Налогообложение частного сектора в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить исторический период данного времени
исследовать налогообложение в частном секторе
Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.
Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.
Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………………………..3
1.АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4
2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11
3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СССР….............................19
3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….…...….19
3.2 Налог на сверхприбыль……………………………………………………….…..…22
3.3 Сельскохозяйственный налог………………………………………………….……25
3.4 Поимущественные налоги…………………………………...…………………...... 29
3.5Система самообложения населения………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая ТиИНО.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Для каждой из групп налогоплательщиков законом был установлен особый порядок обложения. При обложении колхозников не учитывались доходы, полученные от колхоза (оплата трудодней), скот, птица, кролики и пчелы. Полностью освобождались от налога хозяйства колхозников, в состав которых входили красноармейцы, лица, награжденные орденами Союза ССР, герои труда и т.п., а также те колхозники, которые имели в необобществленном пользовании только объекты, освобожденные от сельхозналога (например, рабочие, имеющие корову и мелкий скот). Хозяйствам колхозников, имеющих нетрудоспособных членов, предоставлялись скидки в размере от 5 до 15% налога.

Обложение единоличных  трудовых хозяйств отличалось от обложения колхозов и колхозников следующими особенностями:

применялись прогрессивные ставки налога (при облагаемом доходе до 200 руб. твердая ставка в размере 15 руб., но не менее ставки, установленной для колхозников данного района);

облагаемый доход исчислялся по средним нормам доходности, устанавливаемым для данного района для гектара земли различных видов (посева, сенокоса, специальных культур и т.д.) и головы скота (рабочего, крупного рогатого, мелкого);

к обложению привлекались неземледельческие заработки, облагаемые не полностью, но в некоторой части;

для этой категории был установлен меньший объем льгот (кроме льгот производственного характера предоставлялись скидки с налога на нетрудоспособных членов семьи, скидки хозяйствам военнослужащих, инвалидов и пр.);

в облагаемый доход хозяйства  в сумме не более 30% остального облагаемого дохода включались доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на частном рынке по рыночным ценам (на колхозников обложение этих доходов не распространялось).

Особенности порядка  обложения кулацких хозяйств заключались  в следующем:

кулацкие хозяйства облагались не по нормам, а по их действительной доходности, определяемой в индивидуальном порядке;

устанавливались повышенные ставки налога;

применялась минимальная  ставка налога в размере 350 руб.;

к этим хозяйствам не применялись  льготы, установленные для других категорий плательщиков;

устанавливались сокращенные  сроки уплаты налога.

В 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен подоходным налогом с колхозов. Подоходный налог с колхозов представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части чистого дохода колхозов, поступавшей в государственный бюджет СССР и использовавшейся на финансирование общегосударственных потребностей. 

Совхозы как государственные  предприятия платили отчисления от прибыли и не были плательщиками данного налога. Сельскохозяйственный налог, таким образом, превратился в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством. Колхозники уплачивали налог с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем при обложении единоличных хозяйств. Кроме того, хозяйства колхозников освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога с доходов от продуктивного скота, а с 1930 г. и с доходов, получаемых по трудодням. В течение 1933—1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений. При взимании сельскохозяйственного налога применялся окладной лист — извещение налогоплательщика о сумме и сроке внесения платежа. В окладном листе указывались основания для обложения налогом, сумма годового оклада (размера) налога и сроки уплаты. В 1934 г. окладной лист был заменен платежным извещением.

К другим платежам сельскохозяйственного  населения относились единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, культжилсбор (уплачивали хозяйства колхозников и единоличников), а также самообложение. Если в отношении платежей обобществленного и частного секторов общесоюзное законодательство устанавливало единые для всей территории СССР нормы обложения (ставки налогов, сроки уплаты и т.д.), то в отношении платежей, взимаемых с сельского населения, широкие права по дифференциации условий налогообложения были предоставлены местным органам власти: по сельхозналогу на местах устанавливались нормы доходности земли и скота, по единовременному налогу, культжилсбору и самообложению на местах устанавливались размеры ставок, а по всем указанным платежам на местах могли устанавливать свои сроки уплаты.

