Маслихаты – местные представительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления. Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления; - провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;
- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;

Файлы: 1 файл

курсовая Маслихаты.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

3) Местное государственное управление  и местное самоуправление обеспечивает  осуществление функций высших органов государственной власти. Местное население, участвуя в формировании местного представительного органа как органа местного государственного управления своими представителями, через них решает государственные проблемы.

4) Местные представительные органы  – маслихаты.

5) Местные исполнительные органы  представляют акимы областей, районов, городов, аулов, сел, поселков.

6) Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

 

  1. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСЛИХАТОВ

 

Маслихаты избираются населением соответствующих административно-территориальных  единиц на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики Казахстан может быть депутатом только одного маслихата. Число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан в следующих пределах: в областном маслихате, маслихатах городов Астаны и Алматы — до пятидесяти; городском маслихате — до тридцати; в районном маслихате — до двадцати пяти. Маслихат считается правомочным при условии избрания не менее трех четвертей от общего числа его депутатов, определенного Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан. Выборы депутатов маслихатов регламентируются законодательством Республики Казахстан о выборах. Полномочия маслихата начинаются с момента открытия первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии маслихата нового созыва.

В случае реорганизации (присоединения, слияния, преобразования, выделения  или разделения) административно- территориальной  единицы депутаты маслихата сохраняют  свои полномочия и являются депутатами реорганизованных маслихатов, в состав которых вошла большая часть  его избирателей, до начала работы сессии вновь избранного маслихата. В случае ликвидации административно-территориальной  единицы соответствующий маслихат ликвидируется. Маслихат не обладает правами юридического лица.

К компетенции маслихатов относится:

1. Утверждение планов, экономических  и социальных программ развития  соответствующей территории, местного  бюджета и отчетов об их  исполнении, в том числе утверждение  бюджетных программ, реализуемых  акимами района в городе, города  районного значения, поселка, аула (села), аульного(сельского) округа (отдельно  по каждому району в городе, городу районного значения, поселку,  аулу (селу), аульному (сельскому) округу);

2. Утверждение программ по охране  окружающей среды и природопользованию  на соответствующих территориях  и расходов по охране, оздоровлению  окружающей среды, а также решение  иных вопросов в соответствии  с законодательством в области  охраны окружающей среды;

3. Утверждение по представлению  акима схемы управления административно-территориальной  единицей, сформированной на основе  типовых структур местного государственного  управления, утверждаемых Правительством  Республики Казахстан;

4. Решение отнесенных к их  ведению вопросов местного административно-территориального  устройства и определение границ  организации местного сообщества; согласование решением сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акимa;

5. Рассмотрение отчетов руководителей  исполнительных органов и внесение  в соответствующие органы представлений  о привлечении к ответственности  должностных лиц государственных  органов, а также организаций  за невыполнение решений маслихата;

6. Осуществление в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан полномочий по обеспечению  прав и законных интересов  граждан;

7. В соответствии с Кодексом  Республики Казахстан об административных  правонарушениях утверждение правил, за нарушение которых установлена  административная ответственность;

8. Контроль за исполнением планов, экономических и социальных программ  развития соответствующей административно-территориальной  единицы, местного бюджета;

9. Образование постоянных комиссий  и иных органов маслихата, заслушивание  отчетов об их деятельности, решение  иных вопросов, связанных с организацией  работы маслихата;

10. Утверждение программ содействия  занятости населения и снижения  бедности;

11. Утверждение по представлению  акима персонального состава  консультативно-совещательных органов  при акимате по вопросам межведомственного  характера;

12. Присвоение по представлению акима звания "Почетный гражданин области (города, района);

13. Осуществление регулирования  земельных отношений в соответствии  с земельным законодательством  Республики Казахстан;

14. Содействие исполнению гражданами  и организациями норм Конституции  Республики Казахстан, законов,  актов Президента и Правительства  Республики Казахстан, нормативных  правовых актов центральных и  местных государственных органов;

15. Осуществление иных полномочий, установленных настоящим Законом  и иными законодательными актами  Республики Казахстан. 

К компетенции областных, городов  республиканского значения и столицы  маслихатов относится также внесение представлений об утверждении схемы  районной планировки области, проекта  генерального плана застройки областного центра, города республиканского значения и столицы в Правительство  Республики Казахстан, утверждение  проектов районной планировки административных районов, генеральных планов застройки  городов областного (кроме областных  центров) и районного значения.

К компетенции районных маслихатов относится также утверждение  гене-ральных планов застройки городов, поселков и аулов, расположенных  на территории соответствующего района.

Маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан  по предложениям соответствующих акиматов вправе принимать решения о заимствовании  в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы определяют лимиты на загрязнение окружающей среды (в  разрезе районов и городов), утверждают ставки платы за загрязнение окружающей среды в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Актами маслихата, которые он издает по вопросам своей компетенции, являются решения маслихата.

Проекты решений маслихатов, предусматривающие  сокращение местных бюджетных доходов  или увеличение местных бюджетных  расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии положительного заключения акима.

