Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская право. Раскрыть основные черты и выявить особенности мусульманской правовой системы.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;

2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

3.Выявить отличительные особенности мусульманской правовой системы от других правовых систем;

4. Исследовать функционирование данного права не только в России, но и в некоторых странах ислама;

Содержание работы

Введение………………….…………………………………………………..………3

1.Характеристика мусульманского права

1.1.Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой системы……………………………………………………………………..…………..….5

1.2. Источники мусульманского права…………………………………..….…….…8

2. Особенности мусульманского права

2.1. Отличие системы мусульманского права от других правовых систем……...12

2.2.Правовое регулирование имущественных и семейных отношений……....….16

2.3.Уголовное право и судебный процесс в мусульманском праве………….…...23

3. Мусульманское право в мире и в России

3.1. Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама......27

3.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа………………………………………………………………..………………..…….29

Заключение……………………………………………………………..………..……35

Список использованной литературы………………………….………………….…37

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, дого­ворное и деликтное право, получили в нем заметное развитие.

Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Араб­ском халифате, как и во многих других государствах средневекового Вос­тока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией не­равноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полно­правный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, испове­довавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государст­венный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех слу­чаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступ­ления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение ра­бов. Они не признавались субъектами права «но могли с согласия своих хо­зяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-му­сульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство муж­чины и женщины»[17].

Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель ус­тановленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на преду­смотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о пра­воспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имуще­ственных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право ус­танавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пус­тыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоре­чащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на ис­требление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и тракто­вался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было из­вестно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и неза­менимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли клас­сификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государст­венное имущество, земли, принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли/непригодные для обработки и т.п.

В шариате подробно определялись способы возникновения права собст­венности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имуще­ство. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собствен­ность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильст­венным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько час­тей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть пере­дана государству, третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, на­ходка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.

Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собст­венности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость част­ной собственности выводилась непосредственно из Корана, где говорилось: «И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары».

Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусуль­мане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население покорен­ных земель, как правило, теряло свои собственнические права, которые пере­ходили государству. Землевладельцы же рассматривались теперь как аренда­торы и обязаны были платить тяжелый налог (харадж).

Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерар­хической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государст­венного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной вер­хушки за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли (иктадар) получал право собирать в свою пользу подать”; с подвласт­ного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наслед­ству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, за­крепленным по праву собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода, также как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных ра­бот, осуществляемых под контролем должностных лиц.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели (ме­четям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственно­сти на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли сда­ваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклоне­ния от уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения.

В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая кон­цепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосре­довавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и од­носторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского об­щества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаим­ного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного нера­венства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. За­ключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблю­дать «свои договоры» рассматривалась в Коране как священная. Недей­ствительными считались договоры, заключенные с безнравственными це­лями с использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей.

Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различ­ные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.

Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально сущест­вующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа ве­щей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор.

В шариате содержались положения, которые формально осуждали рос­товщичество. Еще в Коране говорилось, что «Аллах разрешил торговлю и за­претил рост». Но на практике этот запрет часто нарушался. Запреща­лось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма расчета с кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям иму­щественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое рас­пространение в арабском обществе получили договоры союза и товарище­ства. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежела­тельное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но по­скольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный до­говор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фак­тически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Му­хаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допус­кался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату му­сульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусуль­манскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одно­временно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь предста­вители верхушки феодального общества.

Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое поло­жение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране: "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них».

Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограни­ченно. Маликиты, например, считали, что жена без согласия мужа может распоряжаться не более чем третьей частью имущества. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.

В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последую­щих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматри­вающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме, произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю"[18]. Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные ос­нования: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обя­занностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содер­жание.

Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, кото­рое к тому же имело существенные различия в разных правовых школах. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завеща­ние не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умер­шего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.

Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство по­лучали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.

На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности