Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:49, лекция
Тема1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.
Тема 2. Основы конституционного права РК.
Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК .
Тайное голосование исключает возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя.
Под избирательной системой также понимают способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. В данном значении выделяют мажоритарную и пропорциональную системы.
Так при выборах Президента РК применяется мажоритарная система абсолютного большинства. По условиям применения этой системы должно быть зарегистрировано два и более кандидатов. Эта система предполагает проведение второго тура голосования при условии, что в первом туре ни один кандидат не получил абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос). В этом случае во втором туре в бюллетень включаются два кандидата, набравшие большее число голосов по отношению к другим. Избранным считается тот, кто набрал большее число голосов.
Избрание депутатов Сената Парламента осуществляется на основе косвенного избирательного права (граждане не принимают участие в выборах). Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Выборы осуществляются на совместном заседании выборщиков. Необходимо присутствие более 50% от числа избранных депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, маслихат города республиканского значения и столицы. При подсчете голосов и определении результатов голосования также применяется мажоритарная система абсолютного большинства.
При выборах депутатов Мажилиса Парламента применяется смешанная избирательная система.
Подготовку и проведение выборов в РК организуют государственные избирательные органы, которые образуют единую систему. В единую систему государственных избирательных органов входят: центральная избирательная комиссия республики (ЦИК); территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.
ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента РК. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование.
Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК
Государство, как наилучшая форма политической организации общества, имеет разнообразные, функций, направленные на удовлетворение социальных потребностей своих субъектов. Одной из его основных функций, признаваемых теорией государства и права является охрана прав и свобод граждан, собственности, правопорядка и других жизненно важных ценностей человека. Это свое предназначение государство реализует через правовые нормы путем установления дозволений, предписаний и запретов. Так, с помощью права оно воздействует на сознательное поведение людей, побуждая их к совершению правильных, сточки зрения государства, поступков. Поступки могут быть правомерными или неправомерными, в зависимости от этого государство имеет различные задачи:
1)вне или до нарушения
правовой нормы - удержать субъекта
в рамках правомерного
2) во время правонарушения - пресечь противоправные действия (бездействие), предотвратить их негативные последствия;
3) после нарушения права - изобличить виновного, привлечь его к юридической ответственности, принять меры по восстановлению нарушенных субъективных прав.
На стадии нарушения права и после него возникает необходимость в непосредственной реализации и соблюдения применения санкций обычных норм и специальных охранительных правовых установлений. Сами по себе эти нормы не работают, необходимо участие специально уполномоченных органов, которые имеют возможность контролировать и превращать эти нормы в действие.
К уполномоченным органам, имеющим возможность, превращать нормы в действие относятся:
Конституционный Совет Республики
Казахстан - он обеспечивает верховенство
конституции над всеми
Прокуратура - она обеспечивает высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики Казахстан и иных нормативно-правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.
Органы юстиции - они осуществляют
функции по поддержанию нормального
функционирования правовой нормы, напрямую
содействуют функции
Органы уголовного преследования (МВД, КНБ, Служба охраны президента, Налоговая полиция и другие органы) - в их компетенцию входят мероприятия по обнаружению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и привлечению их к уголовной ответственности.
Органы судебной власти - в их компетенцию входят: защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение выполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики.
Адвокатура - главной ее задачей является обеспечить правовую защиту граждан и организаций, обратившихся за помощью, путем оказания квалифицированной юридической помощи.
Нотариат - он уполномочен органами юстиции на контроль за соблюдением законности в процессе заключения сделок подписании договоров и иных официальных документов между сторонами.
Конституционный Совет Республики Казахстан
Конституционный Совет Республики Казахстан осуществляет контроль за точностью соответствия законов и иных нормативных правовых актов действующей Конституции.
Деятельность Конституционного Совета регулируется Конституцией Казахстана, Указом Президента Республики Казахстан. «О Конституционном Совете Республики Казахстан» и собственным регламентом.
Конституционный Совет самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции. Вмешательство в его деятельность оказание давления или иного какого-либо воздействия на членов Совета в любой форме преследуются по закону. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий обладают статусом неприкосновенности.
Конституционный Совет имеет задачу - обеспечить верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории страны. С этой целью он:
1) решает в случае спора вопросы
о правильности проведения
2) рассматривает до подписания
Президентом принятые
3) рассматривает до ратификации
международные договоры
4) дает официальное толкование норм Конституции;
5) дает заключение о соблюдении
установленных конституционных
процедур до принятия
6) рассматривает обращения судов
о признании законов и
7) ежегодно направляет Парламенту по результатам обобщения практики конституционного производства послание о состоянии конституционной законности в Республике.
Конституционный Совет состоит из семи членов, один из которых является Председателем. Кроме них пожизненными членами Совета являются по праву экс-президенты Республики. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан, два члена Председателем Сената Парламента и два - Председателем Мажилиса, все на шесть лет. Половина членов Совета обновляется каждые три года. В состав Совета могут быть назначены граждане Республики Казахстан не моложе 30-ти лет, проживающие на территории страны, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5-ти лет.
Рассмотрение вопросов на Конституционном Совете проводится по правилам конституционного производства. Конституционный Совет все свои решения принимает коллегиально большинством голосов от общего числа его членов. Голосование проходит в основном открыто. Голос председателя подается последним и является решающим. Все члены Конституционного Совета обязаны занимать активную позицию - никто из них не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.
Итоговые решения Конституционн
Министерство юстиции
Министерство юстиции является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан. Его деятельность финансируется за счет ассигнований республиканского бюджета и других, не запрещенных законодательством источников. Министерство возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра.
Центральный аппарат Министерства юстиции состоит из департаментов агентств и других структур, обеспечивающих выполнение основных задач. К ним относятся: департаменты законодательства и международного права; организации деятельности судов судебной экспертизы и исполнительного производства; организации юридических услуг; финансового и ресурсного обеспечения: внутренней администрации и агентство по регистрации недвижимости и юридических лиц. Деятельность этих структур регулируется соответствующими положениями о них. На органы юстиции возложены следующие задачи:
1) ведение законопроектной
2) правовая экспертиза
3) организационное, кадровое и
материально-техническое
4) обеспечение исполнительного производства по гражданским спорам, а также по уголовным делам в части возмещения материального ущерба;
5) организация судебно-
6) правовое обеспечение
7) осуществление государственной регистрации:
- юридических лиц,
- прав на недвижимое имущество и сделок с ними,
- эмиссии ценных бумаг,
- нормативных правовых актов;
8) организация правовой помощи и оказания юридических услуг;
9) организационно-
10) осуществление иных задач, возложенных законодательством.
Прокуратура
Деятельность прокуратуры
Назначение прокуратуры
1) выступает главным
2) осуществляет надзор за
3) санкционирует аресты и
4) предает обвиняемого суду;
5) поддерживает государственное обвинение;
6) в предусмотренных законом
случаях выступает стороной
7) имеет право принесения
8) осуществляет другие полномочия
1) надзор за соблюдением прав
и свобод человека и
2) надзор за оперативно-
3) надзор за законностью
4) надзор за законностью административного производства;
5) надзор за законностью
6) надзор за законностью
Помимо надзорных функций
Уголовное преследование, осуществляемое
прокурором, заключается в установлении
преступлений, лиц, их совершивших, их
виновности, а также в обеспечении
применения к ним наказания или
иных мер уголовно-правового воздейс
Министерство внутренних дел
Деятельность органов