Они отвергают ценности буржуазного общества, выступают против бюрократии, современных властных структур.
Экосоциализм – это левое течение движения «зеленых». Его идеологи считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды, субъектами же политической жизни будут не традиционные партии, а альтернативные движения. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами, поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации, а о широкой децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства.
Анархизм сформировался в России как общественно-политическое течение в середине XIX в., поставившего задачу создания истинно свободного общества и представляло одно из направлений утопического социализма. Решение этой проблемы анархисты связывали с ликвидацией такой формы организации общества, как государство.
В обыденном сознании слова «анархизм», «анархия» прочно ассоциируются с хаосом, произволом, разрушением. Привычными для слуха стали сочетания «разнузданный анархизм», «примитивный анархизм».
Анархия как течение общественной мысли объединяет весьма разнородные концепции по единственному, и в конечном счете формальному критерию: отрицанию власти. Архия – власть. Ан-архия – безвластие. Поэтому так называемые анархические элементы можно найти во многих, особенно социалистических теориях. Однако анархизм и социализм в истории общественной мысли оказались противоположными и враждующими течениями.
Источник негативного отношения к анархизму следует искать в долголетней традиции борьбы – и не только теоретической, но в первую очередь политической – между марксистским, социал-демократическим течением социализма, которое анархисты называют «государственным», «авторитарным», социализмом с одной стороны, и, с другой, течением анархическим.
Анархизм как направление
– это общественно-
Анархизм – идейно-
Из всей истории анархизма можно выделить два основных направления:
– анархо-индивидуализм,
отвергает любые формы
– анархо-синдикализм
и анархо-коммунизм, отличительные
черты которых –
Безгосударственный
– идеи утопического социализма по вопросам о будущем устройстве общества или «казарменный коммунизм», или возврат назад в «золотой век», первобытнообщинный строй;
– опыт Парижской Коммуны и революции 1848 г.;
– взгляды на государство, его функции и исторические перспективы, разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом;
– исторические особенности социально-экономического и политического развития России в XIX в.: самодержавие (ненавистное), с одной стороны и крестьянская община с другой (в ней сторонники видели задаток будущего общества).
Главными идеологами учения анархистов в России являются М.А.Бакунин (1814 – 1876) и П.А.Кропоткин (1842 – 1921).
В теоретических взглядах Бакунина переплетаются традиции антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной революционности с идеями крестьянского социализма, которые уже широко были распространены в России в то время.
Социализм по Бакунину – это общество социальной справедливости, воплощающее народный идеал: все земли принадлежат народу, право пользования средствами производства принадлежит общине, абсолютная автономия. Общинное самоуправление враждебное отношение к государству. Воплощение этого народного идеала в жизни требует искоренения четырех общинных пороков:
– патриархальности;
– поглощения свободы личности общиной;
– веры в царя;
– религиозности.
Бакунин указал два возможных средства достижения народного идеала:
1) Кооперативный социализм как средство преобразования социально-экономического быта крестьян и рабочих.
2) Революционный –
непосредственная организация
Сам Бакунин отдал предпочтение второму средству. Он считал, что революция никогда не делается личностями или политическими подпольными организациями. А происходит сами по себе. Исходя из этого, он считал индивидуальный террор эффективным средством политической борьбы.
Второй фигурой в идеологии анархизма является П.А.Кропоткин. У него идея будущего общества выглядела как вольный союз самоуправляющих общин; обязательный всеобщий труд; коллективная собственность на орудие и средства производства, предметы быта; отказ от высшего образования, приводящего к умственному неравенству. Царскую монархию в России Кропоткин считал государственным строем ему буржуазном обществе общественные организации, коллективы, которые должны были подготовить почву для исчезновения государства.
Необходимо отметить, что марксизм обосновал необходимость государства для защиты революции и проведения социально-экономических реформ.
Анархизм доказывал несовместимость государства и революции, так как государство согласно анархизму – консервативная сила, таящая в себе угрозу возникновения личной диктатуры.
В период первой русской революции возросло число анархистских групп, например: Анархисты-коммунисты – требовали немедленной организации безвластного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления.
Анархисты-террористы – проповедовали саботаж в области экономики. Они первыми в истории ввели в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства.
Анархисты-синдикалисты – выступали за уничтожение политической власти, захват предприятий, призванной организовывать производство и распределение.
Пан анархисты – выступали за отказ от любого вида деятельности, ведущей к укреплению государства, в том числе и от труда.
Мистические анархисты – концентрировали свое внимание только на личной жизни.
В годы первой мировой войны представители анархо-синдикализма и анархо-коммунизма выступали с лозунгами: «война до победного конца», надеясь, что она спровоцирует мировую революцию. Направление анархистов на мировую революцию как средство, приближающее ликвидацию европейских государств, определили и их тактику в февральской буржуазной революции.
Идейная и организационная разобщенность анархистов разных направлений ярко проявилась в России во время Октябрьской революции. Некоторые анархистские группы сразу же заняли враждебные позиции по отношению к большевикам, другие относились к ним вполне лояльно.
С 1918 г. часть анархистов
начала сотрудничать с Советской
властью, признавая, что политика большевиков
соответствует требованиям
Задачей анархистов была организация нового безвластного общества; стереть с лица земли строй комиссародержавия и чрезвычайной охраны; организация массового движения.
Родоначальником анархистов
по праву считается англичанин Вильям
Годвин (1756 – 1836). С выхода в свет
в 1793 г. его «Исследования о
Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»