Механизм государства и его правовое закрепление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ, обобщение и систематизированное изложение основных положений о механизме российского государства.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
Исследовать понятие механизма государства и выявит основные подходы к нему;
Исследовать характерные признаки механизма государства;
Проанализировать понятие и признаки государственного органа;

Содержание работы

ВВЕДЕННИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………........
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА……………………………………………………………………
2.1. Представительные органы государственной власти………...
2.2. Исполнительные органы государственной власти…………..
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти............................................................................................................
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА......................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы  правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент  назначает премьер-министра из числа  своих членов, после чего император  должен утвердить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решением всего парламента. Премьер-министр назначает государственных  министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и  главы правительства совмещаются  в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное  участие. Однако даже в США члены  президентского Кабинета назначаются  не по прямому усмотрению президента, а "по совету и с согласия" Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судейВерховного суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом.9

Это выражается в следующем:

во-первых,    глава   государства   по   решению   высших   представительных органов  государственной власти лишается своих  полномочий;

во-вторых,   правительство   одновременно   с   главой   государства

уходит в отставку;

в-третьих, парламент может  лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить  новых;

в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной   системы,   роспуск   парламента   по   требованию   главы государства  или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначь  для того, чтобы законодательная  власть была в курсе проводимой правительственной  политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или  общественные должности. Цель этого  правила — не допустить, чтобы  парламентарии могли попасть  в зависимость от каких-либо государственных  органов власти или интересов частных лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной  власти и местного самоуправления. Эти государственные органы, как  правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих  административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальныхсоветов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных          единиц.           

Имподведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две  основные формы организации государственной  власти на местах. Наиболее демократичной  является такая организация местной  власти, при которой все местные  дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных  уровней. В Японии, например, все  основные вопросы внутренней жизни  в префектурах, городах, поселках и  деревнях решают выборные собрания. В  нашей стране местные органы государственной  власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных  вопросов жизни той или иной административно-территориальной  единицы (поселка, села, города, района, области).

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях  центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими  важными вопросами, тем не менее, поддержание правопорядка возлагается  на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который такжеявляется представителем центра и главой местной полиции.

В основном представительными  органами выступают парламенты. В  России это Федеральное Собрание, которое является также и законодательным  органом. Федеральное Собрание состоит  из двух палат - Совета Федерации и  Государственной Думы. В Совет  Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Палаты заседают раздельно.

Законодательная функция  распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимает Государственная  Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон  отклонен, Дума может провести повторное  голосование и принять его. В  принятии Федеральных конституционных  законов участвуют обе палаты.

Парламент России также имеет  полномочия связанные с формированием  высших органов государства. По представлению  Президента Совет Федерации назначает  на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает  от должности Генерального прокурора  России. Государственная Дума одобряет назначение Председателя Правительства Президентом.10

Из сказанного можно сделать  следующие выводы:

во-первых, орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим;

во-вторых, независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиям Конституции;

в-третьих, самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

 

2.2. Исполнительные  органы государственной власти

 

Глава государства. В подавляющем  большинстве стран глава государства  выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях  главой государства формально считается  монарх. На основе конституционных  норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом прав в отношении  парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней  палаты, утверждения и опубликования  законов, а в некоторых случаях и! правом "вето". В Японии, в соответствии с действующей Конституцией, император по представлению парламента утверждает премьер-министра, по представлению правительства — председателя и членов Верховного суда, подтверждает назначение и отставку членов правительства, созывает парламент, даст согласие на акты амнистии и помилования. Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами. Согласно той же Конституции Японии все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность.

В странах с республиканским  правлением, например в России, главой государства обычно является президент. По Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Он обладает широкими полномочиями - представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и  др. в сфере внутренних и международных  отношений, государственной безопасности и обороны. «В целом полномочия президента сводятся к следующему:

1) "президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;

2) ратифицирует международные  договоры и соглашения;                                                                                                                                

3) является главнокомандующим вооруженными силами страны".11

4) "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

5) ему подчинены силовые  министерства;

6) обладает правом законодательной  инициативы и отлагательного  вето в отношении принятых  законов;

7) издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями".12

Наиболее широкими властными  полномочиями обладает глава государства  в президентских республиках. Как  уже отмечалось, это характерно для  США, где президент, кроме вышеперечисленных  полномочий, имеет право назначать  и смещать министров (секретарей), а также всех высших гражданских  и военных чиновников. Он издает указы, которые регулируют разнообразные  стороны государственной жизни  и являются актами высшей исполнительной власти.

В парламентарных республиках  роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства. В таких  государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; акты президента не имеют юридической  силы без подписи главы правительства.

Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который  непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах  правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет  министров.

Правительство возглавляется  главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

По всем вопросам своей  компетенции правительство принимает  ранения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или  от имени главы правительства. В  унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах — общефедеральное  правительство и правительства  членов федерации.

Правительства бывают коалиционными  и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители  двух и более партий, во втором —  только одной партии. Коалиционные правительства формируются, как  правило, в государствах с парламентарной формой правления.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень министерств  и других центральных государственных  учреждений в различных странах  неодинаков. Несмотря на это, все они  призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными  сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Министерства и ведомства  формируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать. Так, для обеспечения нормального  государственного управления американским обществом в Кабинете министров  США действует четырнадцать министерств: госдепартамент (министерство иностранных  дел), министерства финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского  хозяйства, торговли, труда, здравоохранения  и социальных служб, жилищного и городского строительства, транспорта и прочие.

При правительстве могут  быть образованы и другие центральные  ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим  связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно темя и тугими органами при строгом разграничении  их компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме осуществляется органами самоуправления, то в Италии она ограничена так называемыми  комиссионерами, которые назначаются  центральным правительством и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры, которые назначаются президентом. Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные правительства, правление местных и областных общин совместно с представительными органами земель и их административно-территориальных единиц.

Информация о работе Механизм государства и его правовое закрепление