Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.
Введение
Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мошной организованной силой, иметь аппарат (механизм управления и принуждения, который должен использоваться лишь для восстановления социальной справедливости. Другими словами, по своей глубинной сути государство - явление общественное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.
Государство как сложная социальная система со своими элементами -публичная власть, граждане, территория и граница, общие дела, бюджет и налоги, правовой порядок, официальное участие в мировом сообществе — выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным. Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности и профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и многих людей, рационально использовать ресурсы общества.
Как же этого можно добиться? Путем обеспечения строгой функциональной и структурной связи всех элементов государства. Речь идет о своего рода «скелете» государства, о его опорной конструкции без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы. Смеренным объясняется использование понятия «механизм государства» для отражения соответствующих государственно-правовых явлений, процессов и действий.
В
отечественной теории и практике
XX века понятие «механизм государства»
стало применяться в 20-30-х годах
после выдвижения известного лозунга
о механизме диктатуры
Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.
1. Понятие механизма государства
Механизм государства - есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом1.
В
широком смысле механизм государства
включает в себя три составные
части: государственные учреждения,
государственный аппарат и
Государственные учреждения - это такие организации государства, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функции государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т. п.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в условиях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.
Аппарат государства — система всех наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ними задач и осуществления функций2.
В
более узком смысле механизм государства
нередко отождествляют с
Ряд авторов выделяют три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную — форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. Основными специфическими признаками, характеризующими понятия органов государства, являются:
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное
свойство государственного органа, качественно
его характеризующее, заключается
в том, что он может издавать юридические
акты, обязательные к исполнению теми,
кому они адресованы, применять меры принуждения,
убеждения, поощрения для обеспечения
требования этих актов, осуществлять надзор
за их реализацией.
Орган представительной власти.
Органы представительной (законодательной) власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти, в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что он является внешним органом государственной власти, но и на то, что он является «единственным законным органом государства» (Конституция Японии 1947 года). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики стран, и следовательно, определяет в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко теряет часть из них другим, подконтрольных ему органов.
В
России в силу ее федеративного устройства
следует различать федеральные
законодательные органы, а также
законодательные органы субъектов
федерации, причем система органов
государственной власти республик,
краев, областей устанавливается ими
самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя РФ
и общими принципами организации
представительных и исполнительных
органов государственной
Органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти (органы государственного
управления)
- это исполнительно-