Маслихаты – местные представительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления. Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления; - провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;
- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;

Файлы: 1 файл

курсовая Маслихаты.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции дает:

  • официальное толкование норм Конституции;
  • до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.

Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его  принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным  и не подлежащим обжалованию. Порядок  вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.

От классического Конституционного суда Конституционный совет РК отличается тем, что на итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его  части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:

  • выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;
  • преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета.

При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное  производство прекращается. Таким образом, он не является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства и, соответственно, не является органом  судебной власти.

Существующая в настоящее время  система государственной власти обеспечивает эффективное функционирование и контроль всех основных сфер жизнедеятельности  в Республике.

 

1.1 Понятие местного государственного управления в республике Казахстан

 

Согласно  ст.95 Конституции, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории. 
В Республике местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. 
К местным представительным органам относятся маслихаты, образуемые в областях, городах республиканского и областного значения и районах. На остальных уровнях административно-территориального деления маслихаты не создаются.

Местные исполнительные органы представляют аким с подчиненным ему аппаратом и местные органы отраслевого и межотраслевого управления. В отличие от маслихатов органы исполнительной власти создаются на всех уровнях территориального деления: в областях, городах республиканского, областного и районного значения, районах, городских районах, поселках, аульных (сельских округах).

Местное государственное управление и местное  самоуправление обеспечивает осуществление  функций высших органов государственной  власти. Местное население, участвуя в формировании местного представительного  органа как органа местного государственного управления своими представителями, через  них решает государственные проблемы. 
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает организационную и функциональную самостоятельность местного самоуправления; местные представительные органы организационно не связаны с местными органами исполнительной власти, хотя и те и другие относятся к органам местного государственного управления. Органы местного государственного управления в организационно-правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, которое осуществляется населением непосредственно.

 

1.2 Порядок формирования местных органов государственного управления

 

В соответствии со ст.86 Конституции, местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для её реализации, контролируют их осуществление.

Полномочия  Маслихата прекращаются досрочно Сенатом по основаниям и в порядке, установленным законом, а также в случае принятия решения о самороспуске.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в областях, городах республиканского и областного значения, столице и районах. На уровне городских районов, городов районного значения, поселков, сельских (аульных) округов, сел и аулов они не создаются. 
К кандидату в депутаты Маслихата предъявляются следующие требования:

- наличие гражданства Республики  Казахстан;

- достижение 20-го возраста;

- обладание активным избирательным правом;

- обязательность проживания на  соответствующей территории. 
Гражданин может быть депутатом только одного представительного органа. 
Депутат Маслихата связан императивным мандатом и может быть отозван избирателями, он не является представителем всего народа, в отличие от депутата Парламента, а выражает волю населения своего избирательного округа. 
Полномочия депутата маслихата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией. Его полномочия могут быть досрочно прекращены в случаях:

1) избрания или назначения депутата  на должность, занятие которой  несовместимо с выполнением депутатских  обязанностей;

2) отзыва его избирателями;

3) признание депутата судом недееспособным;

4) досрочно прекращаются полномочия  маслихата Сенатом Парламента;

5) самороспуска соответствующего  маслихата;

6) в связи с вступившим в законную  силу обвинительного приговора  суда в отношении лица, являющегося  депутатом;

7) выезда депутата на постоянное  место жительства за пределы  территории маслихата;

8) в связи с личным заявлением  депутата об отставке.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается соответствующим маслихатом. В ст.86 п.4 Конституции содержатся общие предметы ведения маслихатов:

1) утверждение планов, экономических  и социальных программ развития  территории, местного бюджета и  отчетов об их исполнении; 
2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

3) рассмотрение отчетов руководителей  местных исполнительных органов  по вопросам, отнесенным законом  к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий  и иных рабочих органов маслихата,  заслушивание отчетов об их  деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы  маслихата; 
5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. 
Помимо указанных полномочий маслихат также утверждает Регламент маслихата; досрочно прекращает полномочия депутатов; рассматривает запросы депутатов и принимает по ним решения; утверждает по представлению акима схему управления областью, районом, городом; принимает решения о выпуске, условиях и размещении займов, облигаций и лотерей; утверждает правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушение (по вопросам застройки населенных пунктов, охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, торговли в общественных местах, общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, рекламы, парковки автотранспорта и пр.) ; решает другие вопросы, установленные законодательством.

