Лекции по основам права Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:49, лекция

Описание работы

Тема1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.
Тема 2. Основы конституционного права РК.
Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК .

Файлы: 1 файл

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ основы права.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Тайное голосование исключает  возможность контроля за волеизъявлением  избирателя, а также давление на волю избирателя.

Под избирательной системой также понимают способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. В данном значении выделяют мажоритарную и пропорциональную системы.

Так при выборах Президента РК применяется  мажоритарная система абсолютного большинства. По условиям применения этой системы должно быть зарегистрировано два и более кандидатов. Эта система предполагает проведение второго тура голосования при условии, что в первом туре ни один кандидат не получил абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос). В этом случае во втором туре в бюллетень включаются два кандидата, набравшие большее число голосов по отношению к другим. Избранным считается тот, кто набрал большее число голосов.

Избрание депутатов Сената Парламента осуществляется на основе косвенного избирательного права (граждане не принимают участие в выборах). Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Выборы осуществляются на совместном заседании выборщиков. Необходимо присутствие более 50% от числа избранных депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, маслихат города республиканского значения и столицы. При подсчете голосов и определении результатов голосования также применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

При выборах депутатов Мажилиса Парламента применяется смешанная избирательная система.

Подготовку и проведение выборов  в РК организуют государственные  избирательные органы, которые образуют единую систему. В единую систему  государственных избирательных  органов входят: центральная избирательная  комиссия республики (ЦИК); территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

ЦИК возглавляет единую систему  избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента РК. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование.

 

Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК

Государство, как наилучшая форма  политической организации общества, имеет разнообразные, функций, направленные на удовлетворение социальных потребностей своих субъектов. Одной из его  основных функций, признаваемых теорией государства и права является охрана прав и свобод граждан, собственности, правопорядка и других жизненно важных ценностей человека. Это свое предназначение государство реализует через правовые нормы путем установления дозволений, предписаний и запретов. Так, с помощью права оно воздействует на сознательное поведение людей, побуждая их к совершению правильных, сточки зрения государства, поступков. Поступки могут быть правомерными или неправомерными, в зависимости от этого государство имеет различные задачи:

1)вне  или до  нарушения  правовой нормы - удержать  субъекта  в рамках правомерного поведения;

2) во время правонарушения - пресечь  противоправные действия (бездействие), предотвратить их негативные  последствия;

3) после нарушения права - изобличить  виновного, привлечь его к юридической ответственности, принять меры по восстановлению нарушенных субъективных прав.

На стадии нарушения права и  после него возникает необходимость  в непосредственной реализации и  соблюдения применения санкций обычных  норм и специальных охранительных правовых установлений. Сами по себе эти нормы не работают, необходимо участие специально уполномоченных органов, которые имеют возможность контролировать и превращать эти нормы в действие.

К уполномоченным органам, имеющим  возможность, превращать нормы в действие относятся:

Конституционный Совет Республики Казахстан - он обеспечивает верховенство конституции над всеми законами, подзаконными и иными нормативными правовыми актами на всей территории страны;

Прокуратура - она обеспечивает высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики Казахстан и иных нормативно-правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

Органы юстиции - они осуществляют функции по поддержанию нормального  функционирования правовой нормы, напрямую содействуют функции правосудия, оказывая ему материальную, техническую  и другую помощь.

Органы уголовного преследования (МВД, КНБ, Служба охраны президента, Налоговая полиция и другие органы) - в их компетенцию входят мероприятия по обнаружению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и привлечению их к уголовной ответственности.

Органы судебной власти - в их компетенцию входят: защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение выполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики.

Адвокатура - главной ее задачей  является обеспечить правовую защиту граждан и организаций, обратившихся за помощью, путем оказания квалифицированной юридической помощи.

Нотариат - он уполномочен органами юстиции на контроль за соблюдением  законности в процессе заключения сделок подписании договоров и иных официальных  документов между сторонами.

Конституционный Совет  Республики Казахстан

Конституционный Совет Республики Казахстан осуществляет контроль за точностью соответствия законов  и иных нормативных правовых актов  действующей Конституции.

Деятельность Конституционного Совета регулируется Конституцией Казахстана, Указом Президента Республики Казахстан. «О Конституционном Совете Республики Казахстан» и собственным регламентом.

Конституционный Совет самостоятелен  и независим от государственных  органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции. Вмешательство в его деятельность оказание давления или иного какого-либо воздействия на членов Совета в любой форме преследуются по закону. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий обладают статусом неприкосновенности.

Конституционный Совет имеет задачу - обеспечить верховенство Конституции  Республики Казахстан на всей территории страны. С этой целью он:

1) решает в случае спора вопросы  о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания  Президентом принятые Парламентом  законы на их соответствие  Конституции;

3) рассматривает до ратификации  международные договоры Республики  на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование  норм Конституции;

5) дает заключение о соблюдении  установленных конституционных  процедур до принятия Парламентом  соответственно решения о досрочном  освобождении от должности Президента  либо окончательного решения о его отрешении от должности;

6) рассматривает обращения судов  о признании законов и подзаконных  актов неконституционными, если  суд усмотрит, что они ущемляют  закрепленные Конституцией права  и свободы человека и гражданина;

7) ежегодно направляет Парламенту по результатам обобщения практики конституционного производства послание о состоянии конституционной законности в Республике.

