Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

Курсовик готовая.docx

— 60.49 Кб (Скачать файл)

       Принцип единства и целостности государственного аппарата. Данный принцип можно считать  универсальным, поскольку он лежит  в основе организации и деятельности государственного аппарата практически  в каждом государстве. Суть этого  принципа состоит в том, что любой  государственный аппарат формируется  и функционирует как единая, целостная  система государственных органов  в масштабах страны. Какого-либо альтернативного или параллельного  государственного аппарата ни в одной  стране нет и быть не может.

       Принцип единства и целостности государственного аппарата основывается на идее единства государственной власти. Несмотря на различное истолкование в теории и на практике, эта идея в той  или иной форме получила закрепление  в конституциях различных государств. В Конституции Российской Федерации  она, как представляется, закреплена в ст.ст.З, 4 и 5.

       Принцип разделения властей. В отличие от предыдущего его нельзя назвать  универсальным, так как он не имеет  всеобщего распространения. Тем  не менее, этот принцип получил признание  во многих современных государствах и считается одним из основных демократических начал, лежащих в основе организации и деятельности государственного аппарата. Суть   принципа   разделения   властей   состоит   в   том,   что   единая государственная власть подразделяется на определенные относительно самостоятельные ветви (как правило, законодательную, исполнительную и судебную), которые получают свое организационное выражение в соответствующих органах государства.

       Идея  разделения властей была выдвинута  английским философом Дж. Локком (конец XVII в.) и доработана французским просветителем, философом и правоведом Ш. Монтескье (первая половина XVIII в.)- Выступая против королевского абсолютизма и возможной  узурпации государственной власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства, Локк и Монтескье считали необходимым разделить государственную власть на уравнивающие и сдерживающие друг друга составные части и наделить ими соответствующие органы государства. Впоследствии эта идея, ставшая теорией, получила закрепление в Конституции США (1787 г.), французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), Конституции Франции (1791 г.) и т.д. и стала одним из ведущих принципов организации и деятельности государственного аппарата во многих демократических государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание только в конце 80-х -начале 90-х гг. прошлого столетия и получила закрепление в ст. 10 Конституции 1993 г.

       Принцип демократизма. Об этом принципе можно  говорить тоже лишь применительно к  демократическим государствам. Его  суть заключается в том, что государственный  аппарат, во-первых, формируется при  активном участии народа (населения страны) и, во-вторых, осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа. Демократия в переводе с греческого дословно означает народовластие. Поэтому не случайно в конституциях многих демократических государств говорится о том, что носителем суверенитета и источником власти является народ. Народ же может осуществлять свою власть либо непосредственно, либо через органы государства (государственной власти),      либо      через      органы      местного      самоуправления.      Самым распространенным        способом        народовластия        в        государственно организованном обществе является осуществление власти через органы государства. Народ как бы передает свою власть государственным органам, принимая при этом самое активное участие в их формировании. Разумеется, не все органы государства формируются непосредственно народом. Но этого и не требуется для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что народ путем свободных выборов формирует так называемые первичные органы государства (парламент, в ряде случаев президента, некоторые другие органы), которые в свою очередь создают остальные звенья государственного аппарата.

       Принцип демократизма лежит в основе не только организации, но и деятельности государственного аппарата. Органы государства в любой  демократической стране должны действовать  от имени и в интересах народа, решая все основные задачи общества и обеспечивая в нем необходимый  порядок.

       Принцип законности. Это тоже один из важнейших  принципов организации и деятельности государственного аппарата. Его суть состоит в том, что все органы государства должны формироваться  и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Законность, если говорить о ней  в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства -законов  и подзаконных актов. А это  значит, что все органы государства  должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством, поскольку порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.

       Будучи  сформированными в соответствии с действующим законодательством, органы государства должны осуществлять свою деятельность также в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять же определяются законодательством страны.

       Принцип профессионализма. Этот принцип имеет  отношение прежде всего  к  организации   и деятельности  органов  исполнительной   и  судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни. В то же время и законодательная власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент или какой-то другой законодательный орган на строго профессиональной основе практически невозможно, так как подобные органы формируются населением, которое выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.

       Поскольку вопрос о количестве и наименовании общих принципов организации  и деятельности государственного аппарата не имеет однозначного решения, в  научной и учебной литературе можно встретить и другие высказывания на этот счет.

       5. Понятие и классификация органов  государства. Государственный аппарат, принципы организации и деятельности которого мы только что рассмотрели, представляет собой организованную в единое целое систему государственных органов. Органы государства - это части, элементы государственного аппарата, его самые первичные звенья, т.е. это то, из чего складывается государственный аппарат. Поэтому чтобы получить более глубокие представления о государственном аппарате, необходимо рассмотреть вопрос о понятии и классификации органов государства.

       В научных работах и учебниках  по теории государства и права  можно встретить различные определения  органа государства, однако принципиальных расхождений в этих определениях, считаю, нет.