Решения маслихата, принятые в пределах его компетенции и касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат официальному опубликованию  в установленном законодательством  порядке и обязательны к исполнению на соответствующей территории. Решения маслихата, имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации территориальными органами Министерства юстиции в установленном законодательством порядке. Решения маслихатов, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены самим маслихатом либо в судебном порядке[13].

Обобщение практики деятельности маслихатов областей, городов Астаны и Алматы  проведено в соответствии с планом работы депутатской группы Сената Парламента Республики Казахстан «Өңір» на 2009 год.

Маслихаты, как местные представительные органы, действуют в республике с 1994 года. Их объединение в 2001 году с местной  администрацией под общим названием  «местные органы государственного управления»  не значило, что они занимаются одними и теми же местными вопросами государственного управления. В организационном и  функциональном отношении маслихаты  и исполнительные органы отделены друг от друга[9].

Актуальность  обобщения деятельности местных  представительных органов определяется тем, что в Республике Казахстан  основные положения и принципы деятельности маслихатов, как одного из элементов  общей системы власти, стали развиваться  сравнительно недавно. Однако, за этот промежуток накоплен определенный практический опыт в области становления и  функционирования местной представительной власти, созданы основы правовой базы и самое главное - в общественном сознании укрепилось и получает свое дальнейшее формирование идея дальнейшего  цивилизованного, демократического развития страны с развитой системой народного  представительства.

Годы  независимости суверенного Казахстана стали нелегким, но важным временем коренного преобразования общества, перестройки экономической и  политической систем и возрождения  государственности. Сегодня страна продолжает развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030». Центральное место в ней отводится  проблемам создания эффективного, профессионального  государства, в котором существует четкое разделение полномочий между  центральными и местными органами власти, а также реализация принципа децентрализации  внутри исполнительной вертикали, между  центром и регионами, между государством и частным сектором.  В условиях формирования правового государства в Казахстане одной из важнейших составляющих решения этой задачи является повышение эффективности работы местных представительных органов власти.

К настоящему времени кардинальное реформирование структур органов местного государственного управления стало возможным с  принятием Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» в феврале 2009 года, в соответствии с которым  местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества также через маслихаты. В стране функционируют 213 маслихатов различных уровней, среди них 16 маслихатов областей, городов Астаны и Алматы, 37 городских и 160 районных.

 

2.1 Секретарь маслихата

 

Секретарь маслихата является должностным  лицом, работающим на постоянной основе. Он избирается из числа депутатов  открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов  и освобождается от должности  маслихатом на сессии.  
Секретарь маслихата избирается на срок полномочий маслихата.

Кандидатуры на должность секретаря  маслихата выдвигаются депутатами маслихата на сессии маслихата.

Секретарь маслихата:

1. Организует подготовку сессии  маслихата и вопросов, вносимых  на ее рассмотрение, обеспечивает  составление протокола и вместе  с председателем сессии подписывает  решения, иные документы, принятые  или утвержденные на сессии  маслихата;

2. Содействует депутатам маслихата  в осуществлении ими своих  полномочий, обеспечивает их необходимой  информацией, рассматривает вопросы,  связанные с освобождением депутатов  от выполнения служебных обязанностей  для участия в сессиях маслихата,  в работе его постоянных комиссий  и иных, органов, и в избирательных  округах;

3. Контролирует рассмотрение запросов  депутатов и депутатских обращений;

4. Руководит деятельностью аппарата  маслихата, назначает на должность  и освобождает от должности  его служащих;

5. Регулярно представляет в маслихат  информацию об обращениях избирателей  и о принятых по ним мерах;

6. Организует взаимодействие маслихата  с органами местного самоуправления;

7. По вопросам своей компетенции  издает распоряжения;

8. Координирует деятельность постоянных  комиссий и иных органов, маслихата,  и депутатских групп;

9. Представляет маслихат в отношениях  с государственными органами, организациями,  органами местного самоуправления  и общественными объединениями;

10. Обеспечивает опубликование  решений маслихата, определяет  меры по контролю за их исполнением;

11. Выполняет по решению маслихата  иные функции.

Секретарь маслихата не вправе состоять в постоянных комиссиях маслихата. При отсутствии секретаря маслихата по решению председателя сессии маслихата его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий маслихата или депутатом маслихата.

 

2.2 Ревизионная комиссия

 

Для контроля за исполнением местного бюджета маслихат избирает на срок своих полномочий ревизионную комиссию. Число членов ревизионной комиссии определяется маслихатом. Председатель ревизионной комиссии избирается маслихатом из числа депутатов. Председатель ревизионной  комиссии областного (города республиканского значения и столицы), районного (городского) маслихатов осуществляет свои функции  на освобожденной основе. К работе ревизионной комиссии могут привлекаться и лица на договорной основе, не являющиеся депутатами маслихата. 
Ревизии могут проводиться по решению маслихата, ревизионной комиссии либо секретаря маслихата по требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов маслихата, а также в иных случаях, определенных законодательством Республики Казахстан, По результатам ревизии ревизионная комиссия составляет акт, о котором информирует маслихат и акимат. Ревизии проводятся не реже одного раза в год. Полномочия и порядок работы ревизионной комиссии определяются регламентом маслихата[8].

Информация о работе Маслихаты – местные представительные органы