Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить исторический период данного времени
исследовать налогообложение в частном секторе
Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.
Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.
Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………………………..3
1.АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4
2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11
3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СССР….............................19
3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….…...….19
3.2 Налог на сверхприбыль……………………………………………………….…..…22
3.3 Сельскохозяйственный налог………………………………………………….……25
3.4 Поимущественные налоги…………………………………...…………………...... 29
3.5Система самообложения населения………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
Размер отчислений от прибылей был резко снижен. В доход бюджета стала отчисляться лишь та часть прибыли, которая превышала потребности самих предприятий, причем предприятия были разделены на три группы:
предприятия, затраты которых на пополнение оборотных средств и на капиталовложения превышали прибыль; для них отчисления от прибыли были установлены в едином размере — 10%;
предприятия, не имеющие затрат на капитальные вложения (кроме капитальных ремонтов, покрываемых амортизацией) и на прирост оборотных средств, следовательно, не финансируемые на эти цели из бюджета; они отчисляли в бюджет 81% прибыли;
все остальные предприятия, для которых процент изъятия прибылей колебался от 10 до 81%, в зависимости от указанного выше основного принципа.
Для Государственного банка
отчисления от прибылей были установлены
в размере 50%, для прочих банков и
для госторговли — 85%. Чтобы усилить заинтересованность предприятий и
хозяйственных организаций в росте накоплений,
в их распоряжении оставались 50% прибылей,
полученных в результате перевыполнения
плановых заданий. Реформа 1930 г. в основном
оставила без изменения порядок исчисления
и внимания подоходного налога с кооперативных
предприятий. Налог снимался ежеквартально
в размере 17% балансовой прибыли.
3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА
К налогам, взимавшимся с частного сектора, относились косвенный промысловый налог, налоги, взимаемые с доходов, — подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог (впоследствии замененный подоходным налогом с колхозов), единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, поимущественные налоги — налог со строений, земельная рента, государственный налог на лошадей единоличных хозяйств. Кроме того, существовала система самообложения населения и отдельные натуральные повинности. Население также являлось плательщиком различного рода общегосударственных и местных пошлин и сборов (налог с наследств и дарений, военный налог, лицензионный сбор). Существовали также налоги, установленные республиканским законодательством: налог с транспортных средств, налог со скота, регистрационный сбор с владельцев собак и др. Эти налоги и сборы обычно взимались по внешним признакам — количеству у плательщиков тех или иных объектов: лошадей, автомобилей, велосипедов, лодок, быков, коров и другого скота, собак.
3.1 Промысловый налог
Промысловый налог есть налог, платимый промышленниками с дохода от промыслов, т.е. таких хозяйственных предприятий, в которых в качестве производительных элементов участвует капитал. Сюда относятся: ремесло (цехи), кустарное производство, мануфактуры, фабрики, заводы, торговля, банковские, страховые и транспортные предприятия, гостиницы, питейные заведения и пр.
Промысловый налог - первый денежный налог в промышленности Советского государства.
