Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская право. Раскрыть основные черты и выявить особенности мусульманской правовой системы.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;

2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

3.Выявить отличительные особенности мусульманской правовой системы от других правовых систем;

4. Исследовать функционирование данного права не только в России, но и в некоторых странах ислама;

Содержание работы

Введение………………….…………………………………………………..………3

1.Характеристика мусульманского права

1.1.Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой системы……………………………………………………………………..…………..….5

1.2. Источники мусульманского права…………………………………..….…….…8

2. Особенности мусульманского права

2.1. Отличие системы мусульманского права от других правовых систем……...12

2.2.Правовое регулирование имущественных и семейных отношений……....….16

2.3.Уголовное право и судебный процесс в мусульманском праве………….…...23

3. Мусульманское право в мире и в России

3.1. Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама......27

3.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа………………………………………………………………..………………..…….29

Заключение……………………………………………………………..………..……35

Список использованной литературы………………………….………………….…37

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки УР

«Восточно – Европейский институт»

 

 

 

   

 

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: «Мусульманское право: основные черты и особенности»

 

 

Выполнил студентка I курса

по специальности «Юриспруденция»

Черняев Игорь юююююю (г.Березники)

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент Зернова О.Г.

 

 

Ижевск 2011

 


Содержание

Введение………………….…………………………………………………..………3

1.Характеристика мусульманского права

1.1.Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой сис­темы……………………………………………………………………..…………..….5

1.2. Источники мусульманского права…………………………………..….…….…8

2. Особенности мусульманского права

2.1. Отличие системы мусульманского права от других правовых систем……...12

2.2.Правовое регулирование имущественных и семейных отношений……....….16

2.3.Уголовное право и судебный процесс в мусульманском праве………….…...23

3. Мусульманское право в мире и в России

3.1. Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама......27

3.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа………………………………………………………………..………………..…….29

Заключение……………………………………………………………..………..……35

Список использованной литературы………………………….………………….…37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам- являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы также заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская право. Раскрыть основные черты и выявить особенности мусульманской правовой системы.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;

2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

3.Выявить отличительные особенности мусульманской правовой системы от других правовых систем;

4. Исследовать функционирование данного права не только в России, но и в некоторых странах ислама;

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе определено понятие мусульманского права, рассмотрена эволюция развития мусульманского права как правовой системы, проанализированы источники мусульманского права. Во второй главе рассматриваются особенности мусульманского права, отличительные черты от других правовых систем, особенности отраслей мусульманского права. В третьей главе рассматривается, каким образом, функционирует мусульманское право  в различных странах ислама и в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика мусульманского права

1.1. Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой

сис­темы

Мусульманское право - одна из самостоятельных правовых систем совре­менности, которая является частью мировой правовой культуры. Му­сульман­ское право возникло как часть шариата. Шариат - это совокупность обращен­ных к людям обязательных норм. Мусульманское право представ­ляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обяза­тельных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущест­венно в Коране и Сунне. В этих предписаниях, прежде всего, затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие убеждения и религиозную со­весть му­сульманина, обязанности верующего по отношению к богу, прави­тельству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищен­ным (бед­ным)[1].

Мусульманское право - это не только одна из старейших и наиболее рас­про­страненных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры. Оно является архаичным правом, окончательно сложившимися в Х в и не претерпевшем сколько-нибудь значительных изме­нений по настоящее время. Истоки мусульманского права связывают с про­роком Мухаммедом (571-632 гг. нашей эры), который в своих публичных проповедях изложил систему религиозных и правовых взглядов, полученных им, якобы, непосредственно от Аллаха. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках му­сульманской религии и права. «Однако их было мало для системного регули­рования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность про­должили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые пра­вила поведения, соответствующие на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда»[2]. В случае же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

