Маслихаты – местные представительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления. Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления; - провести анализ системы законодательства о местных представительных органах - маслихатах;
- рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;

Файлы: 1 файл

курсовая Маслихаты.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Полномочия маслихатов

Полномочия маслихата прекращаются по истечении срока его полномочий, установленного Конституцией Республики Казахстан. 
Полномочия маслихата прекращаются досрочно Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Генерального прокурора Республики Казахстан в следующих случаях:

1. Неоднократного (два и более)  нарушения Конституции, законов  Республики Казахстан, выразившихся  в принятии решений, признанных  в судебном порядке незаконными;

2. Если вновь избранный маслихат  по истечении тридцати дней  со дня открытия первой сессии  не определил свою структуру  и не образовал соответствующие  органы;

3. Реорганизации или ликвидации  соответствующей административно-территориальной  единицы;

4. Принятия маслихатом решения о самороспуске тайным голосованием не менее чем двумя третями голосов от общего числа его депутатов;

5.Непреодолимых разногласий с  акиматом, выразившихся в двукратном  неутверждении местного бюджета,  планов, экономических и социальных  программ развития территории;

6.Непреодолимых разногласий с  акимом, выразившихся в двукратном  неутверждении схемы управления  административно-территориальной единицей.

Маслихат двумя третями голосов  от общего числа его депутатов  вправе выразить недоверие акиму  и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед  Президентом Республики Казахстан  либо вышестоящим акимом[10].

Основанием для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия  акиму является двукратное не утверждение  маслихатом представленных акимом отчетов  об исполнении планов, экономических  и социальных программ развития территории, местного бюджета. Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны:

1. Не допускать принятия решений,  не соответствующих общегосударственной  внешней и внутренней, финансовой  и инвестиционной политике;

2. Соблюдать интересы Республики  Казахстан в обеспечении национальной  безопасности;

3. Придерживаться общегосударственных  стандартов, устанавливаемых в общественно  значимых сферах деятельности;

4. Обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан.

Маслихатам и акиматам запрещается  принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан.

 Планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами,  должны соответствовать стратегическим  планам развития Республики Казахстан. 

 

2.4 Сессии маслихата

 

Первая сессия вновь избранного маслихата созывается председателем  соответствующей территориальной  избирательной комиссии не позднее  чем в тридцатидневный срок со дня регистрации депутатов маслихата, при наличии не менее трех четвертей  от числа депутатов, определенного  для данного маслихата.

 Очередная сессия маслихата  созывается не реже четырех  раз в год и ведется председателем  сессии маслихата. Внеочередная  сессия маслихата созывается  и ведется председателем сессии  маслихата по предложению не  менее одной трети от числа  депутатов, избранных в данный  маслихат, а также акима. Внеочередная  сессия созывается не позднее  чем в пятидневный срок со  дня принятия решения о проведении  внеочередной сессии. На внеочередной  сессии могут рассматриваться  исключительно вопросы, послужившие  основанием для ее созыва.

О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, секретарь  маслихата сообщает депутатам, населению  и акиму не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии — не позднее  чем за три дня. По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь  маслихата не позднее чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии не позднее чем  за три дня представляет депутатам  и акиму необходимые материалы.   

Порядок проведения сессии маслихата:

1. Сессия маслихата проводится  в форме пленарных заседаний.

2. Первую сессию маслихата открывает  и до избрания председателя  сессии маслихата ведет председатель  соответствующей избирательной  комиссии. В дальнейшем сессии  маслихата ведет председатель  сессии маслихата.

3. Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствует не  менее двух третей от общего  числа депутатов маслихата. Решения  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов  маслихата.

4. В работе сессии по решению  маслихата может быть сделан  перерыв на срок, установленный  маслихатом, не превышающий пятнадцати  календарных дней.

5. Продолжительность сессии определяется  маслихатом.

6. Сессии маслихата носят, как  правило, открытый характер. Проведение  закрытых сессий допускается  по решению маслихата, принимаемому  по предложению председателя  сессии маслихата или одной  трети от числа депутатов, присутствующих  на сессии маслихата, если за  это проголосовало большинство  от общего числа присутствующих  депутатов.

7. По приглашению председателя  сессии маслихата руководители  местных исполнительных органов,  руководители и иные должностные  лица организаций, расположенных  на территории соответствующей  административно-территориальной единицы, обязаны являться на сессию маслихата для представления информации по вопросам, относящимся к ведению маслихата.

