Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций

Описание работы

История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.

Файлы: 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

После II мировой войны  были проведены законы о национализации электроэнергии, газа, угля, автомобильной промышленности. Послевоенное законодательство о национализации затронуло прежде всего предприятия, убыточные для их хозяев и требовавшие             значительных средств для реконструкции. Бывшие собственники предприятий получили огромную компенсацию и смогли тем самым сделать капиталовложения в технически более оснащенные и прибыльные отрасли экономики. Но частный капитал при определенных экономической и политической ситуациях не упускает возможности вновь вернуть себе на более выгодных условиях часть ранее национализированных предприятий. Так,             в Англии уже в 1951 г. консерваторы провели реприватизацию реконструированных к этому времени за государственный счет предприятий черной металлургии и автодорожного транспорта.

            Во Франции и в латиноамериканских странах получила большое распространение смешанная собственность, принадлежащая обществам смешанной экономики, в которых государство являлось акционером наряду с частными предпринимателями. Создание таких обществ, как вскоре выяснилось, представляло особое удобство для крупного капитала, поскольку участие государства в такой собственности гарантировало последнему уход от возможной национализации.

            Начиная со второй мировой  войны, заметное развитие государственной  собственности идет также за счет роста государственных инвестиций в те отрасли промышленности, которые требовали особенно больших капиталовложений (атомная энергетика, ракетостроение, электроника и т.п.). Государственные имущества выросли также в связи с       милитаризацией экономики и увеличением правительственных военных заказов. Законодательство, регулирующее деятельность государственных и всякого рода смешанных компаний, также способствовало укреплению позиций крупного капитала, поскольку оно устанавливает выгодные для последнего цены на государственную продукцию, обеспечивает частные  корпорации и компании стратегическим сырьем, гарантирует им устойчивый рынок и т.п.

            После I мировой войны широкое  распространение получило законодательство, которое в интересах крупного промышленного капитала и транспортных компаний устанавливало контроль за распоряжением мелкой собственностью, вводило новые сервитуты,             изъятия из неограниченной свободы собственников в пользу владельцев промышленных и транспортных предприятий. Во Франции в период III республики были установлены законодательные ограничения для собственников: владельцы земли обязаны разрешать проводку электролиний над своим участком, не сажать деревья вблизи аэродромов, допускать полеты самолетов над своим участком и т.д.

Специальное законодательство (1919 и 1938 гг.) определило, что собственники земли не могут использовать движущую силу воды, не получив специальную концессию от государства.

            Обязательственное право. Научно-техническая революция, интернационализация капиталистического хозяйства, усиление государственного вмешательства в рыночные отношения привели к изменениям в институте до-говора. Усложняются договорные отношения, появляются новые виды договоров (договор лизинга, сочетающего в себе аренду и продажу товара, договоры о передаче разного рода научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью - ноу-хау). Дифференцируются и приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского и торгового права, как, например, купля-продажа, получающая особую юридическую регламентацию в случаях продажи в кредит и с рассрочкой платежа, аукционов, публичных торгов и т.п.

            Важные процессы происходят также  в связи с интернационализацией  договорного права, которая отражает рост взаимосвязанности между различными странами в современном мире при углублении международного разделения труда. В результате возрастает тенденция к гармонизации и унификации норм договорного права разных стран, относящихся к различным правовым системам. Внутреннее договорное право отдельных стран испытывает на себе все большее воздействие международного права, в частности формирующегося международного экономического права, регулирующего торговые и иные     хозяйственно-коммерческие отношения. Значительные изменения в законодательство о разных видах договоров были внесены в государствах, подписавших международные конвенции, относящиеся к морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным перевозкам, кредитно-расчетным отношениям, международной торговле.

            В условиях централизации и концентрации капитала и производства, меняющихся рыночных условий в законодательстве и на практике договорных отношений западных стран происходят отступления от классических принципов законодательства XVIII-XIX вв., таких, как формальная свобода волеизъявления и равенства сторон в договоре, незыблемость условий договора и др. Наблюдается неравенство сторон в договоре, оно юридически подкрепляется договорными формами. Были узаконены некоторые виды картельных соглашений, ограничивающих договорную свободу их участников, которые лишаются права вести дела с третьими лицами без согласия организаторов картели.

