Механизм государства как воплощение государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный механизм государства как воплощение государственной власти в России проходит стадию постоянного изменения и дополнения новыми структурными элементами. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. Механизм государства: понятие, составляющие, разновидности Общее и специфическое в государственном механизме России и Татарстана…………………………………………………………………………5
2. Государственная служба: понятие, виды, правовое регулирование. …………………………………………………………………14
3. Государственный орган: признаки виды, свойства. ……………22
4. Местное (муниципальное) самоуправление. …………………...29
5. Заключение. …………………………………………………….…41
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

Обобщение всех рассмотренных  признаков позволяет прийти к  выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных органов, посредством  которой осуществляются задачи и  функции государства.

Что касается государственного устройства в Республике Татарстан, то нет существенных различий относительно федерального устройства.

С 1990 г. в республике приняты  три важнейших документа: Декларация о государственном суверенитете, Конституция и Договор о разграничении  предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Все три документа  в совокупности составляют не только правовую базу, но и фундамент политической стабильности общества, основу экономических  реформ.

В Конституции Татарстана провозглашается, что человек является высшей ценностью, а отношения человека с государством основываются на приоритете прав человека. В Конституции Татарстана закреплены такие принципы, как всеобщее избирательное право, свобода слова, защита гражданских прав человека, свобода совести, возможность участия  в политических партиях и организациях и т.д.

С июня 2000 г. в республике в соответствии с Конституцией Республики Татарстан функционирует институт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.

Конституция Татарстана закрепляет разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Главой государства в  Татарстане является Президент. Ему  подчиняется Кабинет Министров - исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Кабинет  Министров возглавляет Премьер-министр, кандидатура которого утверждается парламентом Татарстана по предложению  Президента. Кабинет Министров ответственен перед Президентом и парламентом.

Высшим представительным, законодательным и контрольным  органом государственной власти в Республике Татарстан является однопалатный Государственный Совет (парламент).

Функции управления на местах осуществляет местная администрация, которая подотчетна соответствующему местному Совету и исполнительным вышестоящим  и распорядительным органам.

 Механизм современного  государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма  государства понимают его внутреннее  строение, порядок расположения  его звеньев-элементов, их соподчиненность,  соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства  включает в себя:

- государственные органы, которые находятся в тесной  взаимосвязи и соподчиненности  при осуществлении своих непосредственных  властных функций. Особенностью  государственных органов является  то, что они обладают государственно-властными  полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые  связаны с силой государства,  с принятием общеобязательных  управленческих решений (парламент,  президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев  и областей и т.п.);

-  государственные организации  – это такие подразделения  механизма государства (его «материальные  придатки»), которые призваны осуществлять  охранительную деятельность данного  государства (вооруженные силы, службы  безопасности, милиция, налоговая  полиция и т.п.);

-государственные учреждения  – это такие подразделения  механизма государства, которые  властными полномочиями (за исключением  их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную  практическую деятельность по  выполнению функций государства  социальной, культурной, воспитательно-образовательной,  научной сферах (библиотека, поликлиника,  больница, телеграф, научно-исследовательский  институт, ВУЗ, школа, театр и  т.д.);

-   государственные  предприятия – это такие подразделения  механизм государства, которые  тоже властными полномочиями (за  исключением их администрации)  не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую  деятельность, производят продукцию,  либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и  оказывают многочисленные услуги  для удовлетворения потребностей  общества, извлечения прибыли (речь  может идти о казенных заводах,  фабриках и пр.);

-государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

- организационные и финансовые  средства, а также принудительную  силу, необходимых для обеспечения  деятельности государственного  аппарата.

Механизм государства  и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как  внутренние (культурно-исторические, уровень  экономического развития и пр.), так  и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства  с другими государствами и  т.п.) факторы. Если государство имеет  большую территорию, то и система  управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма  государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий  и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений  в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные  для «хирургического» вмешательства  и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса  на первое место должны выдвигаться  научные, воспитательно-образовательные  подразделения, учреждения культуры и  т.д.

 

 

 

 

2.         Государственная служба: понятие, виды, правовое регулирование.        

