Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 19:05, курсовая работа
Цель исследо¬вания - провести критический анализ (аналитическое исследование) марксистской концепции (теории) происхождения государства и права. Для достижения цели исследования необходимо проанализировать достижения теории государства и права, истории, философии, историософии (философии истории).
Объект исследования составляют общественные (социальные) отношения, составляющие сущность и содержание марксистской концепции (теории) происхождения государства и права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА СОГЛАСНО МАРКСИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ (ТЕОРИИ) 5
1.1. Процесс возникновения государства по марксистской концепции теории 5
1.2. Аналитическое исследование марксистской теории происхождения государства 11
ГЛАВА 2. МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (ТЕОРИЯ) ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА 29
2.1. Право как надстройка над экономическим базисом общества 29
2.2. Закрепление норм права 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41
Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. происхождения государства согласно Марксистской концепции (теории) 5
1.1. Процесс возникновения государства по марксистской концепции теории 5
1.2. Аналитическое исследование марксистской теории происхождения государства 11
Глава 2. Марксистская концепция (теория) происхождения права 29
2.1. Право как надстройка над
экономическим базисом общества
2.2. Закрепление норм права
Заключение 37
Список использованных источников информации 41
Введение
Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории «что государство существовало всегда» такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.
Вышеизложенное обосновывает актуальность заявленной темы, ее теоретическую и прикладную значимость.
Цель исследования - провести критический анализ (аналитическое исследование) марксистской концепции (теории) происхождения государства и права. Для достижения цели исследования необходимо проанализировать достижения теории государства и права, истории, философии, историософии (философии истории).
Объект исследования составляют общественные (социальные) отношения, составляющие сущность и содержание марксистской концепции (теории) происхождения государства и права.
Предмет исследования составляют теоретические проблемы марксистской концепции (теории) происхождения государства и права и их критический анализ (аналитическое исследование).
Методология изучения правового регулирования основывалась на положениях общей теории научного познания. Методологической основой исследования являются общенаучный философский (диалектический) метод и системный подход к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. Наряду с этим применялись частно-научные методы исследования: формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический, юридический (юридико-технический), сравнительно-правовой, историко-правовой.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлен комплексный (системный) анализ теоретических проблем марксистской концепции (теории) происхождения государства и права.
Структура исследования обусловлена поставленными автором целями и задачами исследования, логикой последовательного изложения изучаемой проблемы. Исследование состоит из введения, основной части с внутренним подразделением на главы и подглавы, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы.
Глава 1. происхождения государства согласно Марксистской концепции (теория)
1.1. Процесс возникновения государства по марксистской концепции теории
Эпохи неолита и бронзы, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации.1
С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они в целом правильно обобщены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс в соответствии с марксистской концепцией отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров.2
В марксизме преувеличение роли отношений собственности получило исключительное направление3. Они определялись как центр экономического базиса, доминирующего над политической и юридической надстройкой. Возникновение частной собственности объявлялось причиной формирования классов и рождения государства; она же характеризовалась как главный способ эксплуатации, а ее уничтожение - как основная возможность построения справедливого общества. Смена форм собственности на средства производства стала критерием периодизации истории. Таким образом вся общественная теория строилась, по выражению Д. Белла, вокруг «оси собственности». Поэтому не ошибусь, если скажу, что с категорией собственности в историческом материализме связана вся его основа и сердцевина. Его противники постоянно критиковали этот экономический детерминизм. Однако и сегодня он еще очень живуч. А теория собственности не только не подвергнута основательной ревизии, но по-прежнему в своем политэкономическом варианте довлеет над умами даже лучших отечественных ученых. И когда ищешь причины многочисленных несоответствий известных концепций и исторических фактов, неизбежно приходишь к выводу, что важнейшая из них - преувеличенная роль таких понятий, как «отношения собственности на средства производства», «формы собственности на средства производства» и т. п.
С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.4
Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее при натуральном хозяйстве были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло «первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».5
Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств (полисов). При этом основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евро-азиатских племен.6 Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).
Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.
Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом.7 Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства - скота, орудий земледелия и продуктов нового производства становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей). Тем самым не только закреплялась частная собственность семей, но и устанавливалось имущественное неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это явилось неустранимой трещиной в родовом строе.
Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. «Государство, - писал В.И. Ленин, - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».8 И только там, где такие противоречия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, марксистско-ленинская теория готова признать возникновение и существование государства. По этой причине официальная советская историография долгое время относила государства Месоамерики в лучшем случае к «военной демократии», хотя демократии там не было и в помине. Не получило признания и государство скифов. Между тем государственность языческих славян, безусловно, признавалась.
Второе спорное следствие заключалось в том, что все государства Древнего мира должны были безоговорочно считаться рабовладельческими. Ф. Энгельс, как уже отмечалось, назвал деление на господ и рабов первым крупным разделением общества на два класса. Поэтому возникновение кастовой и иной стратификации общества советскими теоретиками необоснованно отождествлялось с рабовладением. Это использовалось для того, чтобы подтвердить ленинский тезис о непримиримости классовых противоречий как основе государства и признании государства только орудием господствующего класса для подавления другого класса или классов.
Являются ли античные политии - Афины, Римская республика и другие - ранними государствами или они представляют собой особый тип безгосударственных обществ?
Конечно, с марксистской точки зрения, они выступают едва ли не классическими образцами государства. Недаром же Энгельс уделил истории Афин и Рима столько внимания в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Античное государство, по его мнению, было, прежде всего, «государством рабовладельцев для подавления рабов»9. Обе эти политии хорошо соответствуют и знаменитому ленинскому определению государства как организации, с помощью которой один класс может эксплуатировать другой и держать его в повиновении.
Однако часть историков всегда испытывала трудности при приложении концепции исторического материализма к своим обществам. В отношении Греции и Рима проблемы, во-первых, вытекали из того, что иногда было невозможно использовать понятие общественных классов для характеристики социальных слоев и ранних сословий10. Во-вторых, само понятие государства прочно ассоциировалось с бюрократией и другими чертами, характерными для ряда восточных деспотий. Между тем ни в Риме, ни в Афинах государственные служащие никак не походили на чиновников. В-третьих, были трудности и с некоторыми иными признаками, которые считались непременными для любого государства, например с обязательностью налогов. Ведь граждане Римской республики, Афин и ряда других полисов не платили регулярных налогов, а только экстраординарные. Эти и другие особенности античных обществ давали основание поднять ряд сложных проблем, например, о том, является ли полис государством11, а также является ли он городом?12
В настоящее время некоторые российские ученые рассматривают Афины, другие греческие полисы и Римскую республику как особого рода безгосударственные общества, альтернативные государству по уровню развития и сложности13. Однако с данным утверждением согласиться не представляется возможным. Но и утверждать, что все древнегреческие полисы являлись государствами было бы опрометчиво. Напротив, каким-то полисам из-за их небольших размеров и особенностей положения просто не требовалась государственная форма14, а также, что какая-то часть полисов могла так и не выйти из догосударственного состояния, а какая-то перерасти его, но превратиться в аналог. В частности, можно предположить, что аналогом раннего государства выступал Дельфийский полис15. Но Афины, а также и многие другие, бесспорно, были государствами.
Однако основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления древнейшего государства. Как писал Ф. Энгельс, к государству «стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов (например, на Востоке - орошение) и для защиты от внешних врагов».16 Таким образом, он допускал некоторые «общечеловеческие» функции государства. Сегодня их наличие в социальной или политической (например, государства инков, майя) функции современного государства вряд ли можно отрицать.
1.2. Аналитическое
исследование марксистской
происхождения государства
Трудности начинаются с определения собственности. Вроде бы ясное на первый взгляд, на деле это понятие рыхлое и нечеткое. Причем его дефиниции недостаточно учитывают то, что в разные эпохи и в разных обществах понятие «отношения собственности» во многом имеет несходный смысл, ибо «в каждую историческую эпоху собственность развивалась различно и при совершенно различных общественных отношениях»17. В результате в системе отношений собственности на первый план выходят разные моменты. Ведь иногда главное - именно обладание благом или его потребление. Но иной раз суть заключается «не столько во владении вещью, сколько в праве запретить третьим лицам пользоваться ею, если они не уплачивают собственнику определенные суммы»18. Ключевыми могут оказаться: безопасность или престиж, привилегии или обязанности собственника; степень его свободы и контроля за ним; налоги; права тех, кого собственник привлекает к эксплуатации объекта (арендатор, наемник), связь собственности с монополией или привилегией и т. п.
В анализе этих отношений можно отметить: расширительное и суженное толкование собственности; акцент на юридическом и фактическом ее аспектах.
Информация о работе Марксистская концепция генезиса государства и права