            Крупные компании США используют "связывающие" договоры, в которые  включаются ограничивающие свободу контрагента условия. Получили распространение "исключительные" контракты, по которым контрагенты крупных компаний брали на себя обязательство не вступать в  аналогичные договоры с другими компаниями.

            Ограничения договорной свободы  мелких и средних контрагентов осуществляются также посредством распространившихся в предпринимательской практике "договоров присоединения". Крупные компании нередко сами определяют условия, на которых они согласны заключать договоры, фиксируя их в виде заранее разработанного текста, который и предлагают всем контрагентам, проявляющим желание вступить с ними в договорные отношения. Последние не могут повлиять на содержание таких договоров, они вынуждены от них отказаться или принять их в заранее заготовленном виде.

            Условия такого рода формулируются крупными компаниями - поставщиками товаров и услуг в специальных типовых договорах (формулярах). В XX в. получили распространение в виде формуляров такие выгодные для частного капитала и удобные для населения формы торговли, как продажа товаров по почте, в кредит и т.п. Невыгодные условия для  потребителей, лишенных возможности повлиять на содержание таких договоров, неприкрытый диктат со стороны поставщиков вызвал в 60-80-е гг. XX в. во многих капиталистических странах широкое движение потребителей, имевшее своим результатом принятие специального законодательства. В нем наряду с общим договорным правом вводятся особые правовые нормы, предусматривающие защиту потребителей и касающиеся формы и порядка заключения договоров с участием потребителя, конкретных видов ответственности поставщиков товаров и услуг.

            Ограничение свободы сторон в  договоре обусловлено также возрастающим  в современных условиях государственно-административным вмешательством в сферу договорных отношений. В соответствии с законодательством о хозяйственном регулировании отдельные министерства и ведомства получали право нормировать цены и определять ряд других условий договоров, регламентировать общий объем сделок, совершаемых отдельными компаниями. Большое  распространение получают сделки, приобретающие, по сути дела, административно-императивный характер. В таких сделках отсутствует даже формальное равенство сторон, поскольку правительственный орган в определенных случаях может своим распоряжением менять договорные условия или даже их прекращать.

            В XX в. в гражданском праве  происходит отход от принципа  безусловной силы договора. Суды вынуждены нередко освобождать должников от исполнения договоров и от ответственности за их невыполнение в тех случаях, когда в условиях чрезвычайной обстановки (военной) должники сталкивались с непредвиденными хозяйственными затруднениями (инфляция, отсутствие рабочей силы, материалов и др.).

            Во Франции суды использовали  с этой целью средневековую  доктрину " о непредвиденных обстоятельствах". Эта доктрина применялась в судах таким образом, что содержание договоров, особенно долгосрочных, могло пересматриваться по просьбе одной из сторон со ссылкой на изменившуюся обстановку. Специальный закон 1918 г., допускавший расторжение договоров, заключенных еще до I мировой войны, когда его исполнение повлекло бы для одной из сторон ущерб, который нельзя было предвидеть в свое время. Применение доктрины "об изменившихся обстоятельствах" наблюдалось в судебной практике Англии, США и во многих других капиталистических странах. Но невозможность исполнения  договора по англо-американскому праву не освобождает должника от             ответственности. При действительной невозможности исполнения договора предусматривалась де-нежная его компенсация. На практике стороны стремились не к прекращению договора, а к изменению его условий. Они стали вносить в договор условия, в соответствии с  которыми начавшие выполняться договоры могли быть изменены в случае наступления непредвиденных обстоятельств. Выше-указанные изменения в гражданском праве не привели и не могли привести к исчезновению норм старого классического права, которые применяются при регулировании среднего и мелкого предпринимательства.

3. Трудовое и социальное законодательство.

