Механизм государства и его правовое закрепление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ, обобщение и систематизированное изложение основных положений о механизме российского государства.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
Исследовать понятие механизма государства и выявит основные подходы к нему;
Исследовать характерные признаки механизма государства;
Проанализировать понятие и признаки государственного органа;

Содержание работы

ВВЕДЕННИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………........
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА……………………………………………………………………
2.1. Представительные органы государственной власти………...
2.2. Исполнительные органы государственной власти…………..
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти............................................................................................................
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА......................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли командование войском, созывали сенат  и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор - это чрезвычайный магистрат, который назначался в  особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над "нравами". Квесторы обладали разнообразными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чеканку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной  монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял  из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные,   исполнительные   и   другие   органы   государственной власти.

По мере централизации  средневекового государства его  механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные  ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные  органы. Военные дружины отдельных  феодалов постепенно превращаются в  централизованную регулярную армию. Кроме  того, в решении стоящих перед  государством задач большое значение имели церковные учреждения и  религиозные организации.5

В XVII - XVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного механизма: Национальный конвент, Директория, Консульство  при Наполеоне, Парижская коммуна  и другие,

В России формируется Государственный  совет как высший законосовещательный  орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента   законов,    департамента    гражданских   и   духовных   дел,

департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет  министров, создаются Государственная  дума, обладающая правом законодательной  инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.

Таким образом, вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры механизма государства. Однако во все исторические эпохи  механизм государства выступает  основным организующим началом политической системы общества. Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу о том, что механизм современного государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функций государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Понятие и признаки государственного органа

 

 

Механизм государства  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  этого механизма является орган  государства.

Орган государства — это  составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом  собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически  взаимодействующая с другими  частями государственного механизма, образующая единое целое.6

Как видно из определения, государственный орган имеет  определенные признаки:

1.   Осуществляет   от   имени   государства   его   задачи   и   функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.

2.    Обладает   властными   полномочиями,   чем   и   отличается   от государственных учреждений и предприятий.

3.    Имеет   определенную   компетенцию,   то   есть   закреплённую совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий),

4.  Характеризуется определённой структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).

5. Имеет территориальный масштаб деятельности.

6. Устанавливает правовые связи личного состава.

7.  Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

8. Орган      государства     является     самостоятельным     элементом  государственного    аппарата,    действует   специализированно   в  системе

других органов.

9.   Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру  выполняемых ими задач. По указанным  признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора в соответствии с принципом разделения властей.

Схема разделения властей  позволяет обеспечить самостоятельность  компетенции, полноту ответственности  и возможность сотрудничества всех государственных органов, ввести в  действие институты и процедуры  для разрешения потенциальных конфликтов между властями путем как можно  более безболезненным для конституционного строя и в то же время системой сдержек и противовесов не дать приобрести неограниченный, абсолютный характер.7

Из всего выше изложенного  можно сделать вывод о том, что на механизм государства и  классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказывает  принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

 

2.1. Представительные органы государственной власти

 

 

К числу представительных государственных органов относятся  законодательные учреждения и местные  органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной  власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.8

При демократическом государственном  строе высшим представительным и  законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет  народа, и только он один правомочен выражать: волю народа в форме закона. "Парламент" — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки).

Парламенты могут иметь  двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская  система имеет место и в  некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в  странах с более или менее  однородным национальным составом населения  или небольших по территориальным  размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более  эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию  парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны  страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни  общества.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую  прерогативу. Утверждая государственный  бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над  исполнительной властью. Парламент  осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается  в том, что парламент участвует  в назначении различных должностных  лиц и органов, оставляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью  является назначение парламентом главы  государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском  правлении, где выборы главы государства  проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией  выборщиков, участие парламента в  формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов  избирателей при выборах президента, и только в том случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного  большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат —  вице-президента. Во Франции в выборах  кандидата на пост главы государства  участвуют члены парламента, более  того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе  которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального  совета, генеральные советники или  выборные мэры.

В зависимости от формы  государственного правления парламент  в той или иной мере участвует  в процедуре назначения главы  правительства и кабинета и, таким  образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства, В ряде стран главы  правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом  и ответственны перед ним. Это  характерно для тех государств, где  действует метод прямых выборов  исполнительных органов государственной  власти. При такой избирательной  системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для  утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

Информация о работе Механизм государства и его правовое закрепление