Единовременный налог  на единоличные крестьянские хозяйства  был введен Законом 19 ноября 1932 г. Налог  был призван содействовать завершению заготовок и выполнению обязательств единоличников по денежным платежам. Полностью или частично освобождались от налога отдельные хозяйства, которые полностью и в срок выполнили свои обязательства перед государством по денежным платежам и планам государственных заготовок. Условия налогообложения устанавливались на основе аналогичных условий обложения сельскохозяйственным налогом. Для хозяйств, плативших сельхозналог в твердых ставках, размеры налога составляли 15—20 руб., для хозяйств, плативших сельхозналог по прогрессивным ставкам, налог взимался в размере 100—175% объема обязательств по сельхозналогу, для кулацких хозяйств устанавливалась ставка 200% сельхозналога. Конкретные ставки налога для отдельных районов устанавливались краевыми и областными исполкомами, причем последним было предоставлено право для местностей с особенно большими денежными доходами увеличивать эти ставки, но не выше чем в полтора раза по сравнению с установленными в законе.

Сбор на нужды жилищного  и культурно-бытового строительства взимался в СССР с физических лиц в 1931—1942 гг. Первоначально он был установлен как единовременный сбор на культурно-бытовое, хозяйственное, а с 1932 г. и на жилищное строительство в городах и сельских местностях. Система сбора на 1933 г. была установлена законом 29 января 1933 г. С 1934 г. этот сбор приобрел характер постоянного платежа и, по существу, стал дополнением к подоходному обложению населения. Принцип построения, порядок взимания и дифференциация ставок культжилсбора по категориям плательщиков были теми же, что при обложении населения подоходным налогом. С рабочих и служащих сбор взимался ежемесячно по месту основной работы в размере 0,75—3% месячного заработка в зависимости от его величины; для этой группы плательщиков устанавливался необлагаемый минимум заработной платы. С работающих по совместительству на двух или нескольких предприятиях сбор исчислялся и уплачивался по каждому месту работы отдельно без применения необлагаемого минимума. Для подсобных хозяйств колхозников ставки устанавливались райисполкомами. Для единоличных трудовых хозяйств, облагавшихся сельскохозяйственным налогом по прогрессивным ставкам, культ- жилсбор составлял от 75 до 175%, для кулацких хозяйств — 200% оклада сельскохозяйственного налога. Суммы сбора поступали в доход союзного бюджета и в определяемом общесоюзным законодательством размере в государственные бюджеты союзных республик (некоторым республикам передавалась вся сумма сбора). Часть средств сбора в пределах доли, передаваемой в государственные бюджеты союзных республик, направлялась в местные бюджеты в качестве одного из источников регулирования этих бюджетов.

От сельхозналога и  от других взимавшихся «на базе сельхозналога» платежей культжилсбор отличался тем, что к обложению им привлекались (по минимальной ставке 5 руб.) также и не имеющие необобществленных доходов колхозники, которые никаких других налогов не платили. Для прочих хозяйств закон устанавливал либо твердые ставки сбора в размерах от 10 до 60 руб., либо ставки в процентах к сельхозналогу — от 75 до 200%, с правом краевых и областных исполкомов дифференцировать по районам размеры сбора для плативших сельхозналог хозяйств колхозников и трудящихся единоличников (для кулацких хозяйств действовала повсеместно одна ставка сбора — 200% оклада сельхозналога). 

В 1938 г. был введен государственный налог на лошадей единоличных хозяйств, взимавшийся с граждан, имевших в единоличных хозяйствах лошадей в возрасте от 3 лет и старше. Налог вводился с целью «пресечения использования лошадей, находящихся в личной собственности граждан, в целях спекуляции и наживы». Ставки налога устанавливались дифференцированно по группам районов в отдельных республиках, краях и областях в зависимости от величины дохода, получаемого от использования лошади. Уплачивался налог в один срок — 15 октября. Взимание этого налога было прекращено только с 1 января 1972 г.

Сельскохозяйственный  налог способствовал решению  задач, связанных с коллективизацией, организацией колхозов, расширением  и повышением урожайности посевных площадей и ростом товарности сельского хозяйства в целом. Широкая система льгот и преференции по сравнению с единоличным хозяйством способствовало укреплению колхозной системы.

