Налогообложение частного сектора в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование налогообложения в частном секторе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить исторический период данного времени
исследовать налогообложение в частном секторе
Объектом изучения в моей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг.
Объектом исследования является налоги частного сектора в СССР.
Предметом исследования – изменение системы налогов частного сектора СССР.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………………………..3
1.АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА 1922-1930гг………………………….….4
2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 1930-1932гг……………………………….11
3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СССР….............................19
3.1 Промысловый налог……………………...………………………………….…...….19
3.2 Налог на сверхприбыль……………………………………………………….…..…22
3.3 Сельскохозяйственный налог………………………………………………….……25
3.4 Поимущественные налоги…………………………………...…………………...... 29
3.5Система самообложения населения………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая ТиИНО.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Размер отчислений от прибылей был резко снижен. В доход  бюджета стала отчисляться лишь та часть прибыли, которая превышала потребности самих предприятий, причем предприятия были разделены на три группы:

предприятия, затраты которых на пополнение оборотных средств и на капиталовложения превышали прибыль; для них отчисления от прибыли были установлены в едином размере — 10%;

предприятия, не имеющие  затрат на капитальные вложения (кроме  капитальных ремонтов, покрываемых  амортизацией) и на прирост оборотных  средств, следовательно, не финансируемые  на эти цели из бюджета; они отчисляли в бюджет 81% прибыли;

все остальные предприятия, для которых процент изъятия прибылей колебался от 10 до 81%, в зависимости от указанного выше основного принципа.

Для Государственного банка  отчисления от прибылей были установлены  в размере 50%, для прочих банков и  для госторговли — 85%. Чтобы усилить заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в росте накоплений, в их распоряжении оставались 50% прибылей, полученных в результате перевыполнения плановых заданий. Реформа 1930 г. в основном оставила без изменения порядок исчисления и внимания подоходного налога с кооперативных предприятий. Налог снимался ежеквартально в размере 17% балансовой прибыли.  

 

3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЧАСТНОГО  СЕКТОРА

 

К налогам, взимавшимся  с частного сектора, относились косвенный  промысловый налог, налоги, взимаемые с доходов, — подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог (впоследствии замененный подоходным налогом с колхозов), единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, поимущественные налоги — налог со строений, земельная рента, государственный налог на лошадей единоличных хозяйств. Кроме того, существовала система самообложения населения и отдельные натуральные повинности. Население также являлось плательщиком различного рода общегосударственных и местных пошлин и сборов (налог с наследств и дарений, военный налог, лицензионный сбор). Существовали также налоги, установленные республиканским законодательством: налог с транспортных средств, налог со скота, регистрационный сбор с владельцев собак и др. Эти налоги и сборы обычно взимались по внешним признакам — количеству у плательщиков тех или иных объектов: лошадей, автомобилей, велосипедов, лодок, быков, коров и другого скота, собак.

 

3.1 Промысловый  налог

 

Промысловый налог есть налог, платимый промышленниками с дохода от промыслов, т.е. таких хозяйственных предприятий, в которых в качестве производительных элементов участвует капитал. Сюда относятся: ремесло (цехи), кустарное производство, мануфактуры, фабрики, заводы, торговля, банковские, страховые и транспортные предприятия, гостиницы, питейные заведения и пр. 

Промысловый налог - первый денежный налог в промышленности Советского государства.

Изначально большевики придерживались лозунга об отмене денег и, как следствие, денежных налогов, но при переходе к НЭПу Советское правительство было вынуждено вернуться к прежней, существовавшей в Российской империи, традиции налогов и сборов. Первоначально центр тяжести был перенесен на косвенные налоги: акцизы, таможенные, гербовые и прочие сборы - в 1921 году на них пришлось 66,3% от общей суммы налоговых сборов, а за девять месяцев 1922 года они составили 72%.

