Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций

Описание работы

История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.

Файлы: 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

б) Центуриатные собрания -собрания войска, организованного в центурии. В III в. до н.э. произошло изменение. К компетенции центуриатного собрания относилось: а) избрание высших магистратов - консулов, преторов, цензоров; б) принятие или отклонение проектов законов; в) рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным трибам. Трибутные собрания являлись более демократическими, чем центуриатные, так как в них могли участвовать на формально равных основаниях не только богачи, но и средние и мелкие землевладельцы. Однако на деле, крестьяне не имели возможности являться на собрания, происходившие неизменно в Риме, а потому и не могли влиять на голосование. На трибутных собраниях избирались курульные эдилы, квесторы и некоторые другие должностные лица, принимались или отвергались проекты законов и рассматривались жалобы на решения магистрата о наложении штрафа.

Народные собрания созывались магистратом (обычно консулом или претором), причем заранее указывались вопросы, подлежащие решению. После совершения религиозных обрядов оглашалось и голосовалось предложение. Голосование производилось отдельно в каждой центурии или трибе. Обсуждение предложения, внесение новых предложений или поправок не допускалось, так что римские граждане могли лишь пассивно голосовать за внесенные магистратами предложения.

Народные собрания имели немалое  значение в период республики. Но в 1 в. до н.э. роль их упала. С одной стороны, по мере расширения римского государства в на-родных собраниях, происходивших в Риме, участвует все меньшая часть граждан. Раскинувшееся на огромные пространства государство перерастает формы, установленные для государства-города. С другой стороны, обострение противоречий внутри класса рабовладельцев и усиление классовой борьбы заставляет крупных рабовладельцев, державших в своих руках власть, суживать, а затем и ликвидировать даже те скудные элементы демократизма, которые содержались в народных собраниях. Власть концентрируется в руках правящей аристократической элиты.

В руках магистратов, формально  выбираемых народными собраниями, а  по существу - назначаемых сенатом, сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и ма-гистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически должности магистратов замещались почти исключительно представителями нобилитета.

По общему правилу каждый магистрат  избирается на один год, причем на каждую должность (кроме диктатора) выбирается несколько лиц. Но отдает распоряжения каждый магистрат самостоятельно. Однако любой его коллега (а равно магистрат более высокого ранга) может аннулировать отданное распоряжение. Тем самым ограничивалось личное усмотрение отдельных магистратов и в ряде случаев возникала необходимость предварительного согласования мероприятий. Магистраты не получали вознаграждения. Более того, им приходилось нести значительные издержки, связанные с избирательными кампаниями и с выполнением должности. Но, конечно, эта "безвозмездность" являлась фиктивной: магистратура являлась неисчерпаемым источником всяческих доходов.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.

В состав potestes, принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в числе двух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.

Диктатор являлся чрезвычайным магистратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел вето в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командовали войском и ведали административными делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут установлены.

Цензоры избирались в числе двух на срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и распределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.

Квесторы имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскими землями).

 

  1. Падение республики и переход к империи

 

Жители провинций обращались в рабство или становились подданными Рима, не получая прав гражданства, и облагались тяжелыми налогами. Провинции рассматривались как "поместья римского народа", и значительная часть провинциальных земель включалась в состав государственных земель. Какого-либо общего порядка управления провинциями не существовало. Рим последовательно проводил принцип "разделяй и властвуй". Во главе провинций стоял римский магистрат, причем к концу республиканского периода провинции управлялись  обычно окончившими срок своей службы консулами и преторами. Управителю провинции принадлежала вся полнота власти: он являлся высшим администратором, военачальником и судьей.

Разорение мелких землевладельцев, восстания  рабов и завоеванных Римом  народов вынуждали господствующий класс искать новые формы эксплуатации угнетенных масс. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи (II в. до н.э.). В разгар борьбы с крупными землевладельцами Тиберий поставил перед народным собранием вопрос: "Должен ли трибун продолжать оставаться в должности, если он противодействует народу?" Так было сформулировано положение, согласно которому благо народа есть высший закон. Ослабить могущество верхушки рабовладельцев, возродить  искусственным путем мелкое землевладение не удалось. Главная социальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии (73-71 гг. до н.э.) восстанием Спартака и др. Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Это   свидетельствовало о глубоком кризисе республики.

