Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская право. Раскрыть основные черты и выявить особенности мусульманской правовой системы.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;

2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

3.Выявить отличительные особенности мусульманской правовой системы от других правовых систем;

4. Исследовать функционирование данного права не только в России, но и в некоторых странах ислама;

Содержание работы

Введение………………….…………………………………………………..………3

1.Характеристика мусульманского права

1.1.Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой системы……………………………………………………………………..…………..….5

1.2. Источники мусульманского права…………………………………..….…….…8

2. Особенности мусульманского права

2.1. Отличие системы мусульманского права от других правовых систем……...12

2.2.Правовое регулирование имущественных и семейных отношений……....….16

2.3.Уголовное право и судебный процесс в мусульманском праве………….…...23

3. Мусульманское право в мире и в России

3.1. Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама......27

3.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа………………………………………………………………..………………..…….29

Заключение……………………………………………………………..………..……35

Список использованной литературы………………………….………………….…37

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

В других областях правовой жизни шариат как упорядоченное раннегосудар­ственное право нередко гуманнее, чем позднепервобытные патриархальные адаты. Это хорошо видно на примере норм, относящихся к кровной мести. Адаты допускали как саму кровную месть, так и замену ее композициями, причем резко дифференцированными в сословном отношении. Например, у кабардинцев вышестоящим не мстили, а взимаемая с них кровная пеня была настолько высока, что могла разорить большую родственную группу. Ша­риат вообще порицает кровную месть, а установленные им композиции еди­нообразны, хотя и достаточно высоки.

В оформлении мусульманского брака активную роль играл кадий: оформлял брачный договор, регистрировал брак в специальной книге (шнуровой). Хотя в мусульманском праве предусмотрен полигамный брак, и имперское зако­нодательство в целом относилось к нему лояльно, фактически в таком браке состояло лишь сравнительно небольшое число мусульман, как правило, со­стоятельных. Мусульманин достаточно легко мог вступить в брак с Язычни­цей, иудейкой, буддисткой, христианкой-лютеранкой. Однако его брак с хри­стианкой - православной или католичкой был весьма проблематичен. Развод не исключался. Например, если мусульманин «пропадал» на срок более 5 лет, то заинтересованная сторона могла инициировать развод. Если мусульманин, переходя в православие, крестился, то должен был дать развод всем женам, кроме одной, которая тоже должна была сменить веру.

По адатам браки должны были быть изогамны т.е. равно-статусны, шариат же исходит из того, что все правоверные равны перед Богом. По адатам обя­зательным условием заключения брака является выкуп невесты у ее семьи (в литературе - калым), по шариату же этот выкуп (в литературе - кебин) пере­дается не семье невесты, а ей самой как обеспечение на случай вдовства или развода по инициативе мужа. Эта норма шариата заимствована из древневос­точных правовых кодексов точно так же, как соответствующее предписание закавказского армяно-грузинского права внесено из византийского Свода за­конов императора Юстиниана 1. На практике чаще всего действовал компро­мисс: часть выкупа принадлежала невесте, часть - ее родне, которая на эти деньги собирала приданое. Но и в таком виде предписание шариата было за­метным шагом вперед по сравнению с обычно-правовой нормой неприкрытой продажи невесты. К тому же стало распространяться убеждение, что калым является чем-то вроде эквивалента приданого.

Адаты грубо ущемляли права замужней женщины, лишая ее доли в общесе­мейной собственности; шариат ей право на такую долю давал, хотя и в более урезанном, чем для мужчин, виде. Развод по инициативе женщины адатами, по крайней мере, у части народов региона, не допускался (например, у ингу­шей), шариатом же допускался, хотя и был затруднительнее, чем для муж­чин. Другие личностные права женщины также были для своего времени гу­маннее. По адатам прелюбодейку-жену разрешалось не только убить, но и искалечить (хотя это могло повести к кровной мести со стороны ее родни), по шариату она предавалась суду общества, которое, впрочем, также могло лишить ее жизни. Сходным образом обстояло дело с другими домочадцами. По адатам домовладыке разрешалось их убить или продать в рабство, по ша­риату - только лишить наследства.