Конституционный Совет состоит  из семи членов, один из которых является Председателем. Кроме них пожизненными членами Совета являются по праву экс-президенты Республики. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан, два члена Председателем Сената Парламента и два - Председателем Мажилиса, все на шесть лет. Половина членов Совета обновляется каждые три года. В состав Совета могут быть назначены граждане Республики Казахстан не моложе 30-ти лет, проживающие на территории страны, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5-ти лет.

Рассмотрение вопросов на Конституционном  Совете проводится по правилам конституционного производства. Конституционный Совет  все свои решения принимает коллегиально большинством голосов от общего числа  его членов. Голосование проходит в основном открыто. Голос председателя подается последним и является решающим. Все члены Конституционного Совета обязаны занимать активную позицию - никто из них не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Итоговые решения Конституционного Совета в обязательном порядке направляются субъектам обращения или их представителям, Президенту Республики Казахстан, обеим Палатам Парламента. Верховному Суду, Генеральному прокурору, Министру юстиции, а также публикуются в республиканской печати.

Министерство юстиции

Министерство юстиции является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства  Республики Казахстан. Его деятельность финансируется за счет ассигнований республиканского бюджета и других, не запрещенных законодательством источников. Министерство возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра.

Центральный аппарат Министерства юстиции состоит из департаментов  агентств и других структур, обеспечивающих выполнение основных задач. К ним относятся: департаменты законодательства и международного права; организации деятельности судов судебной экспертизы и исполнительного производства; организации юридических услуг; финансового и ресурсного обеспечения: внутренней администрации и агентство по регистрации недвижимости и юридических лиц. Деятельность этих структур регулируется соответствующими положениями о них. На органы юстиции возложены следующие задачи:

1) ведение законопроектной работы, анализ, совершенствование, систематизация законодательства;

2) правовая экспертиза нормативных  правовых актов;

3) организационное, кадровое и  материально-техническое обеспечение  деятельности судов;

4) обеспечение исполнительного  производства по гражданским  спорам, а также по уголовным делам в части возмещения материального ущерба;

5) организация судебно-экспертной  деятельности;

6) правовое обеспечение подготовки  и заключения международных договоров  Республики Казахстан, координация  мероприятий связанных с предоставлением  иностранной правовой помощи;

7) осуществление государственной  регистрации:

- юридических лиц,

- прав на недвижимое имущество  и сделок с ними,

- эмиссии ценных бумаг,

- нормативных правовых актов;

8) организация правовой помощи  и оказания юридических услуг;

9) организационно-методологическое  обеспечение правовой пропаганды  и правового всеобуча;

10) осуществление иных задач,  возложенных законодательством.

Прокуратура

Деятельность прокуратуры многогранна  и значительна по своему содержанию. Она охватывает многие области общественных отношений, требующих законодательного регулирования. Практически любой вопрос, возникший при применении правовых норм, оказывается в пределах юрисдикции прокуратуры. Все органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору. Прокуроры назначаются на должность без определенного срока. Генеральный прокурор назначается на срок 5 лет.

Назначение прокуратуры состоит  в том, чтобы содействовать укреплению законности в стране, применяя наиболее эффективные демократические методы императивного воздействия на правонарушителей, а также на правонарушения и их причины. Решая свои задачи, эта организация имеет исключительные полномочия:

1) выступает главным организатором  и координатором в борьбе с  преступностью;

2) осуществляет надзор за законностью в деятельности всех государственных органов, уполномоченных вести следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;

3) санкционирует аресты и наиболее  важные следственные действия;

4) предает обвиняемого суду;

5) поддерживает государственное  обвинение;

6) в предусмотренных законом  случаях выступает стороной обвинения  в головном процессе, на стороне  истца в гражданском процессе;

7) имеет право принесения надзорных  протестов по всем без исключения  уголовным и гражданским делам;

8) осуществляет другие полномочия. Прокуроры ведут следующие виды надзора:

1) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и  государства;

2) надзор за оперативно-розыскной  деятельностью;

3) надзор за законностью следствия  и дознания;

4) надзор за законностью административного производства;

5) надзор за законностью исполнительного  производства;

6) надзор за законностью судебных  постановлений.

Помимо надзорных функций прокуратура  имеет и другие полномочия - это  уголовное преследование и представительство интересов государства в суде.

Уголовное преследование, осуществляемое прокурором, заключается в установлении преступлений, лиц, их совершивших, их виновности, а также в обеспечении  применения к ним наказания или  иных мер уголовно-правового воздействия. При этом прокурор, также как и орган дознания или предварительного следствия, вправе проводить отдельные следственные действия, давать поручения об их проведении.

Министерство внутренних дел

Деятельность органов внутренних регулируется Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, об органах внутренних дел Республики Казахстан и другими, не противоречащими им, нормативными актами. В соответствии с ними органы внутренних дел осуществляют исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка ц обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Информация о работе Лекции по основам права Казахстана