Лекции по "Сравнительному правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:44, курс лекций

Описание работы

Компаративисты до сегодняшнего дня продолжают спорить о природе феномена, который мы называем «сравнительное правоведение» или «сравнительное право». Эти названия, по мнению некоторых компаративистов, создают «ложное» впечатление о том, что данная дисциплина является независимой отраслью права наряду с гражданским, коммерческим и семейным правом. Во Франции и Германии эта дисциплина, - как утверждает американский компаративист Кристофер Осакве, - называется более правильно – «сравнение права», а не «сравнительное право».

Файлы: 1 файл

лекции_по_сравнительному_праву_для_магистров.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

 

4) Нормативное  и функциональное сравнение (по  целям).

 

 

Нормативное сравнение  – это такой способ сравнения, при котором сравниваются правовые нормы, институты, законодательные  акты.

Иногда такой подход трактуется как формально-юридический (догматический) анализ, доктринальные традиции которого были заложены юридическим позитивизмом еще на заре возникновения сравнительного правоведения в XIX в.

Нормативное сравнение  привело к двум существенным выводам:

    • внешне идентичные юридические термины не всегда имеют одно и то же значение в различных правовых системах (например, в англосаксонской и романо-германской правовой семье);
    • те же самые правовые нормы и институты могут выполнять различные функции (иногда иностранное право регулирует сравниваемые общественные отношения другой отраслью права или даже не правовыми средствами – моральными или религиозными).

В настоящее время  нормативное сравнение теряет актуальность в результате того, что попытки  в прошлом унифицировать все  правовые системы, создать мировое  наднациональное право потерпели неудачу.

Недостатки нормативного сравнения вынудили компаративистов  обратиться к так называемому  функциональному сравнению.

Функциональное сравнение  начинается не с признания определенных правовых норм и институтов в качестве отправного пункта сравнения, а с выдвижения  определенной социальной проблемы, и уже затем – поиска правовой нормы или института, с помощью которого проблема может быть решена. Таким образом, расширяется круг вопросов, подлежащих сравнению, в первую очередь за счет практики применения правовых норм и юридической доктрины. Сравнение идет не от нормы к социальному факту, а, наоборот, от социального факта к его правовому регулированию.

В функциональном сравнении  правовые институты и нормы считаются  сравнимыми, если они решают сходную социальную проблему, хотя и диаметрально противоположным образом.

 

4. Методика  сравнительного анализа законодательства.

 

В соответствии с общей  методологией сравнительного правоведения важно составлять и пользоваться методиками, предназначенными для целей конкретного правового сопоставления.

Работа по сравнительному анализу законодательства предполагает систематическое изучение фактического состояния законодательств государств-членов какого- либо межгосударственного объединения для возможного использования опыта решения конкретных проблем в законодательных системах государств-участников(например,СНГ),выработки мер по обеспечению общего правового пространства, предотвращению юридических коллизий в практике применения законодательных актов, устранению неоправданных различий в правовом регулировании вопросов, представляющих взаимный интерес.

Сравнительно-правовые исследования чаще всего выполняются для законодательных органов стран-участниц межпарламентских, либо межгосударственных объединений.

При проведении крупных  сравнительно-правовых исследований обычно  привлекаются  к участию в них учёные и практики из соответствующих государств, обеспечивается возможность сотрудничества с ними в других формах (обмен информацией, взаимные командировки или стажировки, консультации, совместное проведение социологических исследований, семинаров, конференций и т.д.).

Работа по сравнительному анализу законодательства проводится с использованием автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству.

Для получения материалов и информации, необходимых в работе по сравнительному анализу законодательства, используются:

- информационные фонды  парламентов, правительств, министерств  юстиции государств-участников межгосударственных  объединений;

- фонды нормативных  актов и фонды научных библиотек,  научных институтов (например, Института  законодательства и сравнительного  правоведения в России);

- материалы средств  массовой информации,

- информационные фонды  других органов и организаций  (судебно-прокурорских органов, университетских библиотек и т.д.).

Правила организации работы сравнительного изучения законодательств:

1 Определения круга важнейших тем и очерёдность исследования. При этом учитываются планы и рекомендации парламентов государств-участников, парламентских комитетов и комиссий, других правотворческих и иных заинтересованных органов. Эти темы затем могут включаться в план работы соответствующих учреждений с указанием сроков выполнения и определением наиболее целесообразных способов оформления и реализации научных и практических результатов.

2 .Работа по сравнительно-правовому изучению проводится поэтапно. Начинается с чёткого уяснения исполнителем поставленной задачи и сбора нормативно-правового материала, относящегося к теме исследования.

3. Осуществление сбора литературы, статистического и иного материала, изучение международно-правовых норм по данному вопросу.

При необходимости проводится ознакомление с зарубежным опытом правового  регулирования соответствующих  вопросов.

4. Дальнейшая работа с собранным материалом предполагает следующие этапы и виды действий:

А) распределение собранного материала по основным вопросам темы;

Б) сравнение нормативно-правовых решений по одним и тем же вопросам и выявление общих черт и отличий  с их количественными характеристиками;

В) качественная оценка сравниваемых нормативно-правовых решений с точки  зрения их соответствия существующим потребностям практики, обеспеченности финансово-материальными средствами ;

Г) оценка сравниваемых нормативно-правовых решений с точки зрения их конституционности, законности, соответствия нормам международного права;

Д) подготовка итоговых документов, содержащих полученные в процессе исследования материалы;

Е) разработка при необходимости  рекомендаций заинтересованным органам  с целью совершенствования правовых норм, регулирующих данную сферу общественных отношений;

Ж) обсуждение подготовленных итоговых документов и рекомендаций в заинтересованных органах и  учреждениях;

З) определение списка заинтересованных органов, учреждений и должностных лиц, которых следует ознакомить с результатами исследований, и направление им указанных материалов.

Завершающий этап – подготовка информационно-аналитических материалов.

Способы оформления полученных научных и практических результатов анализа:

- перечни нормативных актов (преимущественно законов) по определённой теме;

- экспресс-информации. В  них указываются наименование, виды  и основное содержание новейших  актов по соответствующей теме;

- справки или информационные  обзоры о всех действующих  актах по данной теме. Указывается основное содержание законодательства по данному вопросу, а при необходимости также наименование актов, их виды, количество, степень кодифицированности, юридическая сила;

- сравнительные таблицы  по важнейшим вопросам, неодинаково решаемым в разных системах законодательства;

-аналитические обзоры  основного содержания и формы  сравниваемого законодательства  по соответствующей теме, включающее  анализ и оценку действующих  актов по указанным критериям;

- статьи, брошюры, монографии  и другие печатные работы, выступления на радио и ТВ;

- докладные записки,  письма в заинтересованные органы, содержащие предложения и рекомендации, сформулированные с учётом имеющихся  наиболее удачных правовых решений  по данному вопросу;

- научные концепции,  законопроекты, которые можно рекомендовать на основе проведённых исследований в качестве первоначальной модели для разработки;

- научно-практические  конференции, семинары, симпозиумы  и другие формы взаимного обмена  опытом, на которых оглашаются  результаты исследований и происходит  обмен опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 5. Уровни сравнительного правоведения.

 

Вопросы:

1. Уровень первый. Правовое  пространство мира.

2Уровень второй. Основные  правовые семьи.

3.Уровень третий. Группы  и сообщества правовых систем.

4.Уровень четвёртый.  Формирующиеся правовые сообщества и системы.

5.Уровень пятый. Национальные  правовые системы.

6.Уровень шестой. Международное  право в развитии правового  пространства мира и национальных  правовых систем.

 

1.Уровень первый. Правовое пространство мира.

 

Существует единое пространство мира, о котором, если перефразировать слова Апостола Павла можно сказать: в нем нет права иудейского и права эллинского, права американского и российского, права исламского и индуистского, и права китайского, но есть единое право с едиными историческими корнями одной общей судьбой и общей целью, едиными ценностями и общими инструментами регулирования и отношений между людьми. Оно действует, обретая форму идей, ценностей, принципов, которые присущи во все времена всем правовым системам без исключения. Необходимо изучать их, определять формы их влияния на национальные правовые в разрезе не только законодательных, иных нормативных актов, но и практики их применения, поскольку отвергнутое законодателем идеи, ценности, принципы правового пространства мира находят воплощение в иных измерениях – в правовом сознании, правовых обычаях и традициях. Изучение этих процессов – одна из главнейших задач сравнительного правоведения.

Впервые, такую задачу сформулировал Р. Салейл в 1900 г. На Первом конгрессе сравнительного права. 60 лет спустя эти идеи развил японский ученый К. Танако, обосновав теорию всемирного права. По мнению Р. Салейла, всемирное право необходимо было создать усилиями правоведов-компаративистов. Согласно концепции К. Танако, его должно было сформировать международное право.

М. Ансель24 выделял следующие «универсальные черты права»:

1) право имеет единые  исторические корни (право всех  народов первоначально развивалось  в поэтической форме до возникновения  письменно-нормативной формы);

2) общность цели – всеобщее благо;

3) единые ценности, общее  для всех правовых систем: сохранение  устоев общества, поддержание мира, защита духовного наследия, обеспечение  действия права;

4) единые средства  правового воздействия: запрещение, дозволение, вменение в обязанность, наказание и поощрение;

5) единые основные  формы права: закон, судебное  решение и обычай.

 

2.Уровень второй. Основные правовые семьи.

 

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические  признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. При изучении иностранного права и использования сравнительного метода понятие «правовая семья» дает возможность сконцентрировать внимание на определенных «моделях», представляющих определенные типы права, в которые входит более или менее значительное количество этих систем. Терминологическое обозначение этих групп различно. Например, французский ученый Р. Давид использует термин «семья правовых систем»; К. Цвайгерт, К.Г. Эберт – «правовые круги»; С.С. Алексеев – «структурная общность». Термин «правовая семья» наиболее распространен в отечественной и зарубежной литературе.

Под правовой семьей в научной и  учебной литературе понимается совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата и юридической науки25.

Распространенные в компаративистике словосочетания «правовая семья», «семья систем права», «правовая система» - это не понятия, а всего лишь условные названия для обозначения соответствующих групп правовых феноменов. Еще Р. Давид в своем труде «Основные системы современности» указывал, что «понятию «правовая семья» не соответствует какая-либо биологическая реальность; оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходство и различия систем действующего права»26.

В современных условиях особое значение приобретает вопрос о классификации  правовых систем современности. Необходимость  и важность классификации вызывается следующим. Во-первых, в ХХ веке число национальных правовых систем увеличилось почти втрое; с разрушением колониальной системы возникли и развиваются правовые системы освободившихся стран; а с разрушением социалистической политической системы на правовой карте мира появляются новые правовые системы. Во-вторых, сугубо научными познавательными причинами. Так как «глубокое и разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения ее с точки зрения особенного»27. В-третьих, исключительно практическими целями – гармонизации действующего законодательства и совершенствования национально-правовых систем.

Информация о работе Лекции по "Сравнительному правоведению"