Промысловый налог был введен в  июле 1921 года, он состоял из патентного и уравнительного сбора. Но в 1921 году уравнительный сбор вводился только в 58 крупных городах и составлял всего 3% с оборота, т.к. государственные, коммунальные предприятия и кооперативные заведения, распределяющие среди населения предметы первой необходимости, им не облагались. В феврале 1922 года к промысловому налогу были привлечены государственные и коммунальные предприятия и отменены льготы для кооперативов. Тогда же была повышена ставка патентного сбора, стоимость которого вносилась теперь по курсу довоенного рубля. Была также проведена дифференциация ставок налога в зависимости от видов товаров с повышенным обложением предметов роскоши. В ноябре 1922 года был введен подоходный налог, в отличие от промыслового учитывающий не величину оборота предприятия, а его доходность.3

Промысловый налог взимался с частных предприятий и промыслов. Налог помимо фискальной нагрузки (постепенно снижавшейся) использовался для регулирования направления и форм торгово-промышленной деятельности путем применения к различным предприятиям и промыслам различного порядка обложения (в процентном отношении к обороту и в твердых ставках) и различных по высоте ставок. Промысловый налог соответствовал налогу с оборота предприятий обобществленного сектора, так как объектом обложения был товарооборот. При этом существовал ряд различий. Если налог с оборота охватывал только обороты по реализации товаров, то промысловый налог помимо этого распространялся и на обороты по выполнению работ и оказанию услуг промыслового характера. Налог с оборота взимался однократно в одном звене, а промысловым налогом облагался товарооборот в каждом звене заготовительной или производственной и товаропроизводящей сети. Если налог с оборота взимался во всех случаях в определенном процентном отношении к облагаемому обороту, то по промысловому налогу для ряда мелких предприятий и промыслов были установлены твердые ставки, дифференцированные по виду промыслов, размерам применения наемного труда и по местностям, и лишь для более крупных предприятий было установлено обложение в процентном отношении к обороту в размере от 5% (для добычи или производства сырья, топлива и стройматериалов) до 45% (для производства крепких напитков, табачных изделий, парфюмерии и т.д.) этого оборота.

Закон о промысловом налоге устанавливал обязательную регистрацию предприятий и промыслов до начала их деятельности (или до начала окладного года), и за уклонение от этой регистрации предусматривались денежные штрафы. На штрафы приходилась значительная доля поступлений по указанному налогу.

После принятия Закона о колхозной  торговле 20 мая 1932 г. легальная частная торговля, на которую выдавались регистрационные удостоверения, ограничивалась продажей с рук, с земли, с лотков галантереи, мелких железно-скобяных и щепных изделий, игрушек, фруктов и т.п. Закон 22 августа 1932 г. обязал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), органы прокуратуры и местные органы власти «принять меры к искоренению спекуляции, применяя к спекулянтам и перекупщикам заключение в концентрационный лагерь сроком от 5 до 10 лет без права применения амнистии». Частная торговля, носившая характер нелегальной спекуляции, превратилась из налогового правонарушения в уголовное преступление и не могла являться предметом промыслового обложения. Фактически субъектами обложения оставались только кустари и ремесленники, не применявшие наемного труда.

К косвенным налогам относилось также обложение магазинов, торгующих  по повышенным ценам, различного рода сборы, доходы по которым зачислялись  в местные бюджеты.

 

3.2 Налог на сверхприбыль

 

Обложение доходов частного сектора как до налоговой реформы 1930 г., так и в результате ее проводилось главным образом в форме подоходного налога с частных лиц и налога на сверхприбыль.

Подоходный налог с  частных лиц являлся крупнейшим из платежей частного сектора в городе. Подоходный налог с момента его введения в 1922 - 1923 гг. имел прогрессивную шкалу ставок, с одной стороны, и дифференциацию этих ставок по классовому признаку — с другой. Основной льготой по налогу являлось полное освобождение от обложения военнослужащих, лиц, награжденных орденами Союза, героев труда, пенсионеров и пр. Из числа плательщиков, привлеченных к налогу, наиболее льготный порядок обложения был установлен для рабочих и служащих (и кооперированных кустарей и ремесленников), которые платили налог месячными окладами по заработку за данный месяц. Для этих категорий плательщиков были установлены наиболее низкие ставки налога и повышенный размер необлагаемого минимума. С рабочих и служащих налог удерживался у источника. Прочие плательщики подоходного налога разделялись по социальному признаку (по характеру получаемых ими доходов) на 5 групп:

литераторы, художники  и т.п.;

кустари без наемных рабочих, врачи;

домовладельцы, лица свободных профессий (кроме врачей);

кустари с 1—2 наемными рабочими;

нетрудовое население  — торговцы, кустари с 3 и более  наемными рабочими, служители культов  и т.п.

Для этих групп населения  были установлены как различные  размеры необлагаемого минимума доходов, так и различные ставки, построенные по типу скользящей прогрессивной шкалы.  Смотреть таблицу 3.1.

 

 

Таблица 3.1 - Условия обложения подоходным налогом для отдельных категорий плательщиков.

Группы плательщиков

Необлагаемый минимум годового дохода(в зависимости от местности),руб.

Процент изъятия дохода при сумме годового дохода, руб.

1000

3000

6000

12000

Рабочие и служащие

900 - 1200

0,75

1,81

3,44

3,50

Литераторы, художники  и т.п.

900 - 1200

0,90

1,93

3,58

11,46

Кустари без наемных  рабочих

500 - 800

2,50

5,86

11,11

21,05

Домовладельцы и т.п.

500 - 800

3,75

8,80

16,65

31,57

Кустари с 1 – 2 наемными рабочими

500 - 800

4,00

9,83

18,42

35,58

Нетрудовое население4

500 - 800

4,80

12,33

23,25

40,79


 

Законами 31 мая 1931 г. и 27 октября 1932 г. был установлен особый порядок для не применяющих наемного труда некооперированных кустарей. Их доход стал определяться не в размере действительного заработка за определенный период, а по твердым нормам доходности, утверждаемым краевыми и областными финансовыми органами для отдельных видов промыслов на год вперед (фактически система единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности). Плательщики налога, кроме рабочих, служащих и кустарей, вносили в течение года авансы в счет налога, исчисляемые по доходам прошлого года, а по окончании года производился перерасчет.

Налог на сверхприбыль имел весьма малое и постоянно снижающееся фискальное значение: поступления по нему в бюджете 1931 г. составили 18 млн. руб., а в бюджете 1933 г. всего б млн. руб. Как отмечалось специалистами по налогообложению того периода, большая сложность этого налога (в частности, необходимость определения для отдельных частных предприятий какой-то «нормальной» прибыли) приводила к тому, что при практическом проведении налог взимался, как правило, в предельном дозволенном по закону размере, т.е. в размере 50% подоходного налога. По этой причине, а также потому, что количество плательщиков налога в связи с резким сокращением частной торговли в начале 1930-х гг. сократилось до минимума, предлагалась отмена налога на сверхприбыль как самостоятельного платежа и объединение его с подоходным налогом . Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

В условиях сплошной коллективизации  сельскохозяйственный налог был  фактически преобразован в четыре налога: с колхозов, с колхозников, с единоличных трудовых крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств. В связи с тем что в 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен подоходным налогом с колхозов, а совхозы стали платить отчисления от прибыли, сельскохозяйственный налог превращается в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством.

В 1933 г. от обложения сельхозналогом была освобождена заработная плата рабочих и служащих, связанных с сельским хозяйством в связи с тем, что зарплата облагалась подоходным налогом.

С 1930 г. сельскохозяйственный налог перестает взиматься с доходов колхозников, получаемых по трудодням. С 1936 г. колхозники должны были уплачивать налог только с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем аналогичные ставки для обложения единоличных хозяйств. В течение 1933— 1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений.

 

3.3 Сельскохозяйственный  налог

 

Сельскохозяйственный  налог рассматривался государством в качестве одного из рычагов проведения коллективизации. В 1931 г. налог с колхозов взимался по сумме их валового дохода по пониженной и пропорциональной ставке, кроме того, был установлен ряд льгот хозяйствам колхозников. Подлежащий обложению доход колхозов исчислялся на основании их отчетности. Был предусмотрен ряд льгот производственного характера, из которых особенно важными были: полное освобождение от обложения дохода от прироста посева в 1931 г. в сравнении с 1930 г., освобождение или льготное обложение технических культур, огородов, садов, виноградников, полное освобождение от налога всего дохода от скота в колхозах и у колхозников.

Информация о работе Налогообложение частного сектора в СССР