Лекции по основам права Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:49, лекция

Описание работы

Тема1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.
Тема 2. Основы конституционного права РК.
Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК .

Файлы: 1 файл

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ основы права.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ

Тема1. Основные понятия  о государстве, праве и государственно-правовых явлениях

Изучение основ прав является одним  из важных средств и условий правового  воспитания и обучения граждан казахстанского общества. На государственной основе этот вопрос был поставлен с указанием путей его реализации в постановлении, подписанным Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, «О мерах по осуществлению правового всеобуча» от 21 июня 1995 года. Правовое обучение и воспитание имеет политическую актуальность, так как оно тесно связано с построением правового государства в Казахстане, которое обеспечит свободное развитие личности, завершит формирование гражданского общества в стране. Создание нового права в Республике Казахстан, знание его, следование ему позволят каждому и всем представлять свои права, свободы и обязанности. Однако их активное творческое усвоение, формирование правового сознания не происходят стихийно. Правовое воспитание, получение систематизированных знаний о законах, важнейших сферах общественной жизни должно происходить планомерно, в процессе длительного обучения, начиная со школьного возраста.

Изучение основ государства  и права студентам важно не только с правоохранительной точки  зрения, но и для усвоения социального  назначения правовых предписаний, способствующих углубленному знанию права, идейной убежденности граждан в общественной ценности построения правового государства и необходимости функционирования демократического права. Одной из важных целей правовой реформы в современном Казахстане является, как известно, построение правового государства в соответствии с принципами демократии и соблюдение основных прав и свобод граждан. Это не возможно без воспитания правового сознания граждан, без понимания ими своих прав и обязанностей перед обществом и государством, без знания законов регулирующих жизнь общества. Формирование новой правовой системы, направленной на гуманизацию и демократизацию в жизни общества, на искоренение любых форм дискриминации в зависимости от различия пола, национальности, имущественного положения, социальной принадлежности, должности, вероисповедания, предполагает изучение основ государства и права, пропаганду юридических знаний в обществе. В связи с этим немаловажной задачей при изучении курса « Основы права» является преодоления укоренившегося юридического нигилизма и пренебрежение к законам со стороны государственных органов, должностных лиц, а также и граждан, а в целом формирование позитивного настроенного правосознания людей.

 Создание рыночной экономики,  наличие различных форм собственности потребовали качественного изменения правового режима их функционирования. Динамично развивающиеся законы о правовом регулировании новых экономических отношений являются объективным основанием необходимости их знания. Следовательно, знания основ права, содержания, основных положений законов, регулирующих личные, семейные, имущественные и другие отношения в казахстанском обществе, в свою очередь, позитивно повлияет на развитие рыночных отношений в Республике Казахстан и правовое воспитание его граждан.

Предмет это объективное свойство государства и права, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Метод это совокупность приемов  и способов, с помощью которых  постигается предмет.

1. Всеобщие методы - философские, мировоззренческие. К ним относятся:

- метафизика, рассматривающая государство  и право как вечные и неизменные  институты.

- диалектика - материалистическая и идеалистическая. Материалистическая диалектика связывает эти явления с социально-экономическими изменениями в обществе, с появлением частной собственности и разделениями обществами на классы. Идеалистическая диалектика подразделяется на объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой; субъективный-с сознанием человека.

  2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания. К ним относятся:

- анализ – условное разделение  сложного государственно-правового  явления на отдельные части;

- синтез – изучение явления  путем условного объединения  его составных частей;

- системный подход – ориентирует  на раскрытие целостности объекта, на выявления много образный типов связей в нем;

- функциональный подход – ориентирует  на выяснение функций одних  социальных явлений по отношению  к другим.

3.Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорий государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся:

- конкретно-социологический –  позволяет с помощью анкетирования  получить данные о получении  субъектов в государственно-правовой  сфере;

- статистический – позволяет получить количественный показатели того или иного государственно-правового явления;

4. Частноправные методы, являющиеся сугубо юридическими, к которым относятся:

- формально–юридически – позволяет  определить юридические понятия,  выявлять их признаки;

- сравнительно–правовой – позволяет  сопоставить различные правовые  системы или отдельные элементы  в целях выявления их общих  и специфических свойств.

  Дисциплины, образующие систему  науки, делятся на три группы: технические, естественные, гуманитарные.

  Гуманитарные науки изучают  общество, человека, социальные отношения  и институты. Юридические науки  – часть гуманитарных наук, поскольку  государство и право выступают  социальными институтами.

  Виды юридических наук:

- теория государства и права;

- историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

- отраслевые юридические науки(конституционное,  гражданское, уголовное и другие  отрасли права);

- прикладные науки (криминалистика, судебная медицина и т.д.).

Политической форме общественной организации соответствует государство. Его возникновение обусловлено внутренней эволюцией общества. Среди теорий происхождения государства ведущее место принадлежит классовой, но истории известны и другие, внесшие существенный вклад в процесс познания этого общественного институте (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая). К признакам государства относятся:

1) Территориальная организация  населения. Государственная власть  распространяется на все население в пределах одной территории (суша, недра, водное, воздушное пространство и т.д.) Это порождает институт гражданства. Территория и населения необходимые материальные предпосылки существования государства.

2)   Наличие аппарата управления обществом. Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3) Государство организует общественную  жизнь на правовых началах.

4) Государство представляет суверенную  организацию власти. Государственный  суверенитет - верховенство и  независимость данного государства  по отношению к другим властям  внутри страны, а также в международных  отношениях.

5)  Наличие фискальных органов (взимание налогов как финансово-экономическая основа государства).

Государство - организация публичной  политической власти, распространяющаяся на всю территорию страны и ее население, выступающая ее официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Функции государства - это основные направления его деятельности. Они  определяются сущностью государства. В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Среди функций государства выделяют внутренние и внешние, временные и постоянные. Различают экономические, политические, культурные и другие функции.

Механизм государства - система  государственных органов, посредством  которых реализуется государственная  власть, обеспечивается руководство обществом.

Для осуществления государственных  функций создается специальный  государственный аппарат. Государственный  аппарат - часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации власти.

В структуру механизма государства, кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения -государственные  организации, осуществляющие непосредственно  практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Государственные предприятия - учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

В зависимости от сущности государства, определяется его форма, Она включает три стороны, характеризующие ее свойства.

Форма правления - организация  высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народа в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Форма государственного устройства - внутреннее деление государства  на части и взаимоотношение между ними. По форме устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Политический режим - совокупность способов и методов осуществления  государственной власти. Выделяют демократический  и антидемократический режимы государства.

Обретя государственную независимость  и полный государственный суверенитет, Казахстан за прошедшие годы изменил  политико-правовое содержание основных институтов государственности. Институт президентства стал главным в  государственной системе: он оказывает определяющее воздействие на состояние дел в стране, на функционирование всех трех ветвей власти, на формирование внешней и внутренней политики, также преобразование парламентско-президентской формы правления в чисто президентскую. Иным стал институт законодательной власти. Прежний однопалатный Верховный Совет уступил место двухпалатному парламенту с видоизмененными функциями.

Осуществление экономической реформы, разработка мер по выводу страны из кризиса, организация выполнения законов и повседневное государственное управление, также характерны для процесса построения правового государства в Казахстане. В стране общие и арбитражные суды объединены в одну систему, которую ныне возглавляет Верховный суд. Взамен прежнего Конституционного суда создан и приступил к работе Конституционный совет. Реорганизуется система правоохранительных органов. Наряду с этим завершается формирование атрибутов государственной независимости Казахстана, действует армия, создана республиканская гвардия, утверждена и используется символика. Республика Казахстан перешла на национальную валюту.

Правовое государство – наше будущее. Необходимо утверждать здоровый тонус государственной и общественной деятельности, поставить заслон на пути коррупции и разложения, развивать юридические и морально-нравственные основы общества. Следует ускорить обновление права, позаботиться о совершенствовании механизма применения права и охраны его предписаний, вырабатывать у граждан уважительное отношение к ним, наметить меры по претворению в жизнь всего того, что составляет содержание конкретных правоотношений и иных юридических связей в обществе.

Возникновение права обусловлено  теми же причинами, что и возникновение  государства. Государство обеспечивает наиболее важные социальные нормы, превращая их в правовые, а также осуществляет деятельность по установлению новых норм права.

Право - есть система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных государством, посредством  которых реализуются наиболее важные интересы индивида и общества. Помимо норм права регулятором отношений в обществе выступают нормы морали, религиозные нормы и т.п. Но право отличается от других социальных норм тем, что оно исходит от государства; нормы права общеобязательны; имеют не персонифицированный характер; письменно закреплены.

Для того, чтобы стать регулятором  общественных отношений, право должно получить внешнее выражение, В правовой доктрине используется такое понятие  как источники права, т.е. способы  выражения и закрепления правовых норм.

Известны следующие виды источников права: 1) правовой обычай –это санкционированный  государством обычай; 2) юридический  прецедент - решение судебного или  административного органа, ставшее  образцом при решении всех дел  подобного рода в будущем; 3) нормативный договор - содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права; 4) нормативно-правовой акт- акт правотворчества, содержащий нормы права, и рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы  всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы подразделяют на конституционные и текущие.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся акты Президента, Правительства, министерств, государственных  комитетов, местных органов власти.

Правовая норма - исходный элемент права. В структуру нормы права входят такие элементы как:

1.  гипотеза - указание конкретных  жизненных обстоятельств, при  которых данная норма вступает  в действие;

Информация о работе Лекции по основам права Казахстана