Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций

Описание работы

История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.

Файлы: 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства - сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военно-служилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти. И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат - бакуфу (букв. "полевая ставка великого полководца сёгуна").

            В XIII веке сёгун присвоил себе  право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты. Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой - одна из специфических черт японской феодальной государственности.  Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.             Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек.

С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие - средство обеспечить за счет нее свое существование.

            В XVI веке в Японию проникают  первые европейцы и угроза  потери политической независимости также диктовала необходимость объединения. Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле.

            В Токугавской Японии существовали  четыре сословия: самураев "буси" (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия "куге", крестьяне "номин" (но), ремесленники "сюкогёся" (ко) и торговцы "сёнин" (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава. Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.  Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.

            Крестьянин в Японии был традиционным "владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.

Во главе государства стоял  сёгун - полководец. Особая роль военной  силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.

            При бакуфу был создан разветвленный  бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев - хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников - родзю (старейшин,            министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление  земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного Министра - тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.

            Токугавская Япония была полицейским  государством, в котором жестоко  преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото - сёсидай. Особая система сыска ("мэцкэ - сэйдзи", мэцкэ - букв. "прикрепленный      глаз") осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы - о-мэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. О-мзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.

            Для надзора за крестьянами  и прежде всего для сбора  с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

Основные  черты права.  Важнейшим источником раннесредневекового права является кодекс "Тайхо Еро ре" — основной источник, характеризующий право Японии VIII — X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии;

"Тайхо Еро  Ре" или, как его чаще именуют "Свод законов Тайхо", содержит как гражданские ("Тайхоре"), так и уголовные законы ("Тайхорицу"). "Тайхоре" содержит 30 гражданских законов; "Тайхорицу" — 10 уголовных законов (например, о разбое и грабеже; об охране дворца).

Говоря о  других источниках японского феодального права, необходимо отметить, что "высочайший указ" японских императоров по мере усиления власти Сегунов с XII в. уступает место правительственным распоряжениям и правительственным инструкциям бакуфу, получивших название кодексов. Одним из таких правовых источников был "Кодекс годов Кэмму" (1334 0 1338 гг.), состоящий из 17 статей. В 1509 г. появился свод, состоящий, примерно, из 200 предписаний, инструкций, наставлений судьям; здесь, например, говорится об ответственности за взяточничество, о цели наказания, о справедливости судейских решений, т. е. соответствии их федеральным принципам права и морали. Важным источником права являлся известный "Кодекс ста статей" 1742 г. Можно сказать, что судебный прецедент также был одним из источников феодального японского права.

Право собственности. В Японии в результате "переворота Тайка" в 645 г. была введена надельная система землевладения, согласно которой монарх был объявлен верховным собственником земли. При этом земли подразделялись на три вида: общественные ("коти" — леса, горы, пустоши); государственные, казенные ("канти"); личные или частные ("сити"). Существовал, например, особый вид коронных земель под названием "дворцовые поля" (кандэн), которые обрабатывались крестьянами в порядке трудовой повинности. Эти земли находились под особым контролем Министерства двора, которое определяло площадь посева, вид посевных культур и количество требуемой рабочей силы.

Крестьяне получали от монарха земельные наделы на условиях уплаты налогов и выполнения повинностей; уход с надела запрещался, т. е. они превратились в государственных крепостных. Надельная система предусматривала выдачу земли мужчинам в размере двух тан (один тан составлял 0,12 гектара; 10 тан равняется одному те) и женщинам в размере 2/3 мужского надела39. Закон определял размер крестьянского поземельного налога: с тана два снопа риса и две горсти риса в колосе (два пучка).

В период позднего средневековья в Японии окончательно утверждается своеобразная форма крупного условного феодального землевладения, передаваемого сегунами своим вассалам.

Собственниками  земли в токугавской Японии были сегун, феодалы, храмы и монастыри (буддийские и синтоистские). Примерно четвертую часть земель Японии владения дома Токугава. Остальная земля составляла главным образом уделы князей. Около трети земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна — мелких и средних феодалов.

Господствующий  класс феодалов был разделен на несколько  разрядов. Особую группу — кугэ — составляла придворная знать императорской столицы Киото; кугэ получали содержание от сегуна.