 

3.4 Поимущественные налоги

 

Систему местного обложения  в СССР составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюджеты, и полномочия по их введению или невведению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков налогом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении остальных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предоставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственными налогами». Таким образом, местные Советы могли вводить или не вводить те налоги, которые предусмотрены в общесоюзном и республиканском законодательстве. Союзным законодательством устанавливались предельные размеры и порядок уплаты.

Основными местными поимущественными налогами были налог со строений и  земельная рента.

Налогом со строений облагались жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения и всякого  рода строения и сооружения, находившиеся в пользовании или владении как частных лиц, так и предприятий и учреждений обобществленного сектора (за исключением строений, отнесенных к имуществам местных Советов, т.е. муниципализированных, за пользование которыми могла взиматься только арендная плата). Предельные ставки налога, дифференцированные по плательщикам, были установлены законом в размерах:

для государственных строений, промышленных предприятий — 0,75%,

для прочих строений обобществленного сектора — 1,0% к балансовой стоимости (без скидки на амортизацию);

для строений рабочих  и служащих — 1,0% к страховой оценке,

для остальных строений — 1,5% к страховой оценке (с правом республик повышать эту ставку до 2,0%).

Земельная рента представляла собой дополнение к налогу со строений, так как им облагались застроенные и незастроенные земельные участки, находящиеся в пользовании учреждений, предприятий и лиц, если только за эти участки и возведенные на них строения не взималась арендная плата в доход местных органов. Закон устанавливал перечень земель, с которых взимание арендной платы не допускалось и могла взиматься только рента: земли, обслуживающие строения, принадлежащие кооперации и частным лицам; земли, предоставленные госпредприятиям (кроме отнесенных к имуществам местных Советов) и т.п. Предельные ставки ренты были дифференцированы в зависимости от назначения земельных участков и от так называемых поясов местности и колебались от 0,5 коп. до 3 руб. 50 коп. с квадратного метра земельной площади. При подготовке налоговой реформы неоднократно ставился вопрос об объединении налога со строений и земельной ренты.

 

  • 3.5 Система самообложения населения

     

    В августе 1927 г. был принят новый общесоюзный закон о  самообложении, а затем на его  основе 7 января 1928 г. республиканский  закон. Новые законы в полной мере отразили эволюцию государственной политики в сфере самоуправленческих структур крестьянства. К этому времени относится переход к новому типу взаимоотношений органов советской власти и крестьянской общины, когда сложившийся ранее своеобразный симбиоз сельского совета и общинных структур заменяется гегемонией совета с вытеснением и разрушением традиционного крестьянского самоуправления. 

    Сам порядок проведения самообложений, распределение собранных  средств подвергается детальной  законодательной регламентации, что должно было ограничить воздействие на эти отношения традиционных крестьянских институтов, и в итоге лишить земельные общества финансовой основы их деятельности.  

    В российском законе содержался исчерпывающий перечень, где четко  прописывалось, какие именно нужды сельского населения могли удовлетворяться за счет самообложения. В этот перечень попали устройство и хозяйственное содержание учреждений культуры, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения; проведение мероприятий, имеющих целью поднятие сельского хозяйства; дорожное строительство, противопожарная охрана, благоустройство и охрана селений. Под устройством и хозяйственным содержанием подразумевалась постройка, достройка, расширение, капитальный и текущий ремонт помещений; оплата по найму помещений; расходы на оборудование, отопление, освещение и прочее.

    К учреждениям, для устройства и содержания которых могло устанавливаться  самообложение, были отнесены школы, библиотеки, избы-читальни, клубы, красные уголки, народные дома, детские ясли, детские дома и сады, больницы, врачебные, фельдшерские, ветеринарные и агрономические пункты, хлебозапасные магазины, инвалидные дома, дома для престарелых, ночлежные дома и т.д.

    Таким образом, по сравнению  с законом 1924 г. социальная направленность будущих расходов не менялась - хозяйственное благоустройство и культурное развитие. 

    Запрещалось самообложение  на нужды административного характера (вознаграждения работникам местных  органов власти, содержание и оборудование для них помещений, канцелярские расходы и т.д.). Губернские и краевые исполнительные комитеты, а также совнаркомы автономных республик могли вносить некоторые изменения и уточнения, касающиеся использования средств самообложения, но не могли расширять установленный перечень.  

    Информация о работе Налогообложение частного сектора в СССР