Налогообложение частного сектора в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить исторический период данного времени
исследовать налогообложение в частном секторе
Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.
Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.
Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………………………..3
1.АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4
2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11
3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СССР….............................19
3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….…...….19
3.2 Налог на сверхприбыль……………………………………………………….…..…22
3.3 Сельскохозяйственный налог………………………………………………….……25
3.4 Поимущественные налоги…………………………………...…………………...... 29
3.5Система самообложения населения………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая ТиИНО.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………………………..3

1.АНАЛИЗ  ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4

2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11

3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СССР….............................19

3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….…...….19

3.2 Налог на сверхприбыль……………………………………………………….…..…22

3.3 Сельскохозяйственный налог………………………………………………….……25

3.4 Поимущественные налоги…………………………………...…………………...... 29

3.5Система самообложения  населения………………………………………………....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………39 
ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  проблемы. Рассмотрение темы «Налогообложение частного сектора в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 30-х годов сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что действительно, является приемлемым и может быть применено в практике. Другими словами, изучение налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени,  для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

Осмысление основных тенденций налоговых преобразований в России на протяжении 1920 – 1940гг., оценка роли налоговой политики в развитии отечественной экономики на различных ее этапах являются методологическим ключом к решению современных проблем реформирования налоговой системы, определяют актуальность исторического аспекта изучения направления налогообложения в нашей стране.

Анализ изученных источников и литературы. Проблемы налогообложения в частном секторе нашли свое отражение в работах Толкушкина А.В., Барулина С. В., Майбурова И.А., Панскова В.Г., Ушак Н.В.

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • изучить исторический период данного времени
  • исследовать налогообложение в частном секторе

Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.

Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.

Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.

 

1. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930ГГ.

 

Исследуя налоговые  отношения в годы НЭПа, можно отметить своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели:

финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики;

социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.

Таким образом, в рамках налоговой  политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции  налогов: фискальная, регулирующая и  социальная.

Фискальная функция в период 1922-1928 гг. была реализована успешно  в значительной степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения. Сведения представлены в таблице 1.11

 

Таблица 1.1 - Косвенные налоги в бюджете СССР в 1922/23 - 1929/30 годах.
 

1922/23 г.

1923/24 г.

1924/25 г.

1925/26 г.

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

к итогу

млн. руб.

% к итогу

Акцизы

 

1103,5

 

417,7

2240,7

2240,7

1507,8

238,4

1841.6

147,2

Таможенные расходы

166,8

411,4

167,4

8,6

101,9

17,7

150,5

38,4

Итого косвенных налогов

1170,3

129,2

1308,1

139,1

2608,7

146,1

1992,1

255,6

Всего налоговых доходов

1584,0

100

1788,5

100

1323,4

100

1784,6

100

 

1926/27 г.

1927/28 г.

1928/29 г.

1929/30 г.

 

млн. руб.

к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

Акцизы

1197,0

151,3

1479,3

159,6

1789,3

156,9

2629,2

346,5

Таможенные расходы

1190,0

8

1259,7

110,5

2258,2

48,2

1304,3

165,4

Итого косвенных налогов

1387,0

159,4

1739,0

170,0

2047,5

165,1

2933,5

551,9

Всего налоговых

доходов

1333,6

100

1483,1

100

3146,1

100

5653,3

100


Регулирующая функция  налоговой политики, реализующая  политические задачи "конфискации  у буржуазии остатков уцелевшего в ее руках имущества", в конечном счете, также обеспечивала расширение сферы реализации фискальной функции  налогообложения. Необходимо отметить, что политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В итоге, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному увеличению обложения. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств), и не затрагивали потребления.

В сфере промышленного  производства роль предприятий как  самостоятельного товаропроизводителя  быстро снижалась. Декрет о трестах 1927 г., напротив, приравнивал существовавшие в то время акционерные общества к обычным казенным предприятиям, завершив превращение акционерной формы организации предприятий,  в пустую формальность. Отождествление государственного предприятия с государственным аппаратом означало, что вся прибыль и все капиталы этого предприятия принадлежат государству, и придавало налогообложению доходов предприятия чисто формальный, "воспитательный" характер. 

Необходимо отметить, что в первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась, а поступления неналоговых доходов возрастала. В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала.