Во второй половине VIII в. выделилась группа богословов-законоведов, взявших на себя создание системы мусульманского права. На раннем этапе становления мусульманской юриспруденции выделились 2 школы. Первая - мекканская - получила наименование «Сторонники священного предания» (аскабаль-хадис), так как она делала упор на Коран и Сунну. Вторая, дейст­вовавшая преимущественно на территории Ирана, называлась «сторонники самостоятельного суждения». Ими был разработан метод ана­логической дедукции, который по­зво­лил упростить анализ правовых явлений. Значение этого принципа было столь велико, что он был принят в качестве одного из корней- источников мусульманского права, наряду с Кораном и Сунной. Наряду с принципом суждения по аналогии был выдвинут принцип иджма, обозначавший согла­сие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. В соответствии с установленным порядком решения конкретных вопросов, отдельное толкование получило силу закона при одобрении му­сульманской общины. Иджма, таким образом, исходила из конкретной авто­ритетной группы теологов и юристов. Иджма, как и Кияс, признается мно­гими мусульманскими правоведами каноническим источником права VIII-IX вв., представляли собой блестящий период разработки вопросов бого­словно-правового комплекса. До Х существенное влияние на развитие му­сульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи-кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значимым, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые проблемы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. В X в. мусульманское право­ведение окончательно сложилось как самостоятельная дисциплина, относя­щаяся к категории религиозных наук.

Предмет исламского правоведения включает в себя изучение 2 категорий норм:

1) ибадат - нормы, определяю­щие отношение верующих с Аллахом (пра­вила культа и исполнения религи­озных обязанностей);

2) муамалят - нормы, регулирующие взаимоотноше­ния между людьми, государством и подданными. Отношения с другими кон­фессиями и государ­ствами.

Эволюция мусульманского права в суннитской среде ознаменовалась рождением 4 школ суннитского законоведения - маз­хабов[3].

К XIII в мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязан­ность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась го­сударством, его правовой политикой. В результате национальное мусульман­ское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». По­добно романо-германскому праву, периода кодификации, оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несо­гласованностей, существующих в рамках того или иного толка, а также соз­дание общих положений, принципов единых для всех мусульманских право­вых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потен­циал.

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование ев­ропейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вы­теснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет и другие) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют фундаментальные позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные инсти­туты, гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. «Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права»[4].

Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, вы­ступает как одна из сторон религии ислама. Говоря об универсальном ха­рак­тере мусульманского права и его нормативных предписаний, я пришел к вы­воду, что ислам – это одновременно вера в государство, а мусульманское право выступает как собственное право и как религия. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Исламу свойственна лишь ре­лигиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или за­нимают второстепенное место.

Таким образом, мусульманское право – одна из правовых систем со­вре­менности, которая является частью мировой правовой культуры[5]. В на­стоя­щее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система ко­торой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе раз­вития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обя­занно­стей, а не на правах[6].

1.2. Источники мусульманского права.

Учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием. Как уже отмечалось, мусульманские исследователи выделяет в составе мусульман­ского права две группы взаимосвязанных норм, первую из которых состав­ляют юридические предписания Корана и сунны (собрания имеющих право­вое значение преданий — хадисов — о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а вторую — нормы, сформулированные му­сульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения (иджма) наиболее авторитетных (право­ведов — муджтаждов и факихов — и умозаключения по аналогии (кияс).

Мусульманское право имеет четыре основных ис­точника права[7]: Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга му­сульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых про­року Мухаммеду[8]. Исследователи находят в Коране положения, которые за­имство­ваны из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев до­ислам­ской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятиле­тий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редак­ции произошло при халифе Омаре (644—656 гг.). В самом Коране его право­вая значимость определяется следующим образом: «И так мы ниспослали его как арабский судебник». Коран предписывает арабам также покинуть «обы­чаи отцов» в пользу правил, установленных исламом[9].

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Боль­шая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения му­суль­ман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собст­венно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), ос­тальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и пред­ставляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными слу­чаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и мо­гут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в пра­вовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазха­бами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаи­моисключающих правовых предписаниях.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных расска­зов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное ре­дактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодок­сальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брач­ного и наследственного, доказательственного и судебного права, пра­вила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много про­тиворечащих друг Другу положений, и выбор наиболее "достовер­ного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и су­дей. Счита­лось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвиж­никами Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты призна­вали дей­ствительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сто­ронникам.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности