Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций

Описание работы

История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.

Файлы: 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

При заговоре, измене и службе чужому государству: если не было преступных действий, а был лишь умысел, то главарь подлежал смертной казни, пособники наказывались ссылкой. В случае совершения каких-либо действий, направленных на измену, все виновные наказывались смертной казнью. Жены и дети изменников ссылались за 2 тысячи ли.

Осуждение действий императора каралось смертной казнью. Если осуждение императора было совершено непреднамеренно, виновный осуждался на два года каторжных работ.

Преступления  против личности. При определении наказания за убийство важнейшее место отводилось выяснению вопроса о том, кто был виновный и потерпевший, их отношения друг с другом в системе кровнородственных связей и системе социально-сословного деления общества.

За преднамеренное убийство виновный приговаривался к  смертной казни. Дед, бабка, родители за умышленное убийство детей или внуков (если последние не выполняли их указаний), "совершенное рукой, ногой или иным способом, кроме оружия", наказывались двумя годами каторги, а с помощью ножа — двумя с половиной годами каторги.

Смягчалось  наказание за убийство во время игры, по ошибке. Дед, бабка, родители не подлежали наказанию за убийство по ошибке своих детей или внуков. Во всех случаях при наказании за убийство по ошибке допускался откуп от наказания, а для людей чиновных — наказание лишением чинов. Обычным наказанием за убийство в драке была смертная казнь.

Совершение различных магических и колдовских действий с целью причинения вреда другому человеку считалось преступлением. Если колдовские действия были направлены против близкого старшего родственника, наказанием была смертная казнь через обезглавливание.

Преступлением против личности было похищение человека. Похищение человека и продажа его в рабство каралось смертной казнью путем удавления, превращение похищенного в буцюй — ссылкой за 3 тысячи ли. Похищение женщины и взятие ее в жены или наложницы, похищение детей и принятие их в семью в качестве своих детей или внуков наказывалось тремя годами каторги. Если в процессе похищения был ранен или убит человек, виновные наказывались как за причинение ранения или убийство человека при ограблении, за что следовала смертная казнь.

Кража. При совершении кражи и при совершении ограбления различались попытки совершить преступление и оконченное преступление. За попытку виновному полагалось 50 ударов тонких палок. При оконченном преступлении мера наказания зависела от стоимости похищенного: от 60 ударов толстых палок до ссылки с дополнительными каторжными работами. Помимо уголовного наказания вор выплачивал компенсацию за причинение ущерба в двойном размере. Если украденное было в наличии, оно возвращалось потерпевшему.

Особые меры наказания предусматривались за кражу оружия и предметов культа: от 90 палок до смертной казни.

За кражу  скульптур или изображений Будды  наказание от трех лет каторжных работ до ссылки с дополнительными каторжными работами.

За вскрытие могилы, открытие саркофага и похищение вещей из захоронения — смертная казнь. Похищение трупа, еще не положенного в гроб и не погребенного, двумя с половиной годами каторжных работ.

Вором-рецидивистом считался тот, кто "неоднократно нарушал  ясные законы и не имеет намерения раскаяться". Троекратное осуждение за кражу или ограбление влекло за собой в дальнейшем меры наказания более суровые, чем обычные. Так, вор, трижды осуждавшийся на ссылку, при совершении кражи в четвертый раз приговаривался к смертной казни.

Средневековое китайское право знало и такие преступления, как вымогательство, мошенничество, причинение ущерба. Так, за поджог казенных или частных строений, независимо от их величины, или умышленное уничтожение огнем чужого имущества, независимо от его его размера, самым минимальным наказанием было три года каторжных работ. Преднамеренное разрушение дамбы или перемычки каралось тремя годами каторги.

Должностные преступления. Средневековое китайское право подробно рассматривает случаи ответственности за взяточничество.

Уголовный процесс. Процесс начинался доносом властям о преступлении или заявлением пострадавшего (истца). Потерпевший должен был обратиться с жалобой прежде всего в свою уездную управу. Доносчик обязан был указать год, месяц и место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по инстанции.

Малолетние  и престарелые не могли сами обращаться с заявлением к властям. Тот, кто  не донесет о заговоре против государства  или о намерении поднять мятеж, подлежит удавливанию. Лжедонос с обвинением в заговоре против императора карался обезглавливанием.

Общим правилом наказания за лжедонос было получение  виновным наказания, равного тому, которое получило бы лицо, осужденное по его ложному доносу. Только малолетние и престарелые имели право откупа от наказания за лжедонос. Запрещалось доносить на родителей, деда и бабку. Исключением являлось убийство отца.