Единственное, в чем шариат усилил подчиненность горянки, - ужесточение ее сегрегации и отчасти скрывания. Женщина лишилась права входить на мужскую половину дома, посторонний мужчина - на женскую[26]. Покрывал крестьянки не носили (это было принято только в крупных и издавна ислами­зированных городах Дагестана), но они должны были обязательно закрывать волосы платком, а при старших или посторонних мужчинах прикрывать кон­цом платка нижнюю часть лица. Вот характерный пример: в начале нашего века народный кадий Нальчикского округа провел на сходе крестьянских представителей постановление о «воспрещении всем от 10-летнего возраста женщинам появляться на улице, а также на танцах с обнаженными головами, т.е. без платков, а также воспрещении девицам во время танцев брать муж­чин за ладонь рук». Все это показывает, что исследователи, долгое время до­казывавшие, что именно шариат резко ухудшил положение некогда свобод­ной горянки, во многом искажали факты.

Вообще же, в северокавказских адатах и в шариате, в основу которого неко­гда легло арабское обычное право, много общего[27]. Само слово адат - обычай - арабского происхождения, хотя большинство арабских народов в этом случае пользуются словом урф. Не всегда можно с уверенностью сказать, какие нормы кавказских адатов или шариата исторически более продвинуты, а ка­кие нет. Это относится не только к общим для них ценностным категориям (почитание старших, гостеприимство, при определенных условиях - много­женство), но и к таким, казалось бы, однозначно отрицательным явлениям, как браки с несовершеннолетними (с нашей точки зрения) девушками. Ша­риат, возникнув в более жарком климате, допускал браки мужчин и женщин в возрасте соответственно 12 и 9 лет (при наличии признаков половой зрело­сти). На Северном Кавказе с его более умеренным климатом адаты скоррек­тировали этот возраст до 15-16 и 12-14 лет (исключением были ставрополь­ские ногайцы, у которых отмечены сверхранние браки девушек). Думается, и то, и другое применительно к определенной природной среде имеет свой ре­зон[28].

Суд по адатам вершился обычно в рамках крупных патрилинейных групп, возникших в результате сегментации и почкования больших (реже малых) семей. В мировой этнологической литературе такие группы называют патри­линиджами (от лат. патер - отец, линеа - линия), в отечественной литературе за ними закрепилось введенное в 1930-х годах название патронимия (от греч. онима - имя). А по шариату суд вершился кадиями, которые в своем боль­шинстве тоже были престарелыми людьми и считались «почетными стари­ками». Поэтому (хотя и не только по этой причине) у всех народов когда-то существовала геронтотимия - почитание стариков.

Как бы ни относиться к народным и конфессиональным традициям, этиче­ским ценностям и юридическим нормам, ясно, что многие десятилетия они у нас либо не учитывались, либо нивелировались. Юридический плюрализм не признавался в теории и был практически не известен в жизни. Стоит ли удивляться, что в последнее десятилетие, отмеченное разительной либерали­зацией общественно-политической жизни, а равно возрождением этнических и конфессиональных традиций, перегретый пар стал разрывать котел. Опре­деленные аспекты Чеченской войны стали самым острым, но далеко не един­ственным проявлением конфликтной ситуации. Президент Ингушетии Р. Аушев настойчиво призывает к тому, чтобы наряду с федеральным действо­вало республиканское законодательство, учитывающее специфику местных обычаев. В частности, в Ингушетии возник вопрос о легализации кровной мести. В верховном законодательном органе Чечни уже в 1996 году был по­ставлен вопрос о легализации многоженства. Думается, то, что мы наблю­даем в современной Чечне и Ингушетии, не замкнется их пределами. Может быть, на очереди соседний Дагестан, где наиболее исламизированные народы (кумыки, аварцы, даргинцы и др.) тоже предъявят определенные юридиче­ские требования. Как ни сложны эти проблемы, решение их не терпит отла­гательства. Это один из факторов, которые, в конечном счете, определят и сохранение Россией своей целостности, и дальнейшие пути развития ее му­сульманских республик: в сторону европейской (евразийской) цивилизации или исламского фундаментализма.

Таким образом, анализ соотношения адата, шариата и российского законода­тельства в правовой истории карачаевского народа позволяют сегодня сде­лать вывод о том, что продолжительное взаимодействие трех различных сис­тем права привело в этом регионе к своеобразному симбиозу российско-со­ветской и адатно-шариатной систем права, создавших условия для множест­венной юриспруденции в Карачае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы:

1.Мусульманское право - это единая исламская система социально-норматив­ного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномо­чиями создавать право, законодательствовать. В действительности единст­венным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.

2.Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с му­сульманской ортодоксаль­ной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае не­льзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений. Можно, однако, выдвинуть гипотезу о том, что в определенных обстоятельствах ограниченное влияние могло быть, что элементы талмудистского права, канонического права восточной церкви и пер­сидского права вошли в мусульманское право в эпоху его фор­миро­вания, даже если допустить, что это влияние осуществлено для очень немногих случаев и что предстоит еще установить уровень распрост­ранения этого влияния. Корни мусульманского законодательства и судебной практики ставят перед историком многочисленные и очень интересные проблемы.