      Консул Гай Марий  (156-86 гг. до н.э.) в конце II в.  до н.э., чтобы увеличить приток  людей в армию, разрешил набирать  в нее всех желающих граждан,  независимо от имущественного ценза, в т. ч. пролетариев. Солдат получал жалование, он мог рассчитывать на часть военной добычи, а после службы рассчитывал получить надел земли. Многие пролетарии охотно пошли служить. Так возникла профессиональная армия наемников. Теперь командующий мог использовать послушное ему войско для захвата власти. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.

       В 82 г. до н.э. полководец Сулла занял Рим. По заранее составленным спискам "подозрительных" были уничтожены тысячи республиканцев. Эти списки получили название проскрипционных. Погибли тысячи безвинных. Среди них было немало стойких республиканцев. Проскрипционные списки с тех пор стали символом беззакония и жестокости. Сулла заставил народное собрание избрать его диктатором, причем впервые срок диктатуры не был ограничен. В сенат  были назначены дополнительно 300 членов из числа сторонников диктатора. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима.

       Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской войны (I в. до н.э.). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате этот орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции были еще живы.

      Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека       произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.

 

 

 

4. Римская империя

 

Республиканские учреждения Рима сложились  как органы управления небольшим полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим в результате проведения активной военной политики, они не могли. Эту задачу исторически суждено было выполнить Римской империи. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IV-V в.).

1. Принципат. Период принципата получил своё название по титулу лица, стоящего во главе римского государства, принцепса. С точки зрения организации государственного механизма период принципата имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Еще в 36 г. до н.э. Октавиан был избран пожизненно трибуном. В 31 г. он избирается консулом, в 29 г. ему была предоставлена власть цензора. Октавиан получил звание "первый сенатор". Этот титул существовал и раньше: так назывался сенатор, который стоял первым в списке ораторов, но он никакими особыми правами не пользовался. Наоборот Октавиан, как принцепс, стал

рассматриваться как высшее должностное лицо. В 27 г. Октавиан был облечен высшей властью и вскоре после этого принял имя Августа (т.е. "возвеличенного" богами). Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.

Власть принцепсов первоначально не была наследственной. Избрание нового прин-цепса производилось сенатом. По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более консолидируется в руках принцепса. В начале III в. знаменитый римский юрист Ульпиан с полным основанием сказал: "что решил принцепс - то имеет силу закона". Отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения.

Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Этот аппарат состоит не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и смещает по своему усмотрению и которые являются послушными орудиями в его руках. При принцепсе состоит совещание, которое обсуждает важнейшие дела.

Опорой власти принцепса являлась армия. При Августе была закреплена организация постоянной армии (в составе 500 000 человек), размещенной преимущественно в пограничных провинциях. По общему правилу армия комплектовалась путем найма на срок службы в 20 лет. Но в некоторых случаях производился и принудительный набор и не только полноправных римских граждан, но и вольноотпущенников. Высший командный состав назначался принцепсом из лиц сенаторского и всаднического сословий. Армия, скованная строгой дисциплиной и своими профессиональными интересами, представляла собой грозную силу. Особое положение занимала императорская гвардия (преторианцы), составлявшая гарнизон Рима и личную охрану императора.

Существует особая казна императора (фиск). В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. В этой казне сосредоточиваются огромные средства, дающие принцепсу возможность проводить его политику, - и соответственно падает значение общегосударственной казны, находящейся в ведении сената.

Народные собрания утрачивают всякое значение. Лишь в некоторых случаях и лишь в начале периода принципата проекты законов, одобренные сенатом, вносятся на голосование центуриатных и трибутных собраний, но это голосование является чистой формальностью.

В начале принципата сенат еще сохраняет  некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба, но эта борьба неизменно заканчивается победой принцепса. Комплектование сената производится всецело принцепсом, и при таких условиях становится понятным, что в некоторых отношениях компетенция сената формально расширяется: в интересах монархии используются привычные республиканские формы. Так, сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса.

Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам. Единственным магистратом, сохранившим свое значение до II в., является претор. Однако, если он и удержал значительную часть своих функций, то характер его деятельности изменился: развитие частного права путем преторского эдикта ослабляется и основным источником права становятся распоряжения императора.

Постепенно сглаживается различие между Италией и провинциями: вся территория римской империи получает единообразное устройство. Италия постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Некоторые общины сохраняют известную самостоятельность во внутренних делах и во взаимоотношениях их граждан действует местное право. Существуют и некоторые провинциальные учреждения, однако компетенция их сильно урезана. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским. Эксплуатация провинций в пользу казны принцепса становится систематической, глубокой и рассчитанной на длительный период.

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"