Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

Курсовик готовая.docx

— 60.49 Кб (Скачать файл)

      Причины столь долгого существования  двух различных точек зрения на понятие  государственного органа кроются в  том, что понятие государственного органа как части механизма государства, наделенной определенными специфическими признаками, разрабатывалось в основном представителями государственного и административного права, а  также общей теории государства  и права, тогда как «теория  коллектива» была выдвинута и  далее развивается в гражданско-правовых исследованиях, большая часть аргументов в которых отводится признанию  или непризнанию предприятий  и учреждений в качестве государственного органа.

     Правильное  решение этого вопроса возможно лишь путем взаимного обогащения двух основных теорий понятия государственного органа, но именно взаимного обогащения, а не механического соединения позиций  различных авторов. Такое определение  должно содержать в себе синтез наиболее ценных и основных идей обеих теорий понятия государственного органа. С одной стороны, государственный орган должен быть определен как коллектив людей, имея в виду определенную группу государственных служащих - должностных лиц, осуществляющих совместную, целенаправленную деятельность. С другой - характеризоваться как часть механизма государства, обладающего определенными признаками, отличающими государственный орган от общественных организаций.

      По  мнению автора настоящей работы, более  правильным и содержащим в себе синтез обоих вышеизложенных определений  является определение органа государства, высказанное М.И. Байтиным: "Орган  государства - это юридически конституированная, организационно обоснованная часть  государственного механизма, состоящая  из группы должностных лиц и наделенная государственно-властными полномочиями  и  необходимыми

материальными  средствами  для  осуществления  в  пределах  своей компетенции  задач и функций государства". Согласно   данного   определения   М.И.   Байтин   выделяет   следующие основные признаки органа государства:

      1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

      а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

      б) орган   государства   наделен   правом   издания   юридических   актов, содержащих   соответствующие   его   компетенции   обязательные   общие и индивидуальные правовые предписания;

      в) установленные этими актами  предписания обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются  от  нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

      г) государственный   орган   опирается   на   материальное   обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря  возможности  распоряжаться определенной  частью единого     фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

      2. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной     обособленностью и самостоятельностью.

      3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно  его   компетенции,  роли  и  места  в  механизме   государства.  Государство, его механизм функционируют  через      отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

      4. Для выполнения своих функций  государственные органы располагают  необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, «вещественными  придатками», к каковым можно  отнести разного рода материальные  ценности, а также многочисленные  и разнообразные организации,  предприятия и учреждения, хотя  и выполняющие текущую государственную  работу, но сами по себе не  являющиеся органами государства.

      Физическим  воплощением органа государства  являются люди, из которых состоит  данный орган, - отдельное лицо или  группа, коллектив людей. «Существование государственной власти, - писал  К. Маркс, - находит свое выражение  именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого  ее физического воплощения, она представляет собой, лишь тень, воображение, простое название».

      Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как  объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а  лишь те из них, которые замещают государственные  должности, являются государственными служащими.

      Согласно  федеральному Закону «Об основах  государственной службы Российской Федерации» Российская газета: 1995. 3 авг.. государственные должности подразделяются на:

      1) государственные должности категории  «А» - государственные должности  Российской Федерации, установленные  Конституцией РФ. федеральными законами, и государственные должности  субъектов Российской Федерации,  устанавливаемые конституциями,  уставами субъектов Федерации  для   непосредственного   исполнения   полномочий   государственных   органов (Президент   РФ,   Председатель   Правительства   РФ,   председатели   палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);

      2) государственные    должности    категории    «Б»,    учреждаемые    в установленном    законодательством    Российской    Федерации    порядке    для непосредственного  обеспечения  исполнения полномочий лиц,  замещающих должности   категории   «А».   К   категории   «Б»   относятся   государственные должности в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах    палат   Федерального   Собрания    РФ,    Конституционного Суда, Верховного Суда  РФ,     Высшего     Арбитражного     Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.,

      3) Государственные     должности     категории     «В»,     учреждаемые

государственными  органами для исполнения и обеспечения  их полномочий.