Изначально большевики
Промысловый налог был введен в июле 1921 года, он состоял из патентного и уравнительного сбора. Но в 1921 году уравнительный сбор вводился только в 58 крупных городах и составлял всего 3% с оборота, т.к. государственные, коммунальные предприятия и кооперативные заведения, распределяющие среди населения предметы первой необходимости, им не облагались. В феврале 1922 года к промысловому налогу были привлечены государственные и коммунальные предприятия и отменены льготы для кооперативов. Тогда же была повышена ставка патентного сбора, стоимость которого вносилась теперь по курсу довоенного рубля. Была также проведена дифференциация ставок налога в зависимости от видов товаров с повышенным обложением предметов роскоши. В ноябре 1922 года был введен подоходный налог, в отличие от промыслового учитывающий не величину оборота предприятия, а его доходность.3
Промысловый налог взимался с частных предприятий и промыслов. Налог помимо фискальной нагрузки (постепенно снижавшейся) использовался для регулирования направления и форм торгово-промышленной деятельности путем применения к различным предприятиям и промыслам различного порядка обложения (в процентном отношении к обороту и в твердых ставках) и различных по высоте ставок. Промысловый налог соответствовал налогу с оборота предприятий обобществленного сектора, так как объектом обложения был товарооборот. При этом существовал ряд различий. Если налог с оборота охватывал только обороты по реализации товаров, то промысловый налог помимо этого распространялся и на обороты по выполнению работ и оказанию услуг промыслового характера. Налог с оборота взимался однократно в одном звене, а промысловым налогом облагался товарооборот в каждом звене заготовительной или производственной и товаропроизводящей сети. Если налог с оборота взимался во всех случаях в определенном процентном отношении к облагаемому обороту, то по промысловому налогу для ряда мелких предприятий и промыслов были установлены твердые ставки, дифференцированные по виду промыслов, размерам применения наемного труда и по местностям, и лишь для более крупных предприятий было установлено обложение в процентном отношении к обороту в размере от 5% (для добычи или производства сырья, топлива и стройматериалов) до 45% (для производства крепких напитков, табачных изделий, парфюмерии и т.д.) этого оборота.
Закон о промысловом налоге устанавливал обязательную регистрацию предприятий и промыслов до начала их деятельности (или до начала окладного года), и за уклонение от этой регистрации предусматривались денежные штрафы. На штрафы приходилась значительная доля поступлений по указанному налогу.
После принятия Закона о колхозной торговле 20 мая 1932 г. легальная частная торговля, на которую выдавались регистрационные удостоверения, ограничивалась продажей с рук, с земли, с лотков галантереи, мелких железно-скобяных и щепных изделий, игрушек, фруктов и т.п. Закон 22 августа 1932 г. обязал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), органы прокуратуры и местные органы власти «принять меры к искоренению спекуляции, применяя к спекулянтам и перекупщикам заключение в концентрационный лагерь сроком от 5 до 10 лет без права применения амнистии». Частная торговля, носившая характер нелегальной спекуляции, превратилась из налогового правонарушения в уголовное преступление и не могла являться предметом промыслового обложения. Фактически субъектами обложения оставались только кустари и ремесленники, не применявшие наемного труда.
К косвенным налогам относилось также обложение магазинов, торгующих по повышенным ценам, различного рода сборы, доходы по которым зачислялись в местные бюджеты.
3.2 Налог на сверхприбыль
Обложение доходов частного сектора как до налоговой реформы 1930 г., так и в результате ее проводилось главным образом в форме подоходного налога с частных лиц и налога на сверхприбыль.
Подоходный налог с частных лиц являлся крупнейшим из платежей частного сектора в городе. Подоходный налог с момента его введения в 1922 - 1923 гг. имел прогрессивную шкалу ставок, с одной стороны, и дифференциацию этих ставок по классовому признаку — с другой. Основной льготой по налогу являлось полное освобождение от обложения военнослужащих, лиц, награжденных орденами Союза, героев труда, пенсионеров и пр. Из числа плательщиков, привлеченных к налогу, наиболее льготный порядок обложения был установлен для рабочих и служащих (и кооперированных кустарей и ремесленников), которые платили налог месячными окладами по заработку за данный месяц. Для этих категорий плательщиков были установлены наиболее низкие ставки налога и повышенный размер необлагаемого минимума. С рабочих и служащих налог удерживался у источника. Прочие плательщики подоходного налога разделялись по социальному признаку (по характеру получаемых ими доходов) на 5 групп:
литераторы, художники и т.п.;
кустари без наемных рабочих, врачи;
домовладельцы, лица свободных профессий (кроме врачей);
кустари с 1—2 наемными рабочими;
нетрудовое население — торговцы, кустари с 3 и более наемными рабочими, служители культов и т.п.
