Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

Курсовик готовая.docx

— 60.49 Кб (Скачать файл)

Введение

       Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мошной организованной силой, иметь аппарат (механизм управления и принуждения, который должен использоваться лишь для восстановления социальной справедливости. Другими словами, по своей глубинной сути государство - явление общественное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

       Государство как сложная социальная система  со своими элементами -публичная власть, граждане, территория и граница, общие  дела, бюджет и налоги, правовой порядок, официальное участие в мировом  сообществе — выявляет свой потенциал  в процессе жизнедеятельности. Государственное  воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным. Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности и профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и многих людей, рационально использовать ресурсы общества.

       Как же этого можно добиться? Путем обеспечения строгой функциональной и структурной связи всех элементов государства. Речь идет о своего рода «скелете» государства, о его опорной конструкции без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические    и     социальные     процессы.     Смеренным объясняется использование понятия «механизм государства» для отражения соответствующих государственно-правовых явлений, процессов и действий.

       В отечественной теории и практике XX века понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х годах  после выдвижения известного лозунга  о механизме диктатуры пролетариата. Его путь — партия как ядро власти через государство и негосударственные  организации (профсоюзы и др.) проводили  свой политический курс.

       Цель  работы - определить сущность механизма  государства.

       Задачи  работы - охарактеризовать понятие  механизма государства; рассмотреть  понятие, признаки и классификацию  государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения  эффективности функционирования государственного аппарата.

 

       

1. Понятие механизма  государства

       Механизм  государства - есть система государственных  органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом1.

       В широком смысле механизм государства  включает в себя три составные  части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственное  предприятие.

       Государственные учреждения - это такие организации  государства, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функции государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т. п.

       Государственные предприятия учреждаются для  осуществления хозяйственной деятельности в условиях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

       Аппарат государства — система всех наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ними задач и осуществления функций2.

       В более узком смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом  государства, представляющего собой  совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной  власти. В свою очередь орган государства  является первичным элементом государственного аппарата. Каждый государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организованную материальную и принудительную силу государства3.

       Ряд авторов выделяют три основные формы  деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму  властной деятельности органов государства  по реализации норм права; правоохранительную — форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. Основными специфическими признаками, характеризующими понятия органов  государства, являются:

  • Осуществляют власть от имени государства, его задачи и функции 
    посредством определенного вида деятельности в порученной области;
  • Обладают властными полномочиями, чем и отличаются от 
    государственных учреждений и предприятий;
  • Имеют свою компетенцию, то есть закрепленную совокупность задач, функции, прав и обязанностей (правомочий);
  • Характеризуется определенной структурой, то есть строением по 
    видам отдельных служб и численному составу(штатам) и имеют 
    территориальный масштаб деятельности;
  • Образуются в порядке, установленном законом.

Наделение государственных  органов полномочиями государственно-властного  характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное  свойство государственного органа, качественно  его характеризующее, заключается  в том, что он может издавать юридические акты, обязательные к исполнению теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требования этих актов, осуществлять надзор за их реализацией. 

    Орган представительной власти.

       Органы  представительной (законодательной) власти занимают центральное место в  структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов  является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной  власти, в политической жизни общества и государства, конституции отдельных  стран специально указывают не только на то, что он является внешним органом государственной власти, но и на то, что он является «единственным законным органом государства» (Конституция Японии 1947 года). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.

       Органы  законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная  власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики стран, и следовательно, определяет в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко теряет часть из них другим, подконтрольных ему органов.

       В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные  законодательные органы, а также  законодательные органы субъектов  федерации, причем система органов  государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими  самостоятельно в соответствии с  основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. При характеристики Российского  парламента можно выделить три момента: а) применение к нему термина «парламент»  означает официальное принятие категории  «парламентаризм с учетом российских условий и особенностей, а также  мирового цивилизованного аспекта; б) специфическим свойством является определение его общенационального  представительного органа; в) Федеральное  собрание - законодательный орган  РФ, состоящий из двух палат -Совета Федерации и Государственной  Думы, которые существуют, как правило, раздельно. Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента. Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит депутатам, однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.

            Органы исполнительной власти.

    Органы  исполнительной власти (органы государственного

управления) - это исполнительно-распределительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти). Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, ей предоставлено право активных действий, также право принятия надзаконных актов. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию к руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.Эти задачи, равнокак место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Согласно ст.97 Конституции Франции Правительство «руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и оборонной страны». Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства; премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Правительственная власть может составлять прерогативу одного мира(в президентских республиках) или коллективного органа. В первом случае, правительство выступает как группа ближайших советников главы государства президента, а полномочия правительства является производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется  на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значительные решения, порождающие юридические последствия, а ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов. Например, в Конституции Швеции правительство помимо обычных своих полномочий может применять «постановления о предписаниях» по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, ввозя и вывозя товары, валюты, охрану природу и окружающей среды. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, государственные комитеты) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления. В Российской Федерации исполнительную власть, согласно ст. 110 и ст. 1 Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Президента, заместителей Президента, федеральных министров. Председатель Правительства РФ Президентом РФ назначается с согласия Думы. Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 называет полномочия Правительства РФ. Им осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Традиционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и службы (отделы). Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства). Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо внутренних органов местного самоуправления.

Информация о работе Механизм государства