Механизм государства как воплощение государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный механизм государства как воплощение государственной власти в России проходит стадию постоянного изменения и дополнения новыми структурными элементами. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. Механизм государства: понятие, составляющие, разновидности Общее и специфическое в государственном механизме России и Татарстана…………………………………………………………………………5
2. Государственная служба: понятие, виды, правовое регулирование. …………………………………………………………………14
3. Государственный орган: признаки виды, свойства. ……………22
4. Местное (муниципальное) самоуправление. …………………...29
5. Заключение. …………………………………………………….…41
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

Анализируя ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной  службы РФ" можно выделить следующие  признаки государственной службы: 
во-первых, это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая но основе специальных знаний и навыков;

во-вторых, в процессе осуществления  этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов,

в-третьих, эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

в-четвертых, такая деятельность представляет собой исполнение должностных  обязанностей конкретными лицами, замещающими  штатные государственные должности. И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной службе. Понятием государственного органа в настоящее  время государственная служба законодательно отграничивается от других видов  деятельности в системе организации  и функционирования государственной  администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий  и объединений. Под государственным  органом понимается образуемый в  установленном законом порядке  орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления  соответствующих функций государственной  власти. На практике возник вопрос об определении  круга органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной  службой. Следует ли к их числу  относить лишь федеральные государственные  органы (включая такие структуры  исполнительной власти, как федеральные  министерства, государственные комитеты и иные ведомства), а также соответствующие  органы субъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц  и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности, в регионах? Возможность создания таких органов  предусмотрена ч. 1 ст. 78 Конституции  РФ, где указано, что федеральные  органы исполнительной власти для осуществления  своих полномочий могут создавать  территориальные структуры. Положительно этот вопрос был решен в законодательстве Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной  государственной службы", которым, в частности, утвержден перечень государственных должностей федеральной  государственной службы, учреждаемых  для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Государственная должность - должность в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также в  иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. В  этом определении выражены характерные  признаки государственной должности: принадлежность ее только государственному органу;

объем полномочий ограничен  тем кругом обязанностей, которые  вытекают из полномочий данного государственного органа; оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом или бюджетами  субъектов Федерации; государственный  служащий за действия (бездействие), связанные  с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Государственные должности  подразделяются на категории "А", "Б" и "В". Понятием государственные  должности категории "А" охватываются должности двух видов:

а) государственные должности  Российской Федерации; они устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной  государственной власти на всей территории РФ. Так, Конституцией РФ установлены 21 государственная должность РФ. Сводный  перечень наименований государственных  должностей Российской Федерации, предусмотренных  Конституции РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 "О государственных  должностях Российской Федерации" (с  последующими изменениями); 
 
б) государственные должности субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются конституциями, уставами и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов.

Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством РФ порядке, замещаются путем назначения для того, чтобы непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Полномочия лиц, занимающих патронажные должности, прекращаются с окончанием срока пребывания лица на государственной должности категории "А", деятельность которого они непосредственно обеспечивали.

Особенность в регламентации  государственных должностей категории "В" состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и  предусмотрены в соответствующем  Реестре, но учреждаются и ликвидируются  они государственными органами самостоятельно (однако само наименование должности  не может быть изменено).

Государственные должности  категорий "Б" и "В" являются государственными должностями государственной  службы. Перечень государственных должностей категорий "Б" и "В" дается в  Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 "О реестре государственных  должностей федеральных государственных  служащих" (с последующими дополнениями и с учетом Указа Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении  перечней государственных должностей федеральной государственной службы").

Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного управления и соответствующая "пирамида" должностных лиц. От государственных  служащих всех уровней требуется  осуществление части компетенции  органа государственной власти и  управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Отсюда вытекает объективная необходимость  дифференциации государственных должностей государственной службы. Законодатель подразделяет их на пять групп: 1) младшие; 2) старшие; 3) ведущие; 4) главные; 5) высшие (ст. 6 ФЗ "Об основах государственной  службы РФ"). Таким образом, государственная  служба с формальной стороны выражается в замещении государственной  должности одной из пяти групп  должностей категории "Б" или "В".

В соответствии с действующим  законодательством, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма, выделяются следующие  виды государственной службы: федеральная  государственная служба, находящаяся  в ведение РФ, и государственная  служба субъектов РФ, находящаяся  в их ведении.

Федеральная государственная  служба осуществляется в федеральных  государственных органах, функционирующих  в пределах ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 1995 г. № 900 "О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами  в системе государственной службы и реализации Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" подготовлен  проект федерального закона о федеральной  государственной службе, который  явится специальным правовым актом, регулирующим отношения данной сферы. В настоящее время действует  в части, не противоречащей Федеральному законы "Об основах государственной  службы Российской Федерации", Положение  о федеральной государственной  службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267.

Государственная служба в  субъектах РФ осуществляется в аппаратах  органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в  иных государственных органах, выполняющих  от имени субъекта РФ его государственные  функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе. Законодательные акты, регулирующие государственную службу в субъектах  РФ, приняты в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) и  др.), а также краев, областей (Воронежская, Иркутская, Тульская и др.) и городе федерального значения Москве.

Современная государственная  служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики  сфер и отраслей государственной  деятельности. Поэтому к государственной  службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах  налоговой полиции и других органах, т.е. специализированные виды государственной  службы.

3.  Государственный орган: признаки виды, свойства.

Первичным и важнейшим  структурным элементом механизма  государства является орган государства.

Государственный орган –  это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков  данного органа позволяет глубже познать механизм государства в  целом.

1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.

2. Орган государства состоит  из государственных служащих, которые  находятся в особых правоотношениях  между собой и органом. Они  абстрагированы от семейных, гражданских  и других отношений, не имеющих  связи с государственной службой,  являются официальными.

Положение, права и обязанности  государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования  ими властных правомочий устанавливаются  тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных  расписаниях и др.

К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства  непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в государственном  органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства  имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений,  скрепленных единством целей,  ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все  служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком  органа государства является  наличие у него компетенции  – властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция  обусловлена предметом ведения,  т.е. конкретными задачами и  функциями, которые решает и  выполняет государственный орган.  Компетенция обычно юридически  закреплена (в конституции или  текущем законодательстве). Реализация  органом государства своей компетенции  – это не только его право,  но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);

б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства  путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей  компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства  активно участвует в реализации  функций государства, используя  для этого соответствующие формы  и методы.

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

Информация о работе Механизм государства как воплощение государственной власти