3. Система мусульманского права отличается от других правовых систем свое­образием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если европейские юристы под нормой права подразуме­вают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано на религиозных догмах, на вере, поэтому его нельзя отменить, изменить или «поправит», оно бесспорно и абсолютно. По содержанию нормы мусульманского права также существенно отлича­ются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

4.Мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечно­сти Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире про­живает от 750 до 900 млн. человек, исповедующих ислам. Они составляют большинство или значительную часть населения более чем пятидесяти госу­дарств. На территории России проживает около 40 народов, религией которых исто­рически является ислам. При этом численность мусульманских народов в Российской Федерации продолжает постоянно возрастать. Происходящие в современном мире процессы приобретают особое значение в России, где ислам имеет глубокие историче­ские корни и где в настоящее время активизируется мусульманская деятель­ность. Проблемы формирования рыночной системы вызывают у российской мусульманской общины потребность в переосмыслении традиционных под­ходов к понятиям общественного прогресса, социальной справедливости[29]. Исламский фактор должен стать важной составной частью межгосударствен­ных отношений России с мусульманскими странами в целях укрепления её безопасности и защиты национальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 1998

2.      Ацамба Ф.М. / История религии в 2-х кн. Кн. 2. 2004

3.      Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. - М., 2001

4.      Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно­сти. - М.: Международные отношения, 2003

5.      Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления - М., 1999

6.      Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. - М., 1999

7.      Малько А.В., Матузов Н.И. Общая теория государства и права: Учебник, изд-во Юрист, М., 2002. С. 195

8.      Сюкияйнен Л. Шариатское правосудие / Отечественные записки, 2003

9.      Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ), 2000

10.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 1997

11.  Черданцев А.Ф.Теория государства и права - М.: Юрайт, 2002

12.  Абрашитов В.К. Источники мусульманского права и основные аспекты их содержания // Новая правовая мысль. - 2005. - №1

13.  Буянский С.Г. Шариат принадлежит не только истории, но и будущему // История государства и права. 2000. №1

14.  Володина Н.В. Государственно-правовая модель ислама: принципы и за­кономерности // Современное право-2005. №10

15.  Володина Н.В. Ислам: проблемы идеологии, права и политики // Социаль­ные гуманитарные знания - 2002 - №6 

16.  Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальной правовых систем и правосознания // журнал Российского права. - 2006 - №2 

17.  Герасимова А.С. Афганская женщина в семье и обществе // Восток. 2006. №2

18.  Зубарев А. Правосудие по-саудовски // Красная звезда. 1996. 16 октября

19.  Каневский К. Социальная программа российских мусульман: Ислам и светское государство // Российская юстиция. 2003. №4

20.  Магаяева П.И. // История государства и права. 2005. №1

21.  Магомедов И.А. Особенности мусульманского семейного права // Извес­тия высших учебных заведений Северного Кавказского региона. 2005. №1

22.  Максименко В.А. Категория прав человека в мусульманском праве // Вестник московского университета. 2002. №2

23.  Цмай В.В. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История государства и права. 2005. №1

24.  Чукуров А.В. В Афганистане стать палачом может родственник жертвы // Комсомольская правда. 1996. 20 февраля

 

 

 

 

 

2

 



[1] См. список использованной литературы 11

[2] См. список использованной литературы 2

[3] См. список использованной литературы 7

[4] См. список использованной литературы 9

[5] См. список использованной литературы 23

[6] См. список использованной литературы 14

[7] См. список использованной литературы 7

[8] См. список использованной литературы 12

[9] См. список использованной литературы 1

[10] См. список использованной литературы 12

[11] См. список использованной литературы 6

[12] См. список использованной литературы 7

[13] См. список использованной литературы 10

[14] См. список использованной литературы 8

[15] См. список использованной литературы 1

[16] См. список использованной литературы 16

[17] См. список использованной литературы 4

[18] См. список использованной литературы 3

[19] См. список использованной литературы 15

[20] См. список использованной литературы 18

[21] См. список использованной литературы 24

[22] См. список использованной литературы 18

[23] См. список использованной литературы 8

[24] См. список использованной литературы 20

[25] См. список использованной литературы 5

[26] См. список использованной литературы 22

[27] См. список использованной литературы 13

[28] См. список использованной литературы 21

[29] См. список использованной литературы 19


Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности