Лекции по основам права Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:49, лекция

Описание работы

Тема1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.
Тема 2. Основы конституционного права РК.
Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК .

Файлы: 1 файл

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ основы права.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Демократический политический режим также закрепляется законодательством РК. Согласно ст. 3 Конституции единственным источником государственной власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через систему государственных органов в формах, установленных Конституцией. Важными составляющими демократизма являются народовластие, разделение властей, политический плюрализм, национальный суверенитет, местное самоуправление.

Провозглашение РК светским государством означает отсутствие в Республике официальной  государственной религии, равное отношение государства ко всем религиям. Религия полностью отделена от государства, не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, не препятствует их развитию.

Социальное государство - политическая организация, главными задачами которой  являются создание достойных человека условий жизнедеятельности, закрепление  правом принципов социального равенства. Социальные отношения охватывают такие  вопросы как труд, образование, здравоохранение, отдых, пенсионное обеспечение и т.п.

Правовое государство характеризуется  такими признаками, как обязательность правовых предписаний для государственных  органов должностных лиц и  граждан; взаимная ответственность  государства и личности; верховенство закона; реализация принципа разделения властей; верховенство закона; независимость судебной власти и др.

Конституция РК устанавливает республиканскую  форму правления. Во главе государства  стоит всенародно избранный Президент. Он наделен правом выступать от имени народа Казахстана и всего государства.

По форме государственного устройства РК является унитарным государством. Как унитарное государство РК характеризуется наличием единого  гражданства, единого законодательства, единой структурой государственного аппарата, иерархичной системой административно-территориального устройства.

Конституция устанавливает основополагающие принципы деятельности республики: общественное согласие; политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на референдуме или в Парламенте.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

Согласно Конституции РК единственным источником государственной власти является народ, который делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Государственные органы - государственные  учреждения, уполномоченные на выполнение функций государственного управления и контроля, создаваемые в установленном законодательством порядке.

В соответствии с конституционным  принципом разделения государственной  власти в РК на законодательную, исполнительную и судебную ветви система органов  государственной власти также подразделяется на виды.

В системе органов государственной  власти главная роль принадлежит  Президенту. В организационном отношении  он самостоятелен, не включен ни в  одну из ветвей государственной власти, являясь арбитром между ними. Его  правовой статус определяется нормами Конституции и законов РК. В соответствии с Конституционным законом «О Президенте РК» от 26.12.1995 г. - президент глава государства, высшее должностное лицо, представляющее РК внутри страны и в международных отношениях.

Законодательство предъявляет следующие требования к кандидату в Президенты как: гражданство по рождению, возраст - не моложе 40 лет, постоянное проживание в республике не менее 15 лет, свободное владение государственным языком. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

            Конституционные функции Президента  сформулированы в ст.40 Конституции  РК:

- определение основных направлений  внутренней и внешней политики  государства и представление  Казахстана внутри страны и  в международных отношениях;

-   Президент - символ и  гарант единства народа и государственной  власти, незыблемости Конституции,  прав и свобод человека и  гражданина;

-  обеспечение согласованного  функционирования всех ветвей  государственной власти и ответственности  органов власти перед народом. Развитие и конкретизация этих функций содержатся в Конституции и иных законодательных актах.

Высшим исполнительным органом  РК является Правительство. Это коллегиальный  орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства. Правительство решает вопросы государственного управления в строгом соответствии с Конституцией, Конституционным законом «О Правительстве РК» от 18.12.1995 г. и ином законодательстве.

Правительство образуется Президентом  РК в составе Премьер- министра, его  заместителей, министров иных должностных лиц. Премьер-министр назначается Президентом с согласия обеих Палат Парламента. В 10-дневный срок после своего назначения Премьер-министр вносит Президенту предложение о составе и структуре Правительства.

Правительство обладает широким кругом полномочий, среди которых: разработка    основных    направлений    социально-экономической    политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного  порядка и организация их осуществления;

- разработка проекта республиканского  бюджета и отчета о его исполнении;

- внесение в Мажилис проектов  законов и обеспечение их исполнения;

- организация управления государственной  собственностью;

- разработка мер по проведению  внешней политики республики и иные функции.

Правительство на основе и во исполнение Конституции РК, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов  издает нормативные и индивидуальные постановления. Премьер-министр издает распоряжения, являющиеся индивидуальными  актами и не содержащими нормы права. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра имеют обязательную силу на всей территории республики.

Высшим представительным органом  республики является Парламент. Его  правовое положение определяется нормами  Конституции, иными законодательными актами, важное место среди которых принадлежит Конституционному закону РК «О Парламенте РК и статусе его депутатов» от 16.10.1995 г.

Парламент состоит из двух палат - Сената и Мажилиса, возглавляемых  председателями, избираемыми Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов. Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 из них избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов избираются Ассамблеей народа РК. Депутатом Мажилиса может быть гражданин, достигший 25 лет.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и  столицы на совместном заседании  депутатов всех   представительных   органов   соответствующей   области.   Пятнадцать   депутатов  назначаются Президентом РК с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Срок полномочий депутатов Сената 6 лет, половина избираемых депутатов переизбираются каждые три года.

Депутатом Сената может быть гражданин  РК, достигший 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы не менее 3 лет.

Компетенция Парламента включает в себя:

- компетенцию, реализуемую на  совместном заседании палат;

- компетенцию,  реализуемую в раздельном заседании  палат;

- исключительную  компетенцию Сената;

- исключительную  компетенцию Мажилиса;

- компетенцию  палат, решаемую самостоятельно, без участия другой палаты.

Сессия  Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний палат.

Основным направлением деятельности Парламента является разработка и принятие законов. Законодательный процесс имеет следующие стадии: 1) внесение проекта закона (законодательная инициатива реализуется в Мажилисе); 2) рассмотрение законопроекта в Мажилисе; 3) рассмотрение одобренного большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса законопроекта в Сенате, при этом принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената законопроект становится законом; 4) подписание закона Президентом; 5) официальное опубликование закона.

      Местное государственное  управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Их правовое положение определено 8 разделом Конституции РК и Законом РК «О местном государственном управлении в РК» от 23.01.2001 г.

Местные представительные органы - маслихаты - избираются гражданами, проживающими в соответствующих административно-территориальных единицах. Число депутатов определяется Центральной избирательной комиссией РК. Депутатом может быть гражданин РК достигший 20 лет.

Система маслихатов состоит из областных, городских и районных маслихатов. Маслихаты обеспечивают выполнение программ социального и экономического развития соответствующей территории, исполнение на местах Конституции, законов, актов Президента и Правительства, связь между республиканскими и местными органами власти, привлечение населения к управлению местными делами.

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов РК, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития территории. В систему органов исполнительной власти на местах входят Акимы и акиматы, управления, отделы и комиссии и другие подразделения и службы.

Акимы областей, города республиканского значения и столицы назначаются  на должность Президентом республики по представлению Премьер - Министра.

Акимы иных административно-территориальных  единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК.

Органы судебной власти - это составные  части судебной системы РК, включающие Верховный суд и местные суды. Учреждение специальных и чрезвычайных судов в республике запрещено.

Верховный суд возглавляет всю  судебную систему РК и осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих  судов. Верховный Суд состоит  из председателя, председателей судебных коллегий и постоянных судей. Судьи Верховного Суда избираются Сенатом по представлению Президента РК, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета РК.

Верховный Суд рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности; изучает судебную практику на предмет соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики; принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практики законодательства. Судьи областных и приравненных к ним судов назначаются Президентом по рекомендации Высшего судебного Совета. Судьи нижестоящих судов назначаются Президентом по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации квалификационной коллегии юстиции. Постоянные судьи избираются Сенатом Парламента или назначаются на должность Президентом.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Избирательное право в объективном  смысле - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В субъективном - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное).

Избирательная система представляет собой совокупность юридических  норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы. Она определяет порядок организации  и проведения выборов, регулирует отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Принципы участия граждан в  выборах - это основные начала избирательного права, которые лежат в основе осуществления права граждан  на участие в управлении делами общества и государства (ст. ЗЗ Конституции РК). Основными принципами избирательного права РК являются: всеобщность, равенство, тайна голосования прямых и косвенных выборов. Они закреплены Конституцией РК и Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28.09.1995 г.

Всеобщее избирательное право - означает, что все граждане РК, достигшие  определенного возраста, не зависимо от пола, национальности, расы, вероисповедания  и т.д. имеют право избирать и  быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и пассивное. Активное- право граждан РК участвовать в голосовании на выборах по достижению 18-летнего возраста. Пассивное - право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса парламента и Маслихата с ограничениями установленными Конституцией.

В РК в Парламенте установлены как  прямые, так и косвенные выборы депутатов. Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент, депутаты Мажилиса парламента и Маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики, т.е. граждане РК, являющимися депутатами Маслихатов.

Принцип равенства граждан РК в  избирательном праве означает, что  избиратели участвуют в выборах  Президента, депутатов Мажилиса парламента и Маслихатов республики на равных основаниях, и каждый избиратель может  быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.

Информация о работе Лекции по основам права Казахстана