Рабы и буцюй, донесшие на хозяина, за исключением  обвинения его в мятеже или  измене, карались смертной казнью. Китайское  право не признавало анонимного доноса.

Уездная управа или иное административное учреждение, приняв донос или иск, в разные дни три раза допрашивало обвинителя (истца), уточняя обстоятельства дела и всякий раз указывая обвинителю на наказуемость ложного обвинения. Доказательствами считались собственное признание, свидетельские показания, документы.

Арестованные  по делу (за исключение больных, инвалидов, беременных женщин; детей младше 10 лет  и старше 80 лет) содержались во время  следствия в тюрьме.

При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого передавали в округ для вынесения ему приговора.

Уездная управа не имела права рассматривать  дела о мятеже, государственной измене; ей были неподсудны лица, имевшие право на подачу прошения на высочайшее имя. Подчиненные не имели права судить своих начальников.

Исходя из презумпции виновности задачей следствия было не столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос свидетелей производился при обвиняемом.

Китайское право  разрешало допрос под пыткой, которая  заключалась в битье обвиняемого палками. При этом допускалось три допроса под пыткой с общим числом ударов не более 200. При допросе под пыткой каждый допрос должен был отстоять от другого на 20 дней.

Если нормы  битья были превышены или следователь  прибегал к иным мерам физического воздействия на обвиняемого, он наказывался 100 ударами палкой. Находящуюся под следствием беременную женщину можно было допрашивать под пыткой только через 100 дней после родов.

Следствие могло иметь  три результата: обвиняемый признавал  свою вину или признавался виновным под тяжестью улик; он мог быть оправдан; дело могло быть признано сомнительным. Разрешалось при определении наказания применять принцип аналогии. Запрещалось наказывать по совокупности преступлений; если лицо привлекалось к ответственности по нескольким преступления, то приговор выносился только за самое тяжкое.

Если дело признавалось сомнительным, то его допускалось решить путем  предоставления обвиняемому права на откуп от того наказания, к которому его могли бы приговорить.

Число заседаний суда, на которых так и не было достигнуто единство мнений судей, не должно было превышать трех. В таком случае обвиняемый также получал право  на откуп. Дела, связанные с наказанием каторжными работами, рассматривались в округе; с наказанием ссылкой — в провинции или в столице; с наказанием смертной казнью — в столице.

Из провинции дела поступали  в Верховный суд (Далисы) или министерство юстиции (Синбу). При династии Сун большое значение в судопроизводстве приобрела коллегия адвокатов (коллегия советников по судебным делам при канцлере), куда поступали дела из Верховного суда. Все высшие органы были укомплектованы чиновниками юристами. В трудных случаях император обсуждал дело со своими советниками, учеными, с чиновниками Императорского секретариата.

Право на амнистию и помилование  считалось прерогативой императора. Амнистия означала прощение или уменьшение меры наказания по уже вынесенным приговорам. Амнистировались преступления, раскрытые до амнистии, т. е. в которых преступник признавался до амнистии. Преступления нераскрытые, а также те, в которых преступник не признавался до амнистии, амнистированию не подлежали. Не подлежали амнистии также те преступления, в которых преступники признавались во время объявления амнистии и после. Не амнистировались и те преступления, которые преступник совершал намеренно, зная о предстоящей амнистии. Не подлежали амнистии все преступления из группы "десяти зол", поэтому их называли "непрощаемыми"; не прощались также "буцюй" и рабам такие преступления, как причинение побоев хозяину, замысел убить его или изнасилование хозяйки. Не амнистировали виновных в подделке казенных документов и печатей.

Под помилованием в средневековом  Китае понимали уменьшение меры наказания и пересмотр приговора.

 

2. Государство и право Японии в средние века

       Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото. Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"-императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.

            Все жители объявлялись непосредственными подданными императора-"тэнно" (букв. "небесный", т. е. верховный). При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве           занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).

            Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.

            С 645 года в Японии было введено  территориальное деление страны  на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система "пятидворок" - объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато - квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) - из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) -из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.

            На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации             военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.

            Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины. Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. "путь самурая и воина") с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.

            Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй). К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения,             складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса. Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителей - сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.

            Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. "большое имя"). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассалов-самураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми  пайками.

            Мелкое самурайское землевладение,  частично сохранившееся, было  нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"