Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить исторический период данного времени
исследовать налогообложение в частном секторе
Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.
Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.
Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………………………..3
1.АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4
2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11
3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СССР….............................19
3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….…...….19
3.2 Налог на сверхприбыль……………………………………………………….…..…22
3.3 Сельскохозяйственный налог………………………………………………….……25
3.4 Поимущественные налоги…………………………………...…………………...... 29
3.5Система самообложения населения………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………
1.АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4
2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11
3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО
СЕКТОРА В СССР….........................
3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….
3.2 Налог на сверхприбыль………………………
3.3 Сельскохозяйственный налог…………
3.4 Поимущественные налоги……………………
3.5Система самообложения
населения………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Рассмотрение темы «Налогообложение частного сектора в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 30-х годов сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что действительно, является приемлемым и может быть применено в практике. Другими словами, изучение налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.
Осмысление основных
тенденций налоговых
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы налогообложения в частном секторе нашли свое отражение в работах Толкушкина А.В., Барулина С. В., Майбурова И.А., Панскова В.Г., Ушак Н.В.
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.
Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.
Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.
1. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930ГГ.
Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, можно отметить своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.
Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели:
финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики;
социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.
Таким образом, в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.
Фискальная функция в период 1922-1928 гг. была реализована успешно в значительной степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения. Сведения представлены в таблице 1.11
1922/23 г. |
1923/24 г. |
1924/25 г. |
1925/26 г. | |||||
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
к итогу |
млн. руб. |
% к итогу | |
Акцизы |
1103,5 |
417,7 |
2240,7 |
2240,7 |
1507,8 |
238,4 |
1841.6 |
147,2 |
Таможенные расходы |
166,8 |
411,4 |
167,4 |
8,6 |
101,9 |
17,7 |
150,5 |
38,4 |
Итого косвенных налогов |
1170,3 |
129,2 |
1308,1 |
139,1 |
2608,7 |
146,1 |
1992,1 |
255,6 |
Всего налоговых доходов |
1584,0 |
100 |
1788,5 |
100 |
1323,4 |
100 |
1784,6 |
100 |
1926/27 г. |
1927/28 г. |
1928/29 г. |
1929/30 г. | |||||
млн. руб. |
к итогу |
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу | |
Акцизы |
1197,0 |
151,3 |
1479,3 |
159,6 |
1789,3 |
156,9 |
2629,2 |
346,5 |
Таможенные расходы |
1190,0 |
8 |
1259,7 |
110,5 |
2258,2 |
48,2 |
1304,3 |
165,4 |
Итого косвенных налогов |
1387,0 |
159,4 |
1739,0 |
170,0 |
2047,5 |
165,1 |
2933,5 |
551,9 |
Всего налоговых доходов |
1333,6 |
100 |
1483,1 |
100 |
3146,1 |
100 |
5653,3 |
100 |
Регулирующая функция налоговой политики, реализующая политические задачи "конфискации у буржуазии остатков уцелевшего в ее руках имущества", в конечном счете, также обеспечивала расширение сферы реализации фискальной функции налогообложения. Необходимо отметить, что политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В итоге, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному увеличению обложения. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств), и не затрагивали потребления.
В сфере промышленного производства роль предприятий как самостоятельного товаропроизводителя быстро снижалась. Декрет о трестах 1927 г., напротив, приравнивал существовавшие в то время акционерные общества к обычным казенным предприятиям, завершив превращение акционерной формы организации предприятий, в пустую формальность. Отождествление государственного предприятия с государственным аппаратом означало, что вся прибыль и все капиталы этого предприятия принадлежат государству, и придавало налогообложению доходов предприятия чисто формальный, "воспитательный" характер.
Необходимо отметить, что в первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась, а поступления неналоговых доходов возрастала. В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала.
В итоге следует констатировать, что в годы НЭПа:2
- фискальная функция налоговой политики в наибольшей степени реализовывалась за счет системы косвенного налогообложения, в основном, за счет акцизного и таможенного обложения товарных групп самого массового спроса;
- регулирующая функция налоговой политики выполняла роль эффективного политического инструмента, обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления, способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности, делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодными;
- социальная функция
налоговой политики также
- в сфере налогообложения государственных предприятий налоговая система в течение 20-х годов постепенно сдавала свои позиции в качестве системы экономических методов управления производством, уступая место прямому административному регулированию.
Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.
В 1930 г. началось осуществление налоговой реформы, коренным образом изменившей систему взимания налогов на территории СССР. Это было связано с тем, что действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов. Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты.
Основные направления налоговой реформы 1930 г. сводились к следующему.
Во-первых, акцизная система налогообложения, промысловый налог и ряд других налогов были сведены в единый налог с оборота. Введение налога с оборота означало введение нового синтетического налога взамен значительного числа статей доходной части бюджета, или, если говорить строго, - введение нового механизма формирования доходной части бюджета.
Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж - отчисления от прибыли, и этот платеж отождествлялся, сливался с ведомственным распределением прибыли, т.е. фактически переставал быть налогом. Одновременно в ходе реформы 1930 г. исчезли такие важнейшие формы налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку к 1930 г. была ликвидирована экономическая основа для этих форм налогов.
Сложившаяся в тот период налоговая система включала в себя помимо налога с оборота и налога на доходы предприятия также сельскохозяйственный налог и налог с единоличных хозяйств, имевших лошадей, подоходный налог и целевой сбор на нужды хозяйственного и культурно-бытового строительства. Наряду с этим существовала система местных налогов и сборов, перестроенная в соответствии с новыми политическими и экономическими задачами, стоявшими перед государством.
Введение в налоговую систему налога с оборота и новых методов расчета налогов на доходы промышленных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и совхозов изменили форму реализации ее фискальной функции.
В результате, методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет обеспечили непрерывный и стабильный поток поступлений в бюджет.
При этом сам налог с оборота в значительной степени утратил свою налоговую сущность и может быть классифицирован как вид своеобразного рентного платежа производственного предприятия в пользу государства, устанавливаемого по договоренности в зависимости от статуса и экономического положения предприятия. Продолжающийся же процесс централизации системы государственного управления промышленностью доводил процедуру изъятия налога с оборота до автоматизма.
Быстрое создание по экономическим районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного Центра, позволило включить деревню в единую систему директивного планирования. Ликвидация мелкотоварного крестьянского производства, создание колхозов и совхозов как новых административных единиц гарантировали эффективное взимание сельскохозяйственного налога в строгом соответствии с установками Центра. Система взимания подоходного налога была тесно увязана с планированием величины и структуры посевных площадей и планом государственных закупок сельхозпродукции. Осуществлялось, по сути дела, внеэкономическое изъятие части сельскохозяйственной продукции для обеспечения городов, армии, создания государственных резервов.
В данной ситуации возникает
качественно новое
Регулирующая функция