Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская право. Раскрыть основные черты и выявить особенности мусульманской правовой системы.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;

2. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

3.Выявить отличительные особенности мусульманской правовой системы от других правовых систем;

4. Исследовать функционирование данного права не только в России, но и в некоторых странах ислама;

Содержание работы

Введение………………….…………………………………………………..………3

1.Характеристика мусульманского права

1.1.Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой системы……………………………………………………………………..…………..….5

1.2. Источники мусульманского права…………………………………..….…….…8

2. Особенности мусульманского права

2.1. Отличие системы мусульманского права от других правовых систем……...12

2.2.Правовое регулирование имущественных и семейных отношений……....….16

2.3.Уголовное право и судебный процесс в мусульманском праве………….…...23

3. Мусульманское право в мире и в России

3.1. Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама......27

3.2. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа………………………………………………………………..………………..…….29

Заключение……………………………………………………………..………..……35

Список использованной литературы………………………….………………….…37

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской об­щины». На­ряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически Иджма складывалась из совпадающих мнений по ре­лигиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследст­вии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-пра­воведами (има­мами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпрета­ций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, кото­рые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматри­вали самостоятель­ные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ раз­вития норм мусуль­манского права получил название «иджтихад». Правомер­ность Иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухам­меда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает»[10].

Большая роль Иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позво­ляла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые пра­вовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального обще­ства, учитывающие специфику завоеванных стран. К Иджме в качестве ис­точника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII—IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право ак­тивно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основа­телей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последовате­лей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были прове­дены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями ме­жду главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазха­бами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызы­вавшим острые разногласия между разными направлениями, был Кияс — ре­шение правовых дел по аналогии. Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не преду­смотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегули­ровать новые общественные отношения, но и способствовал освобо­ждению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в ру­ках му­сульманских судей Кияс часто становился и орудием откровенного произ­вола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его по­следователями — ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили хан­балиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве ис­точника права.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и мест­ные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в резуль­тате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влия­нию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну[11].

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других му­сульманских государствах с развитием законодательной деятельности в каче­стве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противо­ре­чить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламен­тирующими деятельность государственных органов и регулирую­щих адми­нистративно-правовые отношения государственной власти с насе­лением.

 

 

 

2.   Отличительные особенности мусульманского права

2.1.Отличие системы мусульманского права от других правовых систем

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конст­рукций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического зако­нодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно, безусловно, исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Наука мусульманского права сформировалась и ста­билизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые чер­ты этого права: архаический характер ряда институтов, его ка­зуистичность и отсутствие систематизации[12].

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отли­чаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запре­щающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные по­ступки, что тоже обусловлено их религиозной природой[13].

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно вни­мание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Ал­лаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представ­лены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусуль­манами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о выте­кающей отсюда созерцательности и покорности. Таким же образом в ша­риате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и госу­дарственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и об­ладателям власти среди Вас»[14].

Мусульманское право, в от­личие от других правовых систем, не является са­мостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая уста­навливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписы­вает верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это пра­во указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, его обязательств по отноше­нию к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бед­ным) и по отноше­нию к богу (молитва, пост и т.д.). Тем не менее, мусульманские правоведы четко различают права бога и права инди­вида.

Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нем отве­дено ме­сто и для понятия права. Это достигается, с одной стороны, признанием оп­ределенных границ обязанностей (бог возлагает на каждого человека то, что он может нести), а с другой — уточнением объема прав, признаваемых за ин­дивидами. Неуважение к этим пра­вам влечет санкции, налагаемые мусуль­манским судьей. Основы мусульманского права не только божественного свойства (Коран и Сунна). Теологами-правоведами в течение веков создана обширная доктрина. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основы­вается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

В исламе господствует концепция теократического общества, в ко­тором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные прин­ципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусуль­манские юристы и теологи разработали, исхо­дя из божественных открове­ний, целую систему очень детализированно­го права, права идеального обще­ства, которое установится в один пре­красный день во всем мире и будет пол­ностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивили­зацией ислама, мусуль­манское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой ре­лигии и об этой цивилизации. С другой стороны, ни один исламист не может игнориро­вать мусульманское право. Ислам по своей сущности, как и иуда­изм, — это религия закона.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (осо­бенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с пред­ставлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого право­вого порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессио­нальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (напри­мер, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять вер­ность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневеко­вых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуля­ризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли да­леко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое дейст­вие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за со­бой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных право­вых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие пози­ции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касаю­щихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках ду­ховных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являв­шиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сун­ниты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой по существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: хани­фиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, как Египет. Турция, Индия, а также на территории на­шей страны.

Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явле­ний общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно уг­лублялись противоречия и расхождения между этими школами по важней­шим вопросам права[15].

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья ша­риат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претер­пела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенно­сти, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право спра­ведливости, как в странах англосаксонской семьи[16]. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с ос­новными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ханифит­скими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (ши­итским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соот­ветствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраня­ется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с неко­торыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие от­ношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой от­ветственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и адми­нистративного права; международное право (сийар).

Таким образом, можно сделать вывод, что мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное проис­хождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догма­тикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульман­ский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.

2.2.Правовое регулирование имущественных и семейных отношений

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности