Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.
Принцип
единства и целостности государственного
аппарата. Данный принцип можно считать
универсальным, поскольку он лежит
в основе организации и деятельности
государственного аппарата практически
в каждом государстве. Суть этого
принципа состоит в том, что любой
государственный аппарат
Принцип единства и целостности государственного аппарата основывается на идее единства государственной власти. Несмотря на различное истолкование в теории и на практике, эта идея в той или иной форме получила закрепление в конституциях различных государств. В Конституции Российской Федерации она, как представляется, закреплена в ст.ст.З, 4 и 5.
Принцип разделения властей. В отличие от предыдущего его нельзя назвать универсальным, так как он не имеет всеобщего распространения. Тем не менее, этот принцип получил признание во многих современных государствах и считается одним из основных демократических начал, лежащих в основе организации и деятельности государственного аппарата. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется на определенные относительно самостоятельные ветви (как правило, законодательную, исполнительную и судебную), которые получают свое организационное выражение в соответствующих органах государства.
Идея
разделения властей была выдвинута
английским философом Дж. Локком (конец
XVII в.) и доработана французским просветителем,
философом и правоведом Ш. Монтескье
(первая половина XVIII в.)- Выступая против
королевского абсолютизма и возможной
узурпации государственной
Принцип демократизма. Об этом принципе можно говорить тоже лишь применительно к демократическим государствам. Его суть заключается в том, что государственный аппарат, во-первых, формируется при активном участии народа (населения страны) и, во-вторых, осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа. Демократия в переводе с греческого дословно означает народовластие. Поэтому не случайно в конституциях многих демократических государств говорится о том, что носителем суверенитета и источником власти является народ. Народ же может осуществлять свою власть либо непосредственно, либо через органы государства (государственной власти), либо через органы местного самоуправления. Самым распространенным способом народовластия в государственно организованном обществе является осуществление власти через органы государства. Народ как бы передает свою власть государственным органам, принимая при этом самое активное участие в их формировании. Разумеется, не все органы государства формируются непосредственно народом. Но этого и не требуется для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что народ путем свободных выборов формирует так называемые первичные органы государства (парламент, в ряде случаев президента, некоторые другие органы), которые в свою очередь создают остальные звенья государственного аппарата.
Принцип
демократизма лежит в основе не только
организации, но и деятельности государственного
аппарата. Органы государства в любой
демократической стране должны действовать
от имени и в интересах народа,
решая все основные задачи общества
и обеспечивая в нем
Принцип
законности. Это тоже один из важнейших
принципов организации и
Будучи
сформированными в соответствии
с действующим
Принцип профессионализма. Этот принцип имеет отношение прежде всего к организации и деятельности органов исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни. В то же время и законодательная власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент или какой-то другой законодательный орган на строго профессиональной основе практически невозможно, так как подобные органы формируются населением, которое выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.
Поскольку вопрос о количестве и наименовании общих принципов организации и деятельности государственного аппарата не имеет однозначного решения, в научной и учебной литературе можно встретить и другие высказывания на этот счет.
5.
Понятие и классификация
В
научных работах и учебниках
по теории государства и права
можно встретить различные
В
них обычно обращается внимание на
то, что органы государства состоят
из государственных служащих, являются
структурными элементами государственного
аппарата, обладают относительной
Во-первых, орган государства - это определенная организация, т.е. какое-то объединение людей. Как организация, орган государства имеет свою внутреннюю структуру и состоит из государственных служащих - лиц, занимающих государственные должности и выполняющих в связи с этим определенные государственные функции.
Во-вторых, орган государства - это государственная организация. Каждый орган государства создается и функционирует как определенное звено, часть государственного аппарата.
В-третьих,
орган государства - это структурно
обособленная часть
государственного аппарата. То есть каждый
орган государства, хотя и является частью
государственного аппарата, все же представляет
собой относительно самостоятельную государственную
организацию, занимающую
соответствующее
место в системе
В-четвертых, орган государства - это организация, которая осуществляет определенные задачи и функции государства и участвует в управлении обществом. Каждый орган государства призван решать какие-то государственные задачи, выполняя для этого соответствующие функции. В связи с этим каждый орган государства участвует в управлении обществом, осуществляя целенаправленное воздействие либо на общество в целом, либо на ту или иную сферу общественной жизни. В-пятых, каждый орган государства, чтобы быть способным осуществлять те или иные задачи и функции государства и управлять общественными делами, наделяется определенными властными полномочиями, т.е. возможностью, а также способностью решать какие-либо государственные вопросы. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции и закрепляются в соответствующих законодательных (нормативно-правовых) актах.
В-шестых, каждый орган государства для осуществления своих властных полномочий наделяется необходимой материальной базой. Он имеет финансовые и иные материальные средства, бюджетное финансирование, свой счет в банке.
Таковы, как представляется, существенные признаки органов государства, которые в своей совокупности позволяют понять, что же такое орган государства.
В
заключение вопроса о понятии
органа государства хотелось бы обратить
внимание еще и на то, что в
законодательстве (например, в Конституции
РФ) и литературе встречается (и довольно
часто) понятие «орган государственной
власти». В этой связи возникает закономерный
вопрос: это одно и то же или нет? Полагаю,
что в настоящее время данные понятия
употребляются обычно как идентичные,
т.е. под органами государственной власти
имеются в виду органы государства и наоборот.
В то же время понятию «орган государственной
власти» может придаваться либо узкое,
либо широкое значение. Например, в советской
науке понятию «орган государственной
власти» обычно придавалось узкое значение,
так как в СССР и других социалистических
государствах органами государственной
власти считались не все, а только представительные
органы государства (в СССР это были Советы).
При широкой трактовке к органам государственной
власти помимо органов государства могут
быть отнесены также руководящие органы
государственных учреждений и предприятий,
представленные их администрацией. Применительно
к федеративным государствам эту классификацию
можно несколько видоизменить и органы
государства подразделить на высшие органы
федерации или федеральные (действуют
на всей территории федерации), высшие
органы субъектов федерации или региональные
(действуют в пределах территории субъекта
федерации) и местные (действуют в пределах
территории соответствующих административно-
По характеру (широте) компетенции органы государства подразделяются на органы общей и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, президент, правительство), а органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении только какого-то одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство образования, министерство юстиции).
Исходя из функционального назначения (характера выполняемых задач) органы государства могут быть подразделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (правительство, министерства), судебные (суды) и контрольные (прокуратура, налоговая полиция и т.д.).
Нередко подобную классификацию органов государства проводят, исходя не столько из функционального назначения органов государства, сколько из принципа разделения властей. Правда, в этом случае выделяют не четыре, а только три группы органов государства: законодательные, исполнительные и судебные.
Ничего не имея против такого деления органов государства, хочу вместе с тем отметить, что данная классификация не всегда охватывает все органы государства (например, в нашей стране органы прокуратуры не вписываются ни в законодательные, ни в исполнительные, ни в судебные органы) и не является универсальной, так как применима только к тем государствам, где принцип разделения властей получил практическую реализацию. В учебниках по теории государства и права можно встретить классификацию органов государства и по некоторым другим основаниям. Так, например, с учетом длительности действия различают постоянные и временные органы, а исходя из способа принятия решений - коллективные и единоначальные.
6.
Государственное управление и
самоуправление. Характеристика
В научной и учебной литературе государственное управление чаще всего определяется как целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государственное управление может быть истолковано как в узком, так и в широком смыслах.