      В рассматриваемом федеральном Законе содержится определение государственной  службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К ней относится исполнение должностных  обязанностей лицами, замещающими государственные  должности категорий «Б» и  «В» (п. 1. ст. 2).

      В соответствии с этим в данном законе решается вопрос о понятии государственного служащего.

      «Государственным  служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также  иных государственных органов, образуемых в соответствии  с   Конституцией   РФ,   признаются   настоящим   федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3).

      Орган государства, по общему правилу, состоит  из коллектива, группы государственных  служащих, например: Правительство  РФ, Министерство РФ или Государственный  комитет РФ, Верховный Суд РФ или  Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в  отдельных случаях орган государства  может воплощаться и в одном  лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент  РФ, президент республики в составе  Российской Федерации, Генеральный  прокурор РФ.

              

 
Классификация государственных  органов

      Органы  государства классифицируются по различным  основаниям. Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающим государственную должность, -имеются и другие основания их классификации.

      По  юридическому источнику их легитимности органы государства подразделяются на:

      а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и  функций  государства (Президент РФ,  Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ и др.)

      б) органы,    учреждаемые    в    установленном    законом    порядке    для обеспечения    исполнения    полномочий,    функционирования    указанного в предыдущем     пункте     вида     государственных     органов     (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства и т.д.) Государственные органы,  относящиеся к первому виду,  именуются первичными, ко второму - вторичными, производными от первых.

     На  механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которыми государственные органы делятся  на законодательные, исполнительные и  судебные.

      По  действию в пространстве государственные  органы подразделяются на федеральные  органы и органы субъектов Федерации.

     По  длительности действия государственные  органы делятся на постоянные и временные. 

     3. Принципы организации и деятельности государственного

     аппарата

       Поскольку государственный аппарат является главным элементом механизма  государственной власти и по сути дела определяет все его содержание, важно выяснить, на основе каких  начал формируется и функционирует  государственный аппарат, т.е. каковы принципы его организации и деятельности. Принципы - это какие-то исходные положения, руководящие идеи, основные начала чего-либо. Поэтому под принципами организации и деятельности государственного аппарата принято понимать исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования государственного аппарата в целом и отдельных  его звеньев.

       Все принципы организации и деятельности государственного аппарата обычно подразделяют на общие и частные. К общим  относят принципы, которые лежат  в основе организации и деятельности государственного аппарата в целом. Такие принципы, как правило, закрепляются в Конституции государства и  являются основополагающими для  всей системы государственных органов. К частным относят принципы, которые  лежат в основе не всего государственного аппарата, а только отдельных его  звеньев (например, органов судебной власти или органов прокуратуры). Такого рода принципы могут закрепляться как в Конституции, так и в  законодательных актах, регулирующих порядок формирования и функционирования соответствующих звеньев государственного аппарата. Например, в Законе «О прокуратуре  Российской Федерации» закреплены принципы, которые лежат в основе формирования и функционирования органов прокуратуры  в нашей стране.

       Теория  государства и права, рассматривая вопрос о принципах организации  и деятельности государственного аппарата, акцентирует внимание преимущественно   на   общих   принципах,   так   как   исследование частных принципов относится к предмету                 отраслевых юридических наук. Кроме того, выявляя общие             принципы организации и деятельности государственного аппарата, теория государства и права должна опираться не только на законодательство нашего государства, но и учитывать законодательство других государств.      И хотя каждое государство самостоятельно определяет порядок организации и деятельности государственного аппарата, тем не менее, в            практике многих современных государств организация и деятельность государственного аппарата основываются на одних и тех же принципах. К наиболее важным из них, на мой взгляд, относятся: принцип единства и целостности государственного аппарата, принцип разделения властей, принцип демократизма, принцип законности и принцип профессионализма.

Информация о работе Механизм государства