Формирование новой российской государственности проходит при  возрастающем значении государственной  службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная  служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными  его субъектами. Данный институт действует  в аппарате всех ветвей власти и  на всех ее уровнях.

Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет  значительные пробелы. Подавляющее  большинство источников - акты Президента. Ни один федеральный закон не принят на основе Федерального закона "Об основах  государственной службы Российской Федерации", хотя в его тексте содержаться отсылочные нормы более  чем к двадцати специальным федеральным  законам.

Государственная служба появилась  в системе социальных отношений  как необходимое условие для  нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения  производства главным образом в  интеллектуальном отношении. Недаром  долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой  тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

Решающим фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный. Служба зародилась и развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества.

В процессе служебной деятельности между участниками складываются отношениях двух видов. Во-первых, отношения  между лицом, осуществляющим служебную  деятельность, с одной стороны, и  объектом воздействия, т.е. другим лицом, с другой. Во-вторых, отношения которые  складываются не в процессе труда, а  по поводу труда - отношения данного  лица (служащего) с другими лицами по месту его службы.

Современное общество организовано таким образом, что объединяет большое  число структур - государственных  и негосударственных. В самом  общем значении служба - это профессиональная деятельность определенного контингента  лиц по организации исполнения и  практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных- структур. Но управлением служба не исчерпывается. "Служба состоит в управлении, осуществлении государственной  деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей'", сюда же можно добавить и техническое  обслуживание управленческой деятельности, которое зачастую осуществляют служащие, находящиеся на более низком должностном  положении.

Во внутреннем содержании службы различимы две стороны: во-первых, организация, налаживание службы (установление должностей, определение полномочий по каждой должности, установление порядка  замещения должностей, прохождения  службы, оснований и порядка увольнения со службы); во-вторых, сама служебная  деятельность (весь процесс и временной  период реализации должностных полномочий).

Формальным признаком  службы (ее организации) всегда выступает  замещение должности. Под должностью понимается учрежденная в установленном  порядке первичная структурная  единица той или иной организации, определяющая содержание и объем  полномочий занимающего, ее лица.

Служба имеет многочисленные и разнообразные функции и  на этом основании специализировалась. В результате взаимообусловленной  связи службы и организации, в  которой она осуществляется, статус организации определяет содержание и статус службы, ее вид. Все организации (объединения) делятся на государственные  и иные организации, т.е. негосударственные. К государственным относятся  организации, которые создаются  государством для реализации государственных  задач, - это государственные органы, государственные предприятия и  учреждения и их объединения, вооруженные  формирования. Таким образом, можно  выделить службу государственную и  службу негосударственную.

Государственная служба функционирует  практически во всех сферах жизнедеятельности  государства и общества, таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной  природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью); в) управление административно-политической сферой(обороной, безопасностью, внутренними  и иностранными делами, юстицией).

Государственную службу можно  рассматривать как объект теоретического исследования, с одной стороны, и  в плане нормативно-правового  понимания, с другой. Теоретически государственная  служба может быть представлена в  аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое  установление государственно-служебных  отношений, при реализации которых  и достигается практическое выполнение задач государственной службы. Государственная  служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения  служебных отношений. С точки  зрения традиционной теории под государственной  понимается служба в государственных  учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Так, А.П. Алехин государственную  службу в широком смысле понимает как выполнение служащими своих  обязанностей (работы) в государственных  организациях: в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих  обязанностей в государственных  органах. Относить ли службу во всех государственных  организациях к государственной  службе зависит от государства. В  условиях централизованного государства, когда все хозяйственные и  социальные сферы были государственными, безусловно, такая служба относилась к государственной. Нынешнему нормативно-правовому  закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных  органах способствует сложившееся  в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной  службы возникают публично-правовые отношения, "состоящие в том, что  поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом"; а суть государственной службы в этом плане состоит в "формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом". 
Необходимо различать государственную службу как деятельность, с одной стороны, и как совокупность норм права, т.е. правовой институт государственной службы, с другой.

Информация о работе Механизм государства как воплощение государственной власти