Трудовое право как  самостоятельная отрасль сложилось  лишь в XX веке. Это объясняется нежеланием работодателей связывать себя нормами закона, регулирующими трудовые отношения. Но коллективная борьба             вынудила власти пойти на издание новых законов о труде. Однако трудовое право XX в. отличается нестабильностью. Содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и сужения демократических прав трудящихся. В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший забастовки и стачки. Этот антипрофсоюзный закон был отменен в 1946 г.             правительством лейбористов. В 1971 г. правительство консерваторов добилось издания закона о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов. Эта практика была отменена в 1974 г., что ознаменовало дальнейшую демократизацию английского трудового законодательства. Это законы о занятости, о равной заработной плате мужчин и женщин, о профессиональном обучении и др., они регламентировали охрану труда и технику безопасности, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, социальное страхование на случай болезни, инвалидности, родов и безработицы, порядок заключения             коллективных договоров. Современное английское законодательство направлено на осуществление дешевого жилищного строительства, развитие здравоохранения и национального образования на охрану окружающей среды. Итак, Англия в настоящее время имеет наиболее развитое трудовое и социальное законодательство, под влиянием которого формировались соответствующие отрасли права в других  странах мира, в частности в США.

            Долгие годы в США в сфере  труда и социальных отношений  доминировали расовая сегрегация и дискриминация. Качественные изменения в трудовом праве США стали происходить с середины 30-х годов XX в., когда федеральная власть стала проводить социальную политику, основанную на принципе мира и справедливости. Этот принцип был             реализован в следующих общефедеральных законах: Вагнера (1935 г.), Тафта Хартли (1947 г.), Лэндграма-Гриффина (1959 г.) и др. На их основе создавались законы штатов о труде. Трудовое законодательство, как федерации, так и штатов, определяет в основном общие направления и правила борьбы за установление условий труда. Условия и нормы труда регулируются в коллективных договорах.

Правовые начала регулирования трудовых отношений во Франции определяли два трудовых кодекса, изданных в 1910 г. и 1973 г. Эти французские памятники трудового права содержали обще-нормативную и специальную части. В начале 80-х гг. в трудовой кодекс Франции были внесены существенные поправки, которые были посвящены организации деятельности государственных органов в сфере трудовых отношений, регламентации заработной платы и трудовых споров, разрешаемых специальными судами. 1959 г. ознаменовался во Франции появлением Кодекса социального страхования. Его нормы устанавливали пенсии и пособия в связи с болезнью, беременностью, травматизмом, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Кодекс гарантировал гражданам защиту на случай "социального риска". Вышеуказанные социальные выплаты регулярно индексировались.

            Государственное социальное страхование  во Франции было основано на  взносах предпринимателей и работников, а также на средствах, выделяемых  государством. Кодекс предусматривал поддержку лиц,   которые оказались в бедность или нищете.

            В Германии в конце XIX-начале XX в. широкое распространение  получили так называемые "тарифные соглашения" между предпринимателями и наемными рабочими. Данная практика была юридически закреплена в ФРГ в законе о тарифных договорах (1949 г.).

            В рассматриваемое время в  Германии сложилось высокоэффективное  социальное законодательство, лицо которого определял Социальный кодекс 1911 г. Главное достоинство кодекса в том, что он уравнял в правах рабочих и служащих, ввел обязательное социальное страхование. Таким образом, в конце XX в. ведущие страны Запада имеют исторически сложившееся высокоразвитое трудовое и социальное законодательство.

 

4. Уголовное право и процесс

Углубление социальных противоречий капитализма привело к невиданному росту преступности в буржуазных странах. Эта тенденция находит свое выражение в увеличении общеуголовной преступности и в широком распространении организованной преступности, росте преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Наблюдается связь преступности с кризисными явлениями в социальной и духовной жизни общества, с особенностями психобиологических характеристик правонарушителей. В этих условиях власти стараются изыскать более эффективные методы борьбы с преступностью. С этой целью все большее внимание уделяется выработке новой и всеобъемлющей государственной уголовной политики. Она формулируется и осуществляется в конкретных странах по-разному в зависимости от структуры и динамики самой преступности, от разработанности криминологических и пенитенциарных подходов, от степени активности демократических сил общества и их способности отстаивать гуманистическую линию в уголовном праве. Уголовная политика все в меньшей степени сводится лишь к уголовно-правовому принуждению. Она предусматривает также осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели.

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"