Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель работы - определить сущность механизма государства.
Задачи работы - охарактеризовать понятие механизма государства; рассмотреть понятие, признаки и классификацию государственного органа; изучить принципы организации и деятельности государственного органа; обозначить проблемы обеспечения эффективности функционирования государственного аппарата.
При всей своей организованности исполнительная власть имеет и пороки. Первое, это игнорирование или отсутствие четких критериев построения органов с учетом объема и характера функций, объектов управления. Второе, дробление и множественность органов, в частности: комиссий, советов при Президенте. Третье, недооценка схем и процедур управления в отраслях, комплексах, регионах, которые могли упорядочить «сигналы» «действия». Четвертое, не урегулированы до конца взаимоотношения органов исполнительной власти «по уровням».
Видно,
что от органов исполнительной власти
во многом зависит эффективность
управления государственными делами.
Она достижима, если верно определены
их функции, четко разграничены полномочия,
установлены процедуры
Органы субъектной власти
Важное
место в структуре
Органы, осуществляющие правосудие - третья власть государственной власти. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции.
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они тоже по-разному.
В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США акциональная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть США осуществляется Верховным судом и теми судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран перед ними ставятся сходные цели и задачи.
Так,
в конституционных актах
независимости судей, самостоятельности
судов в решении любых, в пределах юрисдикции
вопросов. В ст. 12 в Конституции КНР, в частности,
отмечается: «Народные суды в пределах,
установленных законом, осуществляют
правосудие самостоятельно, без вмешательства
со стороны административных органов,
общественных организаций,
и отдельных лиц».
В большинстве конституций современных
государств закрепляется принцип гласности
судопроизводства, открытости судебного
разбирательства. Например, Конституция
Испании, запрещена деятельность каких
бы то ни было чрезвычайных трибуналов,
имеющих, как правило, закрытый характер,
одновременно устанавливает, что «судебное
разбирательство является открытым»,
преимущественно устным, особенно по уголовным
делам».
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2 ст. 118 конституции РФ.
Конституцией РФ предусмотрены:
A) Конституционный Суд РФ;
Б) Верховный Суд РФ;
B) Высший Арбитражный Суд РФ;
Г) Соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 12 в Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль, за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции судебных нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также он решает споры между Федеральными органами государственной власти России и органами госвласти субъектов российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ). В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется на территорию России. Это теперь внешний судебный орган для России и ее граждан. В настоящее время в России проводится судебная реформа, главным направлением которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.
Контрольно-надзорные органы власти
Выделение новой ветви власти, контрольно-надзорной, является новеллой для теории государства и права, однако она имеет право на существование, ибо носит очень важный характер. Дело в том, что предложенная теория сдержек и противовесов еще в древности, не носит столь актуального характера для современных государств и для осуществления государственной власти в целом. Возрастает роль таких органов, которые призваны реализовывать важнейшие, генеральные принципы государственности.
Значительная роль в этом, принадлежит системе органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. В РФ сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Другим
контролирующим органом является Счетная
палата РФ, в других государствах она
имеет другое название. В РФ Счетная
палата действует на основе Федерального
закона «О счетной палате Российской
Федерации». В ее задачи входит: контроль
за своевременным исполнением
Специальным
органом, осуществляющим государственный
контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве,
является государственная жилищная
инспекция РФ. Она состоит из Главной
государственной инспекции
Инспекция
организует работу по контролю за использованием,
содержанием и ремонтом исполняющего
фонда и придомовых территорий, техническим
состоянием жилищного фонда, своевременным
проведением работ по его ремонту,
санитарным состоянием жилищного фонда,
его подготовкой к сезонной эксплуатации,
рациональным использованием в жилищном
фонде топливно-энергетических ресурсов
и воды, за соблюдением режима обеспечения
населения коммунальными
Как видно из вышеизложенного, в каждой отрасли экономики обязательно существует орган призванный контролировать определенную сферу деятельности. В связи с этим возникает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы контроль и надзор были эффективными?» Ответ прост, на мой взгляд, нужно наделить эти органы такой компетенцией, карт-бланшем в своих сферах, чтобы на лицо была эффективность их деятельности. Отсюда следует, выделение этих органов в отдельную ветвь власти, по силе равной трем предыдущим (законодательной, исполнительной и судебной).
Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих действий:
А) обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов;
Б) последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;
В) правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;
Г) поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличения роли одних и недооценки других;
Д) способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.
В тоже время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от конституционной модели механизма государства. Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными, а иногда прихватывают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастаются лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений. Поэтому стратегической задачей является для механизма государства своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращения негативных явлений.
Государственный
механизм развивается не изолированно
от институтов гражданского общества.
Его взаимодействие с органами местного
самоуправления, которые не входят
в систему органов
2. Государственные органы: понятие, признаки,
классификация
Механизм
государства состоит из различных
частей, имеющих специфическое
Орган
государства – это составная
часть механизма государства, имеющая
в соответствии с законом собственную
структуру, строго определяемые полномочия
по управлению конкретной сферой общественной
жизни органически
Орган государства характеризуется правовым характером связей, соединяющих личный состав органа в единое целое.
Вышеизложенное понимание государственного органа представляется, по мнению автора настоящей работы, в целом обоснованным.
Однако
здесь просматривается и
Второе направление в понимании органа государства представлено "теорией коллектива" как государственного органа, предложенной А.В. Венедиктовым. Он определял орган государства следующим образом: "...хозяйственный госорган может и должен быть определен как организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с соответствующим руководителем, на который государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда государственной собственности"4. Анализ предложенного А.В. Бенедиктовым определения органа государства позволяет сделать вывод, что данное определение относится преимущественно к государственным оперативно-хозяйственным организациям и поэтому не охватывает полностью все органы государства. Иначе говоря, речь здесь идет о государственных предприятиях и таких организациях, которые, не занимаясь оперативно-хозяйственной работой, а выполняя, например социально-культурную, административную и иного рода деятельность, имеют в своем непосредственном оперативном управлении какую-либо часть государственной собственности. Одним словом, А.В. Венедиктов делит государственные органы на административные, социально-культурные и хозяйственные. По мнению автора данного исследования, разработанное А.В. Бенедиктовым определение органа государства является не вполне правильным. Налицо - явное отождествление органа с коллективом рабочих и служащих, что не приемлемо.