 

2.5. Полномочия депутатов маслихата

 

Депутат маслихата выражает волю населения  соответствующих административно-территориальных  единиц с учетом общегосударственных  интересов.Полномочия депутата маслихата  начинаются с момента его регистрации  в качестве депутата маслихата соответствующей  территориальной избирательной  комиссией и прекращаются с момента  прекращения полномочий маслихата.

Полномочия  депутата маслихата прекращаются досрочно в случаях:

    1. избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;
    2. вступления в законную силу решения суда о признании депутата недееспособным;
    3. прекращения полномочий маслихата;
    4. смерти депутата;
    5. утраты им гражданства Республики Казахстан;
    6. вступления в отношении депутата в законную силу обвинительного приговора суда;
    7. выезда на постоянное местожительство за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;
    8. в связи с личным заявлением депутата об отставке;
    9. систематического невыполнения депутатом своих обязанностей, в том числе отсутствия без уважительных причин на пленарных заседаниях сессии маслихата более трех раз подряд.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на сессии маслихата  большинством голосов от общего числа  присутствующих депутатов по представлению  соответствующей территориальной  избирательной комиссии.

Депутаты  маслихатов, осуществляющие свою деятельность на постоянной или освобожденной  основе, оплачиваемую за счет средств  государственного бюджета, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной или иной творческой[14].

Депутат вправе:

    1. избирать и быть избранным председателем сессии маслихата, секретарем маслихата, председателем ревизионной комиссии, председателем или членом постоянной комиссии, в иные органы маслихата;
    2. предлагать вопросы для рассмотрения на сессии маслихата и его постоянных комиссий и иных органов, участвовать в их рассмотрении и принятии решений;
    3. проводить встречи и собрания с избирателями своего округа, а также с органами местного самоуправления и организациями;
    4. вносить предложения о заслушивании на сессии отчетов должностных лиц местного исполнительного органа и организаций, расположенных на территории соответствующего маслихата, по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата;
    5. принимать участие в работе заседаний соответствующего акимата;
    6. знакомиться со стенограммами и протоколами заседаний маслихата и его органов;
    7. создавать депутатские объединения в виде фракций и депутатских групп;
    8. осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством и регламентом маслихата.

Депутат обязан:

    1. участвовать в работе маслихата и его органа, в состав которого он избран;
    2. поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, регулярно информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, исполнении решений маслихата, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;
    3. рассматривать поступившие к нему обращения избирателей, регулярно вести личный прием граждан;
    4. проживать в соответствующей административно-территориальной единице.

Каждому депутату маслихата гарантируется защита его прав, чести и достоинства.Депутат маслихата вправе по вопросам депутатской деятельности беспрепятственно посещать государственные органы, общественные объединения и государственные организации, расположенные на территории соответствующего маслихата, за исключением организаций, деятельность которых связана с государственными секретами. 
  Руководители и другие должностные лица государственных органов, общественных объединений и государственных организаций обязаны безотлагательно принимать депутатов маслихата и оказывать им необходимое содействие в осуществлении возложенных на них полномочий.

Депутат маслихата вправе по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата, обратиться с официальным письменным запросом к акиму, председателю и члену  соответствующей территориальной  избирательной комиссии, прокурору  и должностным лицам территориальных  подразделений центральных государственных  органов, исполнительных органов, финансируемых  из местных бюджетов, а также органов  местного самоуправления. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в письменной форме в срок не позднее одного месяца. Депутат вправе выразить свое мнение по ответу на запрос. Запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с осуществлением уголовного преследования.

Депутатские объединения в маслихатах: 

  1. Депутаты маслихата вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп. Председатель ревизионной комиссии и секретарь маслихата не могут входить в депутатские объединения.
  2. Фракция - организованная группа депутатов, представляющих политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированные в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в маслихате. Фракция должна объединять не менее пяти депутатов маслихата. Депутат имеет право состоять только в одной депутатской фракции.
  3. Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В составе депутатской группы должно быть не менее пяти депутатов маслихата.
  4. Регистрация депутатских фракций и групп осуществляется на сессии маслихата, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.

В период проведения сессий, заседаний  постоянных комиссий и иных органов  маслихата, на время осуществления  депутатских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат  освобождается от выполнения служебных  обязанностей с возмещением ему  за счет средств местного бюджета  средней заработной платы по месту  основной работы, но в размере, не превышающем  заработную плату руководителя аппарата акима соответствующей административно-территориальной  единицы со стажем работы в указанной  должности до одного года, и командировочных  расходов на срок проведения сессий, заседаний  постоянных комиссий и иных органов  маслихата с учетом времени в  пути[15]. 

 

 

 

 

Информация о работе Маслихаты – местные представительные органы