Согласно  ст.87 Конституции, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании  с интересами и потребностями  развития соответствующей территории.

Местные исполнительные органы представляют акимы областей, районов, городов, аулов, сел, поселков. В отличие от маслихатов акимы назначаются или избираются во всех территориальных единицах. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом по представлению Премьер - Министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики (вышестоящими по отношению к ним акимами).

Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент вправе по своему усмотрению освобождать от должности любого акима.

Полномочия  акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь  избранного Президента. В случае отставки акимов областей, городов республиканского значения и столицы подают в отставку акимы районов и городов областного значения.

Решения и распоряжения акимов, обязательные для исполнения на территории соответствующей  административно-территориальной единицы, могут быть отменены, соответственно Президентом, Правительством либо вышестоящим  акимом, а также в судебном порядке. 
К предметам ведения местных исполнительных органов относится:

1) разработка планов, экономических  и социальных программ развития  территории, местного бюджета и  обеспечение их исполнения;

2) управление коммунальной собственностью;

3) назначение на должность и  освобождение от должности руководителей  местных исполнительных органов,  решение иных вопросов, связанных  с организацией работы местных  исполнительных органов;

4) осуществление в интересах местного  государственного управления иных  полномочий, возлагаемых на местные  исполнительные органы законодательством  Республики Казахстан.

В соответствии с Конституцией и исходя из её норм в Законе о местных  представительных и исполнительных органах Республики Казахстан определены полномочия областной, районной и городской  администраций в области планирования, бюджета, хозяйственной деятельности, транспорта, связи, землепользования, охраны природы, рационального использования  природных ресурсов, строительства, бытового обслуживания, жилищного строительства, торговли, социально-культурного обслуживания населения, в области обеспечения  законности, охраны правопорядка, прав, свобод и интересов граждан.

Согласно  ст.89 п.1 и п.2 Конституции, в Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Выборным  органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского местного сообщества. Выборы в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установленном законодательством о выборах в РК. Торага (председатель местного самоуправления) избирается кенесом из числа его членов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Казахстана.К ведению местного самоуправления относится:

1) принятие и изменение Устава  местного сообщества;

2) организация работ по содержанию  и благоустройству мест общего  пользования (парков, скверов, бульваров,  пляжей, водоемов, зон отдыха и  т.д.);

3) организация благоустройства и  озеленения соответствующей территории;

4) осуществление контроля за тепло,- электро,- газо, - водоснабжением населения организациями;

5) поддержка и оказание содействия  в развитии учреждений дошкольного,  среднего и профессионального  образования, учреждений социально-культурной сферы;

6) содействие в организации транспортного  обслуживания населения;

7) защита и помощь социально  уязвимым гражданам, проживающим  на территории сообщества;

8) содействие развитию предпринимательства  на территории местного сообщества;

9) содействие поддержанию общественного  порядка на территории местного  сообщества;

10) организация оказания юридической  помощи гражданам, проживающим  на территории местного сообщества. 
Решение органов местного самоуправления, являющиеся обязательными для исполнения гражданами соответствующей территории, могут быть отменены самими органами местного самоуправления либо в судебном порядке. 
Типовой Устав местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.

1) Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Местные представительные органы представляют маслихаты, образуемые в областях, городах республиканского и областного значения и районах. Местные исполнительные органы представляют аким с подчиненным ему аппаратом и местные органы отраслевого и межотраслевого управления.

2) Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения соответствующей административно-территориальной единицы, его выборных органов по управлению местными делами.

Информация о работе Маслихаты – местные представительные органы