Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления. Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления; - провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;
- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;
ВВЕДЕНИЕ
Республика
Казахстан в настоящее время
выходит на качественно
новый уровень развития казахстанской
государственности. Это обстоятельство
требует проведения кардинальных преобразований
в системе государственной власти и управления.
В связи с этим, по степени актуальности,
на первый план выступает реформирование
местных органов власти и поэтапное становление
местного самоуправления, которое следует
рассматривать как часть общей стратегии
государственного строительства в
Республике. Учитывая, что действенное
местное самоуправление является
объективной необходимостью для любого
современного демократического
государства, считаем необходимым изложить
п. 2 ст. 3 Конституции Республики Казахстан
в следующей редакции: «Народ осуществляет
свою
власть непосредственно через республиканский
референдум и свободные
выборы, а также делегирует осуществление
своей власти государственным
органам и органам местного самоуправления»[12].
Порядок формирования, компетенцию местных представительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты[12].
Представительным
органом населения на территории
области, района, города (кроме города
районного подчинения и района в городе)
является маслихат. Маслихаты выражают волю населения
соответствующих административно-
Актуальность темы работы определяется тем, что в Республике Казахстан основные положения и принципы деятельности местных представительных органов в теоретическом и прикладном аспекте, как одного из элементов общей системы власти, стали развиваться сравнительно недавно. Однако, за этот промежуток накоплен определенный практический опыт в области становления и функционирования местной представительной власти, созданы основы правовой базы и самое главное - в общественном сознании укрепилось и получает свое дальнейшее развитие идея о невозможности дальнейшего цивилизованного, демократического развития страны без развитой идеи народного представительства.
Несмотря
на то, что правовые основы деятельности
маслихатов - местных представительных
органов Республики Казахстан, как
один из демократических принципов
организации общественной жизни
и сложный конституционно-
Объектом
работы являются общественные отношения,
носящие комплексный и
Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления;
- провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;
- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;
- выявить вопросы в закреплении конституционно-правового статуса депутатов маслихатов.
1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Согласно ст. 1 Конституции Республика Казахстан является «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
По
характеру взаимоотношений
Статья 3 Конституции РК закрепляет принцип разделения властей: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов»[4].
Президент РК - глава государства
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
Судебная власть |
Парламент РК |
Правительство РК |
Верховный суд РК |
Сенат Мажилис |
Центральные органы исполнительной власти |
Суды |
Маслихаты |
Акиматы |
Президент РК, согласно ст. 40 Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях[5].
Основным документом, обеспечивающим
деятельность Президента РК, является
Конституционный закон
Президент обладает широкими полномочиями,
в том числе в области
Указами Президента республики:
Силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом республики, могут иметь только указы.
Распоряжения Президента республики издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.
Распоряжениями Президента республики:
Законодательная власть Республики Казахстан
Парламент является высшим законодательным органом Республики Казахстан[6].
Основной документ, согласно которому
осуществляется деятельность Парламента
РК – Конституционный закон
Парламент РК состоит из двух палат:
Сената и Мажилиса. Сенат образуют
депутаты, избираемые по два человека
от каждой области, города республиканского
значения и столицы РК на совместном
заседании депутатов всех представительных
органов, соответственно области, города
республиканского значения и столицы
Республики. Семь депутатов Сената
назначаются Президентом
Мажилис состоит из семидесяти семи
депутатов. Шестьдесят семь депутатов
избираются по одномандатным территориальным
избирательным округам, образуемым
с учетом административно-
Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. После чего закон подписывается Президентом РК и публикуется в СМИ. Кроме законов Парламент принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению[7].
Исполнительная власть в Республике Казахстан осуществляется Правительством РК.
Структуру Правительства образуют министерства, агентства и канцелярия Премьер-министра.
В состав Правительства входят члены
Правительства – Премьер-
Общая для всех органов исполнительной власти функция – проведение государственной политики и осуществление управления и координации в установленной сфере деятельности.
Правительство на основе и во исполнение
Конституции, законов, актов Президента,
иных нормативных правовых актов
издает нормативные и индивидуальные
постановления. Постановления Правительства
подписываются Премьер-
Премьер-министр республики издает
распоряжения по вопросам административно-
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный суд РК, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры разрешаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды, по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Судебные акты в РК не создают правовых норм.
Верховный суд РК – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Как указано в Постановлении Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. N 3: «Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции»[12].
Особое положение занимает Конституционный Совет РК. Его полномочия определены в ст. 72 Конституции РК.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, республиканского референдума.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает до:
Информация о работе Маслихаты – местные представительные органы