Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской государственности немаловажное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью максимального приближения его к механизму государства правового.
В практическом же аспекте немаловажное значение придается проблемам организации и функционирования механизма государства. Основополагающим принципом организации и функционирования механизма государства является принцип разделения властей, который предполагает сложную систему взаимоотношений и взаимосвязей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, так называемую систему сдержек и противовесов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 6
1.1. Понятие «механизм государства» 6
1.2. Понятие принципа разделения власти 9
1.3. Понятие исполнительной власти, ее место в механизме государственной власти в РФ 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 19
2.1. Президент РФ в механизме государства 19
2.2. Арбитражные суды как структурные элементы государственного механизма 22
2.3. Государственно-правовой статус прокуратуры и ее место в системе государственного механизма 28
ГЛАВА 3. КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Механизм государства.docx

— 85.25 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 6

1.1. Понятие «механизм  государства» 6

1.2. Понятие принципа  разделения власти 9

1.3. Понятие исполнительной  власти, ее место в механизме государственной власти в РФ 13

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 19

2.1. Президент РФ  в механизме государства 19

2.2. Арбитражные суды  как структурные элементы государственного  механизма 22

2.3. Государственно-правовой  статус прокуратуры и ее место  в системе государственного механизма 28

ГЛАВА 3. КОРРУПЦИЯ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном  этапе развития российской государственности  немаловажное значение приобретают  вопросы организации и функционирования механизма государства и его  совершенствования с целью максимального  приближения его к механизму  государства правового.

В практическом же аспекте  немаловажное значение придается проблемам  организации и функционирования механизма государства. Основополагающим принципом организации и функционирования механизма государства является принцип разделения властей, который  предполагает сложную систему взаимоотношений  и взаимосвязей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, так называемую систему сдержек  и противовесов.

В современных условиях становления  государства в России объективно возникает необходимость совершенствования  ее государственного механизма с  целью максимального приближения  его к механизму правового  государства.

Проблемы организации  и функционирования государственного механизма в отечественной науке  начали разрабатываться еще в 50-е  годы. На уровне докторской диссертации  эти проблемы впервые были исследованы  в 1969 г. украинским ученым В. В. Копейчиковым. Им же написан ряд научных работ  на эту тему. Впоследствии общим  вопросам организации и функционирования механизма государства были посвящены  кандидатские диссертации М. К. Искаковой (1984 г.) и Л. Л. Григоряна (1989 г.).

В последние годы написано и защищено немало кандидатских диссертаций  о месте и роли в механизме  государства различных государственных  органов и организаций, в том  числе и в историко-правовом аспекте (В. В. Гибов, С. И. Игонькина, И. С. Масликов, И. И. Мушкет). Во многих из них имеются  новые, интересные подходы к понятию  механизма государства.

На уровне научных статей вопросы механизма государства  в истекшие десятилетия рассматривались  М. И. Байтиным, М. К. Искаковой, М. Н. Марченко.

Таким образом, все предыдущие научные исследования, посвященные  механизму государства, были связаны  либо с условиями советской государственности, либо механизм государства рассматривался лишь в связи с местом в нем  отдельных государственных органов. Большинство этих работ посвящено  механизму государства в различные  периоды его развития либо государственному механизму отдельно взятых зарубежных стран. Эти вопросы рассматривались к тому же на уровне кандидатских диссертаций и научных статей, а первая и последняя докторская диссертация, посвященная механизму советского государства, была написана и защищена на Украине еще в 1969 году.

Таким образом недостаточность  научной разработанности указанной  проблемы и ее актуальность предопределили выбор темы научного исследования.

Объектом исследования явились  общие закономерности, происходящие в сфере организации и функционирования государственного механизма.

Предметом исследования являются общественные отношения и закрепляющие их конституционные и иные нормативно-правовые акты, подвергающиеся изменениям в  ходе становления и формирования механизма государства.