       В них обычно обращается внимание на то, что органы государства состоят  из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, обладают относительной самостоятельностью, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства. Исходя из этого, органу государства  можно дать следующее краткое  определение: это структурно обособленная часть государственного аппарата, которая  наделена властными полномочиями и  с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции государства. Вместе с тем данное определение  не раскрывает в полной мере понятия  государственного органа, поскольку  не охватывает всех существенных его  признаков. Поэтому рассмотрим эти  признаки.

       Во-первых, орган государства - это определенная организация, т.е. какое-то объединение  людей. Как организация, орган государства  имеет свою внутреннюю структуру  и состоит из государственных  служащих - лиц, занимающих государственные  должности и выполняющих в  связи с этим определенные государственные  функции.

       Во-вторых, орган государства - это государственная  организация. Каждый орган государства  создается и функционирует как  определенное звено, часть государственного аппарата.

       В-третьих, орган государства - это структурно обособленная часть 
государственного аппарата. То есть каждый орган государства, хотя и является частью государственного аппарата, все же представляет собой относительно самостоятельную государственную организацию, занимающую

соответствующее место в системе государственных  органов.

       В-четвертых, орган государства - это организация, которая осуществляет определенные задачи и функции государства и участвует в управлении обществом. Каждый орган государства призван решать какие-то государственные задачи, выполняя для этого соответствующие функции. В связи с этим каждый орган государства участвует в управлении обществом, осуществляя целенаправленное воздействие либо на общество в целом, либо на ту или иную сферу общественной жизни. В-пятых,    каждый    орган    государства,    чтобы    быть    способным осуществлять те или иные задачи и функции государства и управлять общественными делами, наделяется определенными властными полномочиями, т.е. возможностью, а также способностью решать какие-либо государственные вопросы. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции и закрепляются в соответствующих законодательных (нормативно-правовых) актах.

       В-шестых, каждый орган государства для  осуществления своих властных полномочий наделяется необходимой материальной базой. Он имеет финансовые и иные материальные средства, бюджетное финансирование, свой счет в банке.

       Таковы, как представляется, существенные признаки органов государства, которые в своей совокупности позволяют понять, что же такое орган государства.

       В заключение вопроса о понятии  органа государства хотелось бы обратить внимание еще и на то, что в  законодательстве (например, в Конституции  РФ) и литературе встречается (и довольно часто) понятие «орган государственной власти». В этой связи возникает закономерный вопрос: это одно и то же или нет? Полагаю, что в настоящее время данные понятия употребляются обычно как идентичные, т.е. под органами государственной власти имеются в виду органы государства и наоборот. В то же время понятию «орган государственной власти» может придаваться либо узкое, либо широкое значение. Например, в советской науке понятию «орган государственной власти» обычно придавалось узкое значение, так как в СССР и других социалистических государствах органами государственной власти считались не все, а только представительные органы государства (в СССР это были Советы). При широкой трактовке к органам государственной власти помимо органов государства могут быть отнесены также руководящие органы государственных учреждений и предприятий, представленные их администрацией. Применительно к федеративным государствам эту классификацию можно несколько видоизменить и органы государства подразделить на высшие органы федерации или федеральные (действуют на всей территории федерации), высшие органы субъектов федерации или региональные (действуют в пределах территории субъекта федерации) и местные (действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований).

       По  характеру (широте) компетенции органы государства подразделяются на органы общей и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, президент, правительство), а органы специальной (отраслевой) компетенции  специализируются на выполнении только какого-то одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство образования, министерство юстиции).

       Исходя  из функционального назначения (характера  выполняемых задач) органы государства  могут быть подразделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (правительство, министерства), судебные (суды) и контрольные (прокуратура, налоговая полиция и т.д.).

       Нередко подобную классификацию органов  государства проводят, исходя не столько  из функционального назначения органов  государства, сколько из принципа разделения властей. Правда, в этом случае выделяют не четыре, а только три группы органов государства: законодательные, исполнительные и судебные.

       Ничего  не имея против такого деления органов  государства, хочу вместе с тем отметить, что данная классификация не всегда охватывает все органы государства (например, в нашей стране органы прокуратуры не вписываются ни в  законодательные, ни в исполнительные, ни в судебные органы) и не является универсальной, так как применима  только к тем государствам, где  принцип разделения властей получил  практическую реализацию. В учебниках  по   теории государства  и  права  можно  встретить классификацию  органов государства и по некоторым  другим основаниям. Так, например, с  учетом длительности действия различают  постоянные и временные органы, а  исходя из способа принятия решений - коллективные и единоначальные.

       6. Государственное управление и  самоуправление. Характеристика государственной  власти будет неполной, если не  рассмотреть, хотя бы основные вопросы государственного управления. Дело в том, что государственная власть неразрывно связана с государственным управлением, поскольку государственное управление является способом осуществления, реализации государственной власти.

       В научной и учебной литературе государственное управление чаще всего  определяется как целенаправленное воздействие государства, его органов  на общество в целом или отдельные  его сферы для выполнения стоящих  перед обществом задач. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государственное управление может быть истолковано как в узком, так и в широком смыслах.

Информация о работе Механизм государства