Механизм государства и его правовое закрепление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ, обобщение и систематизированное изложение основных положений о механизме российского государства.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
Исследовать понятие механизма государства и выявит основные подходы к нему;
Исследовать характерные признаки механизма государства;
Проанализировать понятие и признаки государственного органа;

Содержание работы

ВВЕДЕННИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………........
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА……………………………………………………………………
2.1. Представительные органы государственной власти………...
2.2. Исполнительные органы государственной власти…………..
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти............................................................................................................
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА......................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

"В соответствии с  ч. 2 ст. 77 Конституции РФ   федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти".13 Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, состоящее из Председателя, заместителя Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Правительством РФ осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы.

Исполнительная власть в  субъектах федерации принадлежит  различным органам: правительствам, областной и краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами  администраций, председателями правительства).

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством  либо назначаемых центром местных  органов исполнительной власти (местной  администрации), либо выборных органов  местного самоуправления.

Система исполнительных органов  существенно изменилась в связи  с общими экономическими и социальными  преобразованиями, когда исчезли  или видоизменились многие прежние  органы и появились другие. Новые  регулятивные функции управления привели  к созданию органов по управлению госимуществом, налоговых, таможенных органов.

Таким образом, исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна осуществляться на основании  закона. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

 

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти.

 

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме  разрешения уголовных, гражданских  и административных дел в установленном  законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах  деятельность судов направлена на обеспечение  конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.14

В системе государственных  властей судебная власть выступает  главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система  суда включает в себя различные специфические  судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед  законом и судом, участие присяжных  заседателей, право обвиняемого  на защиту, гласность судопроизводства.

Вся     система     судов      возглавляется     верховными      судебными

(правоохранительными) органами, которые во многих странах выполняют одновременно   функции   конституционного   суда.   В   некоторых   странахконституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органамивласти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Так, судебная система США  включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система  состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все  судьи этой системы назначаются  персонально президентом с согласия и одобрения Сената. Верховный  суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.

В Италии судебная система  включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным  делам, а также апелляционные  суды. Обособленное место в механизме  государства занимает Конституционный  суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом., совместным заседанием палат парламента и Высшими общей  и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом

"В Российской Федерации члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются

пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует  независимость судебных органов  от других органов государственной власти".15

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, этоотражено в ч.2, ст.118 Конституции РФ.

Конституцией РФ предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б)

Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ; г) соответствующие  суды субъектов федерации.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.16

Высший Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров.17

Конституционный Суд призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ.18

Сейчас в нашей стране проводится судебная реформа. Она должна обеспечить: универсальность судебной защиты; доступность правосудия; оперативность  судебной защиты, прав и законных интересов; безусловность

исполнения судебных решений.19

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям    правопорядка,    санкционировании    арестов.    Прокуратура

поддерживает   в   судах   обвинение,   осуществляет   функции   надзора   за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с её субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом.

Системы органов государственной  власти республик, краёв, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими  самостоятельно в соответствии с  основами конституционного строя России и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Органы местного самоуправления в механизма государства не входят, т.к. не являются государственными.20

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других — государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В России нотариальные действия осуществляют государственные и частнопрактикующие нотариусы, с преобладанием последних. В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод  о том, что именно суд является гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина, а правоохранительные органы должны следить за законностью  применения и реализации гражданином  своих прав и свобод.

 

Глава III. Правовые      основы      организации      и     деятельности государственного аппарата и других элементов механизма государства

 

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих  объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных  органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени  основными принципами организации  и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала  принцип широкого участия масс в  управлении государством; демократический  централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное  руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование государственного аппарата.21

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма государства. Одни принципы подразделяются на общие, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные  принципы,

действие, которых распространяется лишь на некоторые звеньягосударственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе "О прокуратуре РФ" принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующем на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.22 Обращает на себя внимание то, что частные принципы, в конечном счете, проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного аппарата.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй — принципы, сформулированные в Законе РФ "Об основах государственной службы РФ" и иных федеральных законах ("О Конституционном Суде РФ", "О прокуратуре РФ" и др.)

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность, представительство  интересов граждан, гласность, открытость, демократизм и профессиональный принцип.

Принцип народовластия проявляется  в демократической организации  государства, республиканской форме  правления, при которых носителем  суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный  народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа в Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского  государства зиждется на том, что  оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.23 Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиально новый поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Информация о работе Механизм государства и его правовое закрепление