Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
2. Доминат. (III – IV вв.). Перед лицом восстаний рабов и военных поражений от "варваров" эксплуататоры делают последнюю попытку отсрочить час своей гибели и ищут спасения в дальнейшем усилении военного террора. Римская государственная машина последнего периода является военной деспотией императора, выражающей централизованную военную диктатуру верхушки класса рабовладельцев. В связи с этим в конце III в. и начале IV в. была произведена военная реформа. Армия была сильно увеличена и разделена на подвижные войска, предназначавшиеся для борьбы с восстаниями и походов, и на
пограничные войска. В начале IV в. была введена особая должность главнокомандующего. Изменился и порядок комплектования армии.
Землевладельцы в зависимости от числа их рабов должны были выставлять определенное количество рекрутов. Пограничные войска комплектовались преимущественно из варваров. Христианская церковь стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. В IV в. христианство стало государственной религией. Христианская церковь всем своим авторитетом поддерживала господствующие классы и "оправдывала" императорскую власть.
В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение, вводится мелочная регламентация. Но идет распад римской империи, и все попытки спасти положение являются тщетными - Рим быстрее идет к своей гибели.
Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя от рабов, напора "варваров" и децентралистских стремлений эксплуатируемых Римом провинций, вызвала серьезные изменения государственного строя. Еще при Диоклециане (конец III в.) намечается разделение империй на две половины - восточную и западную. Окончательно это разделение произошло при Феодосии 1 (395 г.). Этот процесс знаменовал собой ослабление хозяйственных связей между различными частями империи.
Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря. Первоначально обе половины рассматривались как части единого государства, но в дальнейшем эти части постепенно обособлялись, и к концу домината уже можно говорить о двух отдельных государствах (Западная и Восточная Империи).
Во главе империи (а впоследствии - каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии.
Сенат и некоторые магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре (консистория). Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности.
Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской. Все нити местного управления сходились в Рим, и задачами местных учреждений являлось выжимание из подданных разнообразных тягостных налогов и натуральных поставок, беспощадная борьба со всякого рода волнениями и проявлениями недовольства.
Каждая половина империи разделялась на две префектуры, префектуры делились на диоцезы (на западе было 6 диоцезов, на востоке – 7 диоцезов), диоцез разделялся на провинции (в одной Западной империи было 34 провинции), и наконец, провинции делились на округа. В этих округах были и органы из местного населения (сенат и муниципальные магистраты), но подчинявшиеся императорским чиновникам. Во главе Рима стоял префект города, непосредственно подчиненный императору. Сенат сохранился, но ведал чисто местными делами города Рима.
Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная Римская империя - Византия - просуществовала ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма .
5. Право Древнего Рима.
Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.
Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.
За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:
1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.
2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.
3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.
Источники прав в древний период. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas) и собственно правовыми нормами (jas). Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов – Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан Рима.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.
Другим важным
источником квиритского права
были законы. Согласно Законам
XII таблиц всякое решение
Источники права в классический период. В III веке до н.э. – III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана).
На новом этапе
истории римского права
Особую роль в
развитии права классического
периода сыграли эдикты
Постепенно укреплялась
и расширялась и
Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды :
1. Эдикты – общие
положения, основанные на
2. Рескрипты –
ответы или советы императора
отдельным лицам или
магистратам, запрашивающим
3. Декреты – решения,
вынесенные императором в
4. Мандаты – инструкции,
адресованные правителям
Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.
Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.
Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.
Источники постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматриваются в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними – мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.
Всеобъемлющая систематизация
римского права была
По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.
Важнейшую часть
кодификации императора