Механизм государства и его правовое закрепление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ, обобщение и систематизированное изложение основных положений о механизме российского государства.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
Исследовать понятие механизма государства и выявит основные подходы к нему;
Исследовать характерные признаки механизма государства;
Проанализировать понятие и признаки государственного органа;

Содержание работы

ВВЕДЕННИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………........
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА……………………………………………………………………
2.1. Представительные органы государственной власти………...
2.2. Исполнительные органы государственной власти…………..
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти............................................................................................................
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА......................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными представляют собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного государства.

Принцип федерализма в  формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вовзаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов введения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют  единую системуисполнительной власти в РФ.

Федеративное государственное  устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации  и децентрализации власти, равноправие  и самоопределение народов в  составе РФ.

Принцип законности в формировании и действии государственного аппарата Российского государства состоит  в том, что согласно Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.24

Принцип представительства  интересов граждан во всех звеньях  государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной  системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью  всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства  на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам  народа решения любых органов  государства, в том числе и  в сфере международных

отношений;

Высокий профессионализм  и компетентность государственных  органов, их способность на высоком  научном уровне решать основные вопросы  государственной жизни в интересах  населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование  квалифицированных работников, для  которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение  же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как  показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами, в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных  органов, позволяющий учитывать  разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности  национальной культуры, традиций, обычаев.

Рассмотренные общие конституционные  принципы организации и деятельности аппарата Российского государства  получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации". Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции  РФ и федеральных законов над  иныминормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечений их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

- обязанность   государственных   служащих   признавать,   соблюдать   и защищать права и свободы человека и гражданина;

- единство системы государственной власти, разграничение предметов введения   между   Российской   Федерацией   и   субъектами   Российской Федерации;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

-обязательность  для  государственных  служащих решений,   принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- единство   основных  требований,   предъявляемых   к   государственной службе;

-   профессионализм  и компетентность государственных  служащих;

-   гласность в осуществлении  государственной службы;

-   ответственность  государственных служащих за  подготавливаемые и принимаемые  решения,  за неисполнение либо  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

- внепартийность   государственной   службы;   отделение   религиозных объединений от государства;

стабильность кадров государственных  служащих в государственных органах.

К числу этих принципов  следовало бы отнести также: сочетание  коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Таким образом, механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитию общественной жизни, способствует углублению демократии и организации в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Понятие механизма государства  рассматривается в широком смысле этого слова или в узком  смысле. В узком смысле механизм государства отождествляется с  понятием государственного аппарата, в широком смысле механизм государства  понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему  государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще  организованный, четко слаженный  сложный политический механизм, который  включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства  характерны следующие признаки, которые  позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,  задачи   и   цели,   компетенция   государственных   органов   определяется действующим законодательством;

2)    наличие   властных   полномочий,   в   том   числе   применения   в необходимых  случаях принуждения;

3) действуют от имени  государства;

4) издание обязательных  для исполнения актов (нормативно-правовых  и правоприменительных) в пределах  установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с  изменением задач, возложенных на тот  или иной орган, может подвергнуться  изменениям и структура органа.

На систему государственных  органов значительное влияние оказывают  форма правления и государственное  устройство.

Как правило, государственный  орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного  органа. Кроме того, органы государства  должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми  средствами для выполнения возложенных  на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных  и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную  систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют  на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять  те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены  в акте об их образования и компетенции.

Следовательно, одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой  ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное  развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан  и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной  арене.

 

 

Библиографический список

 

1.  Конституция Российской  Федерации. - М.: АСТ, 2005. - 32с.

2.  ФЗ  от   17  января   1992.  №2202-1.   «О  прокуратуре   РФ»  // СПС «Консультант Плюс».

3.  Комаров С. А. Общая  теория государства и права. - М., 1996. - 243с.

4.  Комаров   С.А.   Общая  теория   государства   и   права  в  схемах  и определениях, — М.; Юрайт, 1998. — 68с.

5.  Теория государства  и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М, 2010.-326с.

6.  Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 2008. - 282с.

7.  Хропанюк В.И. Теория государства и права. - М,, 1998. - 395с.

8.  Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1998. - 427с.

9.Теория государства и права / под ред. А.Б. Венгерова. - М., 1993. -

521с. 

10. Теория государства и права / под ред. В.М, Корельского и В. Д. Перевалова, - М.; 2002, - 595с.

11.Теория государства и права. Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. - М: Зерцало, 1997. - 408с.

12. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы // Государство и право. -1994. - №1. - 45с.

13. Мальцев  Г.   Разделение   властей   и   парламентаризм   в  России  // Народный депутат. - 1993. – № 9. - 50с.

 

 

 

 

 

1 Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998. С.17.

2 Лазарева В. В. Общая теория права и государства. М., 2008. С. 69.

3 Марченко М.Н. Теория прав и государства. М., 1998. С. 114.

4 Лазарева В. В. Общая теория права и государства. М., 2008. С.69.

5 Марченко М.Н. Теория прав и государства. М., 1998. С. 114.

6 Лазарева В. В. Общая теория права и государства. М., 2008. С. 271.

7 Мальцев Г. "Разделение властей и парламентаризма в России" // Народный депутат. 1993. № 9. С. 4.

8 Хронанюк В.И. Теория государства и права. М., 1998. С. 105

9 Марченко М.Н. Теория прав и государства. М., 1998. С. 183.

10 Корельский В.М.; Перевалов В.Д.. Теория государства и права. М., 2002. С. 213-214.

11 Лазарева В. В. Общая теория права и государства. М., 2008. С. 271.

12 Корельский В. М.; Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2002, С. 215-217.

13 Матузов Н.И. Теория государства и права. М., 1997. С. 341

14 Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. С. 110.

15 Кудрявцев Ю.В. "Конституционный суд России". // Государство и право. 1994. №1. С. 19.

16 Ст. 126. Конституции РФ. 1993. М., АСТ. 2010.

17 Ст. 127. Конституции РФ. 1993. М., АСТ. 2010.

18 Ст. 125. Конституции РФ. 1993. М., АСТ. 2010.

19 Корельский В. М.; Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2002. С. 215.

20 Корельский В. М.; Перевалов В. Д Теория государства и права. М., 2002. С. 216.

21 Венгерова А. Б.Тория государства и права. М., 2001. С. 54

22 ФКЗ "О прокуратуре РФ" от 17 января 1992. № 2202-1 // СПС «Консультант Плюс»

23 Ст. 2. Конституции РФ. 1993. М., АСТ. 2010.

24 п. 2. Ст. 15. Конституции РФ. 1993. М., АСТ. 2010.


Информация о работе Механизм государства и его правовое закрепление