Маслихаты – местные представительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления. Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления; - провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;
- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;

Файлы: 1 файл

курсовая Маслихаты.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Республика  Казахстан в настоящее время  выходит на качественно 
новый уровень развития казахстанской государственности. Это обстоятельство требует проведения кардинальных преобразований в системе государственной власти и управления. В связи с этим, по степени актуальности, на первый план выступает реформирование местных органов власти и поэтапное становление местного самоуправления, которое следует рассматривать как часть общей стратегии государственного строительства в 
Республике. Учитывая, что действенное местное самоуправление является 
объективной необходимостью для любого современного демократического 
государства, считаем необходимым изложить п. 2 ст. 3 Конституции Республики Казахстан в следующей редакции: «Народ осуществляет свою 
власть непосредственно через республиканский референдум и свободные 
выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным 
органам и органам местного самоуправления»[12].

Порядок формирования, компетенцию местных  представительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном  управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты[12].

Представительным  органом населения на территории области, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе) является маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Актуальность  темы работы определяется тем, что в Республике Казахстан основные положения и принципы деятельности местных представительных органов в теоретическом и прикладном аспекте, как одного из элементов общей системы власти, стали развиваться сравнительно недавно. Однако, за этот промежуток накоплен определенный практический опыт в области становления и функционирования местной представительной власти, созданы основы правовой базы и самое главное - в общественном сознании укрепилось и получает свое дальнейшее развитие идея о невозможности дальнейшего цивилизованного, демократического развития страны без развитой идеи народного представительства.

Несмотря  на то, что правовые основы деятельности маслихатов - местных представительных органов Республики Казахстан, как  один из демократических принципов  организации общественной жизни  и сложный конституционно-правовой институт, уже являлись предметом  научного исследования. До сих пор  проблематика данного направления  остается недостаточно разработанной  в силу того, что в ранее проведенных  исследованиях рассматривались  лишь отдельные ее аспекты[1].

Объектом  работы являются общественные отношения, носящие комплексный и многоаспектный характер, возникающие в процессе правового регулирования организации, функционирования и совершенствования  деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан  на примере маслихатов.

Цель  работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений  юридической науки и анализа  существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические  свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления.

Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие  задачи:

- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления;

- провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;

- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;

- выявить вопросы в закреплении конституционно-правового статуса депутатов маслихатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Согласно  ст. 1 Конституции Республика Казахстан  является «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

По  характеру взаимоотношений высших органов власти форму правления  Казахстана можно охарактеризовать как смешанную республику, однако ч. 1 ст. 2 Конституции устанавливает  президентскую форму правления.

Статья 3 Конституции РК закрепляет принцип  разделения властей: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов»[4].

Государственная власть в Республике Казахстан

Президент РК - глава государства

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Парламент РК

Правительство РК

Верховный суд РК

Сенат

Мажилис

Центральные органы исполнительной власти

Суды

Маслихаты

Акиматы

 

 

Президент РК, согласно ст. 40 Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях[5].

Основным документом, обеспечивающим деятельность Президента РК, является Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2733 «О Президенте Республики Казахстан»[12].

Президент обладает широкими полномочиями, в том числе в области исполнительной власти, но главой исполнительной власти не является. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и  ответственность органов власти перед народом. По вопросам своей компетенции Президент РК издает указы и распоряжения.

Указами Президента республики:

  • осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента республики;
  • решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, установленной Конституцией и законами ответственности органов власти перед народом Казахстана;
  • осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов;
  • принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития Республики Казахстан.

Силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом республики, могут иметь только указы.

Распоряжения Президента республики издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.

Распоряжениями Президента республики:

  • осуществляется решение вопросов административно- распорядительного, оперативного и индивидуального характера;
  • в соответствии с компетенцией Президента республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающие конституционным статусом.

Законодательная власть Республики Казахстан

Парламент является высшим законодательным органом  Республики Казахстан[6].

Основной документ, согласно которому осуществляется деятельность Парламента РК – Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и  статусе его депутатов»[12].

Парламент РК состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы  Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената.

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов  избираются по одномандатным территориальным  избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных  списков по системе пропорционального  представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Законопроект, рассмотренный и  одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается  не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа  депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. После чего закон подписывается Президентом РК и публикуется в СМИ. Кроме законов Парламент принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению[7].

Исполнительная  власть в Республике Казахстан осуществляется Правительством РК.

Структуру Правительства образуют министерства, агентства и канцелярия Премьер-министра.

В состав Правительства входят члены  Правительства – Премьер-министр  республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики.

Общая для всех органов исполнительной власти функция – проведение государственной  политики и осуществление управления и координации в установленной  сфере деятельности.

Правительство на основе и во исполнение Конституции, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов  издает нормативные и индивидуальные постановления. Постановления Правительства  подписываются Премьер-министром  республики.

Премьер-министр республики издает распоряжения по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального  характера.

Постановления Правительства и  распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства  могут быть отменены Президентом  и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром  республики.

Судебная  власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный суд РК, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры разрешаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды, по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Судебные акты в РК не создают правовых норм.

Верховный суд РК – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Как указано в Постановлении  Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. N 3: «Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции»[12].

Особое положение занимает Конституционный Совет РК. Его полномочия определены в ст. 72 Конституции РК.

Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции  решает в случае спора вопрос о  правильности проведения выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, республиканского референдума.

Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает до:

  • подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;
  • ратификации международных договоров Республики на их соответствие Конституции.

Информация о работе Маслихаты – местные представительные органы