Обязательственно  право. Феодальное право Японии регулировало следующие виды договоров: купли-продажи, займа, аренды, дарения, мены, хранения и др. Предметом купли-продажи были различные вещи, в том числе и земля. Так, даже крестьяне могли продавать свои приусадебные садовые участки. Однако, строго запрещалось крестьянам и чиновникам продавать, дарить поля, приусадебные и садовые участки буддийским храмам и даже меняться с ними этими видами земель. Имели место попытки ограничения сделок по поводу земли, но они не давали существенного результата.

Предпринимались меры со стороны сегуна по сохранению мелких крестьянских хозяйств, которые не подлежали отчуждению. Так, закон 1643 г. запрещал отчуждение земли и раздел земли, если надел был менее 1 те (0,99 га) и урожай с него состоял менее 10 коку риса. На деле же обедневшие крестьяне часто попадали в категорию неоплатных должников, оказываясь в кабале у ростовщиков, купцов, чиновников, которые в погашение займа

Своеобразным  случаем квази аренды выглядит самовольная  запашка чужой заброшенной земли. В Японии заброшенным считалось поле, не обрабатываемое в течение трех лет. Такая земля оставалась в пользовании вспахавшего ее лица в течение трех лет, если она была частной, и шести лет, если она являлась казенной. В Японии наделы разрешалось сдавать в краткосрочную аренду — на год, а сады — на более долгий срок. В целом средневековое договорное право Японии было недостаточно разработано. Так, отсутствовало четкое разграничение займа и ссуды.

По договору займа в качестве кредитора выступали  и государство (его учреждения) и частные лица, а должником могло быть только частное лицо. Закон признавал проценты, но общая сумма процента не могла превышать сумму долга. Так, в законе говорится, что если предметом договора займа являлось зерно, то размер процентов не мог быть свыше 100% для частного кредитора и 50% для казны при сроке с весны до осени.

Взимание процентов  могло происходить по истечении 60 дней после возвращения долга; осуществлялось каждые 60 дней в размере 1/8 долга (12,5%), а после 480 дней, когда сумма процентов достигала долга, их взимание прекращалось.

Японское право  предусматривало как залог, так  и поручительство; при этом кредитор не мог своевольно распоряжаться залогом, который он мог реализовать только с разрешения властей. Должнику предоставлялось право отработать долг личным трудом, что исключало долговое рабство.

Брачно-семейное и наследственное  право.  В Японии сохранилась большая патриархальная семья, глава которой пользовался огромной властью в отношении всех членов семейной общины, связанных происхождением, почитание предков и совершением семейных религиозных обрядов. Он считался распорядителем семейного имущества; в его обязанности входило составлять к определенному сроку налоговые списки и подворный реестр.

Особое положение  в семье занимал старший сын, как потенциальный будущий глава двора (большой семьи), исполнитель культа предков, наследник. В Японии существовал институт усыновления кандидатов на роль первенца при отсутствии родных сыновей.

Вопрос о  заключении брака решался главами  семей, согласия жениха и невесты  не требовалось. Брачный возраст  был установлен 15 лет для жениха и 13 для невесты. Как уже отмечалось, прямая забота о браке детей возлагалась на отца, который имел решающее слово в вопросах сватовства, помолвки, брака. Нарушение помолвки одной из сторон каралось. Семья невесты могла отказаться от помолвки, если жених совершил преступление, выехал за рубеж на год и дальше, в случае незаключения брака после помолвки в течение трех месяцев. Обнаруживаемая добрачная связь невесты (даже с женихом) была препятствие к браку. Браки в период болезни, тюремного заключения родителей могли состояться лишь по особому их указанию и без всякой пышности.

Положение жены в целом было подчиненным, холя оставалось в известной мере довольно почетным. Жена была собственницей приданого. Разрешалось расторжение брака путем развода. Поводы развода для мужа: отсутствие мужского потомства, распутство жены, ее непослушание свекру или свекрови, болтливость, вороватость, ревность, дурная болезнь жены. Развод по инициативе жены: безвестное отсутствие мужа, прелюбодеяние мужа, добрачное сожительство невесты, тяжелое оскорбление мужем родителей жены. При этом приданое возвращалось жене; она имела право проживать в доме бывшего мужа. Муж мог расторгнуть брак в одностороннем порядке путем сообщения своей жене о разводе. Супружеская измена считалась преступлением только для жены. Неравенство жены с мужем заключалось также в том, что он мог иметь наложницу. Внебрачные дети могли входить в состав семьи отца, если они признавались им.

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"