   В итоге следует  констатировать, что в годы НЭПа:2

- фискальная функция налоговой политики в наибольшей степени реализовывалась за счет системы косвенного налогообложения, в основном, за счет акцизного и таможенного обложения товарных групп самого массового спроса;

-   регулирующая функция налоговой политики выполняла роль эффективного политического инструмента, обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления, способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности, делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодными;

- социальная функция  налоговой политики также приобрела  политическую направленность. Она  реализовывалась посредством прогрессивного налогообложения имущества и доходов граждан, владеющих частной собственностью, с возрастающей прогрессией в зависимости от объемов собственности и создания льготных условий обложения для плательщиков, не имеющих объектов частного владения, с минимальными доходами. В целом система прямых налогов ориентирована на практически полное изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума;

- в сфере налогообложения государственных предприятий налоговая система в течение 20-х годов постепенно сдавала свои позиции в качестве системы экономических методов управления производством, уступая место прямому административному регулированию.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.

  В 1930 г. началось осуществление налоговой реформы, коренным образом изменившей систему взимания налогов на территории СССР. Это было связано с тем, что действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов. Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты.

Основные направления  налоговой реформы 1930 г. сводились  к следующему.

Во-первых, акцизная система  налогообложения, промысловый налог  и ряд других налогов были сведены  в единый налог с оборота. Введение налога с оборота означало введение нового синтетического налога взамен значительного числа статей доходной части бюджета, или, если говорить строго, - введение нового механизма формирования доходной части бюджета.

Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались  в единый платеж - отчисления от прибыли, и этот платеж отождествлялся, сливался с ведомственным распределением прибыли, т.е. фактически переставал быть налогом.   Одновременно в ходе реформы 1930 г. исчезли такие важнейшие формы налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку к 1930 г. была ликвидирована экономическая основа для этих форм налогов.

Сложившаяся в тот  период налоговая система включала в себя помимо налога с оборота  и налога на доходы предприятия также сельскохозяйственный налог и налог с единоличных хозяйств, имевших лошадей, подоходный налог и целевой сбор на нужды хозяйственного и культурно-бытового строительства. Наряду с этим существовала система местных налогов и сборов, перестроенная в соответствии с новыми политическими и экономическими задачами, стоявшими перед государством.

Введение в налоговую  систему налога с оборота и  новых методов расчета налогов  на доходы промышленных предприятий  и сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и совхозов изменили форму реализации ее фискальной функции.

В результате, методы включения  в розничные цены товаров и  услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет обеспечили непрерывный и стабильный поток  поступлений в бюджет.

При этом сам налог с оборота в значительной степени утратил свою налоговую сущность и может быть классифицирован как вид своеобразного рентного платежа производственного предприятия в пользу государства, устанавливаемого по договоренности в зависимости от статуса и экономического положения предприятия. Продолжающийся же процесс централизации системы государственного управления промышленностью доводил процедуру изъятия налога с оборота до автоматизма.

Быстрое создание по экономическим  районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного Центра, позволило включить деревню в единую систему директивного планирования. Ликвидация мелкотоварного крестьянского производства, создание колхозов и совхозов как новых административных единиц гарантировали эффективное взимание сельскохозяйственного налога в строгом соответствии с установками Центра. Система взимания подоходного налога была тесно увязана с планированием величины и структуры посевных площадей и планом государственных закупок сельхозпродукции. Осуществлялось, по сути дела, внеэкономическое изъятие части сельскохозяйственной продукции для обеспечения городов, армии, создания государственных резервов.

   В данной ситуации возникает  качественно новое экономическое  явление: процесс реализации фискальной  функции налогообложения осуществляется через систему централизованного регулирования национальной экономики, в основном - через систему централизованного планового регулирования общественного сектора производства.

Регулирующая функция налогообложения  пока сохраняет свои позиции: она реализуется через систему льготного налогообложения доходов колхозов и населения от производства технических сельскохозяйственных культур и животноводства. Продолжается использование регулирующей функции налоговой политики и в качестве политического инструмента - с целью создания наиболее благоприятных условий при взимании подоходного налога для граждан, занятых в общественном производстве, на государственных и кооперативных предприятиях, с одной стороны, и ограничения доходов от частной предпринимательской деятельности, с другой.

Информация о работе Налогообложение частного сектора в СССР