Для этих групп населения были установлены как различные размеры необлагаемого минимума доходов, так и различные ставки, построенные по типу скользящей прогрессивной шкалы. Смотреть таблицу 3.1.
Таблица 3.1 - Условия обложения подоходным налогом для отдельных категорий плательщиков.
Группы плательщиков |
Необлагаемый минимум годового дохода(в зависимости от местности),руб. |
Процент изъятия дохода при сумме годового дохода, руб. | |||
1000 |
3000 |
6000 |
12000 | ||
Рабочие и служащие |
900 - 1200 |
0,75 |
1,81 |
3,44 |
3,50 |
Литераторы, художники и т.п. |
900 - 1200 |
0,90 |
1,93 |
3,58 |
11,46 |
Кустари без наемных рабочих |
500 - 800 |
2,50 |
5,86 |
11,11 |
21,05 |
Домовладельцы и т.п. |
500 - 800 |
3,75 |
8,80 |
16,65 |
31,57 |
Кустари с 1 – 2 наемными рабочими |
500 - 800 |
4,00 |
9,83 |
18,42 |
35,58 |
Нетрудовое население4 |
500 - 800 |
4,80 |
12,33 |
23,25 |
40,79 |
Законами 31 мая 1931 г. и 27 октября 1932 г. был установлен особый порядок для не применяющих наемного труда некооперированных кустарей. Их доход стал определяться не в размере действительного заработка за определенный период, а по твердым нормам доходности, утверждаемым краевыми и областными финансовыми органами для отдельных видов промыслов на год вперед (фактически система единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности). Плательщики налога, кроме рабочих, служащих и кустарей, вносили в течение года авансы в счет налога, исчисляемые по доходам прошлого года, а по окончании года производился перерасчет.
Налог на сверхприбыль имел весьма малое и постоянно снижающееся фискальное значение: поступления по нему в бюджете 1931 г. составили 18 млн. руб., а в бюджете 1933 г. всего б млн. руб. Как отмечалось специалистами по налогообложению того периода, большая сложность этого налога (в частности, необходимость определения для отдельных частных предприятий какой-то «нормальной» прибыли) приводила к тому, что при практическом проведении налог взимался, как правило, в предельном дозволенном по закону размере, т.е. в размере 50% подоходного налога. По этой причине, а также потому, что количество плательщиков налога в связи с резким сокращением частной торговли в начале 1930-х гг. сократилось до минимума, предлагалась отмена налога на сверхприбыль как самостоятельного платежа и объединение его с подоходным налогом . Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.
В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был фактически преобразован в четыре налога: с колхозов, с колхозников, с единоличных трудовых крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств. В связи с тем что в 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен подоходным налогом с колхозов, а совхозы стали платить отчисления от прибыли, сельскохозяйственный налог превращается в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством.
В 1933 г. от обложения сельхозналогом была освобождена заработная плата рабочих и служащих, связанных с сельским хозяйством в связи с тем, что зарплата облагалась подоходным налогом.
С 1930 г. сельскохозяйственный налог перестает взиматься с доходов колхозников, получаемых по трудодням. С 1936 г. колхозники должны были уплачивать налог только с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем аналогичные ставки для обложения единоличных хозяйств. В течение 1933— 1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений.
3.3 Сельскохозяйственный налог
Сельскохозяйственный налог рассматривался государством в качестве одного из рычагов проведения коллективизации. В 1931 г. налог с колхозов взимался по сумме их валового дохода по пониженной и пропорциональной ставке, кроме того, был установлен ряд льгот хозяйствам колхозников. Подлежащий обложению доход колхозов исчислялся на основании их отчетности. Был предусмотрен ряд льгот производственного характера, из которых особенно важными были: полное освобождение от обложения дохода от прироста посева в 1931 г. в сравнении с 1930 г., освобождение или льготное обложение технических культур, огородов, садов, виноградников, полное освобождение от налога всего дохода от скота в колхозах и у колхозников.