Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Необходимость усовершенствования механизма борьбы с преступностью потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой - влияния общедемократических и гуманистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций, созданных в XX в. в буржуазном уголовном праве и криминологии. Так, под влиянием социологического направления буржуазные государства в своей уголовной политике с помощью либеральных мер пытаются осуществить "реадаптацию" преступников. Более широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учреждения, запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь. В законодательстве предусматривается более широкое использование условного осуждения и условно-досрочного освобождения, устанавливаются за ряд преступлений лишь максимальные сроки тюремного наказания, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры.
Новые уголовно-правовые
Реформа уголовного права в ФРГ (1975 г.) закрепила отказ от традиционной для континентальной системы трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступления" и "проступки". В связи с усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Так, появляются новые виды экономических и должностных преступлений, а также уголовных правонарушений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей наркотиками и т.д.
Законодательством ряда стран предусматривается также и расширение состава субъектов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица, например компании, которые как таковые (наряду с их должностными лицами) подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства.
В уголовном законодательстве
некоторых стран появилась
Некоторые уголовные кодексы,
принятые в буржуазных странах
в XX в., в той или иной мере
отказываются от постулата:
Более широкое распространение
в буржуазных государствах
Уголовное право допускает
Реакционный характер институты "опасного состояния" и "меры социальной защиты" получили в условиях фашистских, диктаторских режимов, которые использовали их как орудие массовой репрессии. В фашистской Италии "меры безопасности", введенные в Кодекс полиции безопасности 1926 г., использовались правительством для преследования противников фашизма. Кодекс легализовал неограниченный произвол политической полиции, поскольку "опасными" мог быть объявлен широкий круг лиц, в том числе те, кто "критикуют действия государственных властей".
Применение "мер безопасности"
судами было узаконено в
В Германии с приходом к власти фашистов в ноябре 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления. По этому закону, лица, объявленные "опасными привычными преступниками", заключались в концентрационные лагеря, причем это заключение продолжалось "до тех пор, пока оно представляется необходимым с точки зрения задач, преследуемых данной мерой безопасности или исправления". Уголовное законодательство в фашистской Германии стало орудием осуществления их расистских идей, согласно которым преступность объявлялась "врожденным" свойством отдельных "неполноценных" лиц, а также целых народов и рас. В условиях фашистских режимов законы о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с противниками тоталитарного строя.
В Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка в ст. 1 квалифицировал как политическое преступление участие в обществе, целью которого является "изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности". Одна лишь пропаганда таких целей наказывалась длительными сроками тюремного заключения. В 1928 г. закон об "опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.
В фашистской Италии закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отмененную по УК 1889 г. смертную казнь и предусматривал ее применение в случаях совершения государственных преступлений: за посягательство на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственных властей и т.д. Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением на срок от 15 до 20 лет. Многие из положений этого закона вошли затем в УК Италии 1931 г. Кроме того, в ст. 8 УК было дано общее определение политического преступления, под которое можно было подвести любое неугодное властям действие: "политическим считается всякое преступление, нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина. Считается также политическим общеуголовное преступление, совершенное полностью или частично по политическим мотивам".
Террористический характер
Уголовное законодательство о
политических преступлениях
Серьезным ограничением
В США уже с 20-х годов в ходе кампании "травли красных" в большинстве штатов были приняты законы о преступном анархизме, о преступном синдикализме, "каучуковые" формулировки которых позволяли использовать эти законы для преследования коммунистов. В 1940 г. был принят федеральный закон Смита о регистрации иностранцев. В 1950 г. Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и явившийся дополнением к нему Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г., были направлены против коммунистических и иных прогрессивных организаций, объявленных "подрывными". Однако в условиях последовавшего подъёма демократического движения попытки применить эти законы против Компартии США не встретили поддержки в Верховном суде США в связи с их явной неконституционностью.
Под предлогом усиления борьбы с преступностью и пресечения "подстрекательства к мятежу" в США было принято законодательство, которое в определенной степени ограничивает право граждан на демонстрации и иные публичные манифестации. Так Закон о контроле над преступностью на улицах 1968 г. позволяет рассматривать в качестве "мятежа" и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение демонстрантами границ между штатами.
После II мировой войны фашистское законодательство в ФРГ было отменено и восстановлено действие УК Германии 1871 г., который в дальнейшем был частично видоизменен. В 1969-1975 гг. он структурно был подразделен на общую и особенную части, которые подверглись дальнейшей гуманизации. Из текста УК 1871 г. были исключены отдельные составы преступлений (религиозные); некоторые хозяйственные преступления стали рассматриваться как административные и гражданские правонарушения; многие тяжкие преступления были заменены штрафными санкциями и др.
Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения. В начале 80-х гг. во Франции была отменена смертная казнь, срок тюремного заключения мог быть заменен выполнением "общественно полезной работы", конфискацией имущества. Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовно-правовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления (геноцид, терроризм, вымогательство (рэкет), производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное), и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожало суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения.
Вторая половина XX в. ознаменовалась проведением реформы уголовного права в Англии. Закон об уголовном праве 1967 г. окончательно упразднил традиционное деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Гуманизация английского уголовного права выражалась в отмене смертной казни и каторжных работ, введении института условного осуждения. В рассматриваемый период значительно либерализировалась система наказаний в США. В некоторых штатах были приняты законы об отмене смертной казни. Общефедеральное законодательство предусматривало сохранение смертной казни лишь в случаях совершения тяжких государственных, воинских и общеуголовных преступлений.
Применение смертной казни не
допускалось к лицам, не
Основным наказанием за
В конце XX в. уголовная политика и право США направлены на борьбу со сравнительно новыми и опасными видами преступлений: с организованной преступностью, торговлей наркотиками, терроризмом, компьютерной преступностью и др.
Существенные изменения в XX в.
прослеживаются и в уголовно-
Деятельность полиции по назначению обвинителя, производство арестов, обысков, изъятия предметов преступления, использование электронных устройств и компьютерных данных была узаконена и поставлена под контроль надзорных органов.
Особое внимание было уделено
реформированию суда присяжных.