Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа
Целью исследования является анализ, обобщение и систематизированное изложение основных положений о механизме российского государства.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
Исследовать понятие механизма государства и выявит основные подходы к нему;
Исследовать характерные признаки механизма государства;
Проанализировать понятие и признаки государственного органа;
ВВЕДЕННИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………........
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА……………………………………………………………………
2.1. Представительные органы государственной власти………...
2.2. Исполнительные органы государственной власти…………..
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти............................................................................................................
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА......................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...
Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор - это чрезвычайный магистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над "нравами". Квесторы обладали разнообразными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чеканку монет, строительство и эксплуатацию дорог.
Механизм феодального (средневекового)
государства претерпевал
По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.5
В XVII - XVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.
Во Франции появляются новые элементы государственного механизма: Национальный конвент, Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская коммуна и другие,
В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражданских и духовных дел,
департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет министров, создаются Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.
Таким образом, вследствие изменений,
происходящих в общественной жизни,
возникают новые и отмирают устаревшие
структуры механизма
Глава II. Понятие и признаки государственного органа
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Орган государства — это
составная часть механизма
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:
1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.
2. Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий.
3. Имеет определенную компетенцию, то есть закреплённую совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий),
4. Характеризуется определённой структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).
5. Имеет территориальный масштаб деятельности.
6. Устанавливает правовые связи личного состава.
7. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.
8. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе
других органов.
9. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Органы государства
Схема разделения властей позволяет обеспечить самостоятельность компетенции, полноту ответственности и возможность сотрудничества всех государственных органов, ввести в действие институты и процедуры для разрешения потенциальных конфликтов между властями путем как можно более безболезненным для конституционного строя и в то же время системой сдержек и противовесов не дать приобрести неограниченный, абсолютный характер.7
Из всего выше изложенного
можно сделать вывод о том,
что на механизм государства и
классификацию его высших органов
непосредственное влияние оказывает
принцип разделения властей, в соответствии
с которым создаются
2.1. Представительные органы государственной власти
К числу представительных
государственных органов
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.8
При демократическом
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская
система имеет место и в
некоторых унитарных
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Наряду с непосредственным
законотворчеством парламент
Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.
Контроль парламента над
исполнительной властью. Парламент
осуществляет контроль над органами
исполнительной власти самыми разнообразными
методами. Первый из них заключается
в том, что парламент участвует
в назначении различных должностных
лиц и органов, оставляющих исполнительную
власть. Главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью
является назначение парламентом главы
государства. Такой контроль в полном
объеме осуществляется в парламентарных
республиках. При президентском
правлении, где выборы главы государства
проводятся на основе всеобщего избирательного
права, в том числе коллегией
выборщиков, участие парламента в
формировании главы высшей исполнительной
власти номинально. К примеру, Конгресс
США занимается лишь подсчетом голосов
избирателей при выборах
В зависимости от формы
государственного правления парламент
в той или иной мере участвует
в процедуре назначения главы
правительства и кабинета и, таким
образом, оказывает влияние на структуру,
персональный состав и характер деятельности
правительства, В ряде стран главы
правительства и члены кабинета
министров назначаются
Информация о работе Механизм государства и его правовое закрепление