Цели исследования заключаются  в формировании логически завершенной, методологически обоснованной системы  научных знаний о механизме государства, его основных чертах и признаках  и в выработке рекомендаций и  предложений по совершенствованию  государственного механизма Российской Федерации.

Для достижения указанных  целей автор поставил перед собой  следующие задачи:

  1. Дать понятие «механизму государства»;
  2. Дать понятие принципа разделения власти;
  3. Дать понятие исполнительной власти, и определить ее место в механизме государственной власти в РФ;
  4. Определить место Президента РФ в механизме государства;
  5. Определить место арбитражных судов в государственном механизме;
  6. Определить государственно-правовой статус прокуратуры и ее место в системе государственного механизма.

Теоретическую базу составили труды видных российских юристов: С. С. Алексеева, JI. И. Антоновой, В. К. Бабаева, М. В. Баглая, В. М. Баранова, Я. М. Бельсона, Г. Г. Бернацкого, В. М. Боера, В. В. Бородина, А. А. Вихрова, A. Б. Венгерова, И. А. Возгрина, В. Г. Графского, Ю. И. Гревцова, X. С. Гуцериева, А. В. Зиновьева, И. Н. Зубова, Д. Локка, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсона, а также политические эссе А. Гамильтона, Д. Мэдисона, Д. Джея, П. И. Новгородцева, И. Л. Солоневича, Л. А. Тихомирова.

Солидную часть источниковой базы составляют конституционные нормативно-правовые акты целого ряда зарубежных государств, в частности: Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Дании и др. Были исследованы также конституции государств - членов СНГ и стран Балтии - Латвии, Литвы, Эстонии. Проанализированы все конституционно-правовые акты, принятые в РФ, начиная с Основных государственных законов в редакции от 23 апреля 1906 года.

В работе использовались методы сравнительного правоведения, прогнозирования применительно к самому феномену механизма государства, а также к деятельности субъектов конституционно-правовых отношений и перспективам развития законодательства в сфере организации и функционирования государственного механизма в условиях становления и формирования правового государства.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1. Понятие  «механизм государства»

Понятие «механизм государства» является одним из ключевых в теории государства и права. Указанное понятие, а также родственное ему определение «механизм государственной власти» относятся к достояниям отечественной доктрины права.

Следует отметить, что и в работах целого ряда западных юристов можно встретить выражения «state mechanism», «mechanism of state power», однако «все они служат задачам социологического объяснения сущности государства как особой системы взаимоотношений, призванной отражать взаимодействие человека с окружающей его окологосударственной средой»1.

Такая правовая категория, как «механизм», в современной юридической науке используется достаточно широко. Характерно, что в XIXв. термин «механизм» использовался преимущественно в технике, а применительно к государству использовалось такое понятие, как «машина». Правда, речь тогда шла о «машине» как «особой силе организованного насилия над эксплуатируемыми классами» (Ф. Энгельс), в определении государства употребляли также термины «дубинка» (В. И. Ленин), «узда» (И. В. Сталин)2.

Как известно, в теории государства и права механизм государства (или практически идентичный ему по смысловой нагрузке термин «государственный механизм»3) — это целостная иерархическая система либо совокупность4 государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, непосредственно выполняющих управленческие функции, решающих конкретные задачи государственного управления5.

Государство как таковое существует, проявляет себя во вне, функционирует через свой механизм, через входящие в него государственные органы и работающих в них служащих.

Механизм государства есть та организационная материальная сила, располагая которой, оно осуществляет власть. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь»6. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти»7. Очевидно, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им8.

Государственный механизм исследован в юридической литературе достаточно полно9. Однако определения понятий государственного механизма Российской Федерации, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени все еще недостаточно разработаны, что объясняется многоаспектностью, многогранностью самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.

В теории государства и права механизм государства10 — это целостная иерархическая система (у других авторов — совокупность)11 государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, непосредственно выполняющих управленческие функции, решающих конкретные задачи государственного управления12.

Из данного определения выделяются следующие характерные именно для государственного механизма признаки: системная целостность, которая обеспечивается единством принципов организации и деятельности государственных органов и учреждений, целей и задач их деятельности; связь государственных органов на основе общих начал координации и субординации; наличие для обеспечения государственных властных велений орудий непосредственного управления, соответствующих техническому уровню эпохи, которыми, в частности, являются средства массовой информации, армия, полиция, тюрьмы и т. п., без которых не может обойтись ни одно государство; осуществление государственной власти во всех ее видах, выполнение функций государства; существование в качестве структурных элементов государственных органов, учреждений, в которых трудятся государственные служащие (чиновники, управленцы)13.

Уточняя анализируемую правовую категорию, В. К. Бабаев отмечает, что механизм государства — это не просто совокупность государственных органов, а структурно оформленная система государственного воздействия на общественные процессы. В данном определении им выделяются следующие элементы: государственные органы, публичные службы и корпорации, процедуры принятия государственных решений, ресурсное обеспечение14.

В свою очередь, механизм государства зависит и от разделения власти на законодательную (представительную), исполнительную и судебную15. Осуществление государственной власти в целом представляет собой претворение в жизнь органами государственной власти своих полномочий.

Учитывая, что составными частями законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также единого механизма государства являются органы власти, вполне логичным будет вывод о том, что, несмотря на наличие у каждой ветви государственной власти большого числа собственных, индивидуальных функций, все они одновременно с этим задействованы в выполнении общих функций государства, поскольку «власть государства равна сумме властей всех его органов»16.

1.2. Понятие  принципа разделения власти

Содержание принципа разделения власти как основы построения государственного механизма стало объектом пристального внимание российской политико-правовой мысли в XVIII веке. Во второй половине XVIII века в России сформировалась идеология Просвещения. Передовые для этого времени взгляды разделял С. С. Деспицкий. В своей работе «Представление о учреждение законодательной, судительной и наказателъной власти в Российской империи» он отмечал, что «при учреждении сих властей ту надобно осторожность иметь, чтоб одна власть не выходила из своего предела в другую и чтобы притом всякая из сих властей имела своих надзирателей, которых опасению она была всегда подвержена»17.

Значительный интерес  к идеям разделения властей возник во второй половине 80-х гг. XX в., когда перестроечные процессы стали серьезным стимулом для развития конституционно-правовой мысли и практики в СССР18. В ходе конституционной реформы начала 90-х гг. наметилась тенденция поверхностного заимствования зарубежного опыта и переноса на российскую почву устоявшихся в зарубежных странах конституционно-правовых институтов. Промежуточным этапом такого реформирования стало принятие Конституции РФ 1993 г., которая провозгласила курс на реализацию принципа разделения властей, но в то же время не создала правовой основы для эффективного взаимодействия органов государственной власти.

Историческое развитие теории разделения властей – богатый арсенал идей, без знания которых невозможна серьезная современная теоретическая разработка проблем, связанных с осуществлением государственной власти. Именно разделение властей стало основным исходным положением для организации государственной власти, важной особенностью устройства государственного механизма.

Каждая из ветвей власти, в соответствии со своей природой, характером функций и назначением, должна занимать свое место в общей системе государственно-организационной власти и вести государственные дела в соответствующих им формах и пределах, надлежащими путями и средствами19. В связи с этим необходимо четко определить понятие «ветвь власти». Ветвь государственной власти должна представлять собой совокупность органов государственной власти, имеющих: общую функциональную направленность и методы деятельности. Думается также, что тот или иной орган может быть отнесен к соответствующей ветви власти только в том случае, если он является независимым и организационно не подчинен структурам других ветвей государственной власти. При этом не имеет решающего значения однородность органов, входящих в одну ветвь власти.

Информация о работе Механизм государства