ВВЕДЕНИЕ
Обоснованием
актуальности выбранной мною темы является то, что
процесс нормотворчества является неотъемлемой
частью существования любого общества
и государства в целом. Ведь, менялись
эпохи, на смену одним государствам приходили
другие, но неизменной оставалась цель:
обеспечение порядка, развитие различных
социальных процессов в рамках правовых
норм, совершенствование права и разви
– тие общества. Как отмечал Томас Гоббс:
«Только в государстве и обществе существует
всеобщий масштаб для измерения добродетелей
и пороков, и таким масштабом могут служит
лишь законы каждого государства и общества
в целом». Проще говоря, с того самого момента,
когда возникла необходимость регулирования
отношений между государством и обществом
в целом и отдельно в каждом из этих элементов,
и возникло нормотворчество.
Объектом исследования курсовой работы является исследование понятия нормо-творчества как особого вида социальной деятельности, анализ со всех позиций егомногогранности, взаимодействия и взаимоотношения его с другими социальными июридическими
понятиями в целом.
Соответственно, предметом исследования в данной курсовой работы
является рассмотрения понятия нормотворчества
как категории Теории Государства и Права,
то есть как отдельного понятия с его отличительными
особенностями. Таким образом, нормотворчество -это процесс организации начал в развитии, совершенст-
вовании уже существующих правовых и социальных
начал , активная сознательная (иногда
несознательная) деятельность в этих сферах
жизни: формы осуществления государственной
власти, процедуры создания норм права
и должного поведения … изучение взаимодействия
этих правовых норм с уже существующими
социальными нормами, творчество в общественной
сфере в целом .
Главными целями и задачами этого исследования является раскрытие поня -тия нормотворчества, детальное изучение и рассмотрение его основных структур -ных элементов, таких как правотворчество, правотворческий процесс, законотвор -ческий процесс со многими его стадиями, создание разного вида социальных и тех -нических норм поведения, многосложная система юридической техники с её основными принципами и закономерностями
и т. д.
Поставленные задачи обуславливают структуру курсовой работы, которая
сос -
тоит из введения,
четырех глав, раскрывающих сущность изучаемого понятия:
Глава I. Понятие нормотворчества; Глава
II. Правотворчество в РФ; Глава III. Основные
виды нормотворчества в РФ; Глава IV. Юридическая
техника. Важное значение имеет заключение
по исследованию, так как оно содержит
краткое обобщение изложенного материала,
основные проблемы нормотворчества и
пути их решения, возможные варианты дальнейшего
развития изучаемого понятия.
При проведении исследования автор использовал следующие теоретическиеи методологические
базы : Марченко М.Н. «Теория государства
и права» – М.1996 и «Общая теория государства
и права», Том 2. – М.1985; Венгеров А.Б. «Теория
государства и права» – М.: Юриспруденция,
2000; Бабаев В.К. «Общая теория права» - Н-н.
1993; Дюрягин И.Л., Приголкин А.С. «Правотворчество
в советском Государстве» – М.: юридическая
литература, 1974; Лазарев В.В. «Общая теория
права и государства» - М.1997; Явич Л.С. «Сущность
права» - М. 1985; Пиголкин Л.С. «Теория государства
и права» Учебник, 1980 и другая юридическая
учебная литература. Также использована экономическая учебная литература: Козлов Ю.М.,Овсянко Д.М., Попов Л.Л.
«Административное право». Учебник. – М.:
Юристъ, 2002; Котельникова Е.А., Семенцова
И.А., Смоленский М.Б. «Административное
право» - Р-н-Д.: Феникс, 2002 и другая литература.
Также использован «основной закон страны» -
Конституция РФ 1993 г. и Собрание актов
Президента и Правительства PФ I994 г. и другая
литература.
При написании курсовой работы использованы следующие методы проведения
исследования: анализ и синтез имеющихся нормативно-правовых актов
(Глава II, III ), исторический метод исследования (Глава I, IV), практический или исследова -тельский
метод (Глава III). Также в работе использован
формально – юридический метод исследования
(Глава I – IV) и исторический метод (Глава
I).
I. ПОНЯТИЕ
НОРМОТВОРЧЕСТВА
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
НОРМОТВОЧЕСТВА
Еще в
«Немецкой идеологии» было показано,
что право развивается из процесса разложения естественно сложившихся
форм общностей и возникновения отношений
собственности, с последующим развитием
феодальных и буржуазных отношений. Соответственно,
утверждение буржуазных отношений привело
не только к рецепции права, но и к настоящему
его развитию, а «юридическая иллюзия,
сводящая право к чистой воле, неизбежно
приводит – при дальнейшем развитии отношений
собственности – к тому, что то или другое
лицо может … иметь право на какую-нибудь
вещь, не обладая ею фактически», но на
деле «всякий раз, когда развитие промышленности
и торговли создавало новые формы общения
… право вынуждено было их санкционировать
как новые виды приобретения собственности» 1.
Зарождение
права в период становления
классового общества происходило
прежде всего там, где официально санкционировалось
и развивалось, прежде всего в сфере товарных
отношений – торговли и займов. Но! В это
же время санкционировалось убийство,
телесные повреждения, оскорбления, которые
считались принадлежностью к нормам морали
и религии, делом личной расправы (кровной
мести). И то и другое считалось нормальным!
А происходило это, как уже отмечалось,
с развитием классовых отношений и означало
перерастание права индивидов в нормы
общего характера, защищаемые государством,
т.е. развивалось объективное право из
субъективного права 2. Т.е. можно сказать, что в этом и заключается основная сущность нормотворчества,
когда его социальная основа (нормы морали,
религии, обычаев, ритуалов) служит «базой»
для развития права в целом, необходимости
его санкционирования для дальнейшего
развития взаимосвязи между обществом
и государством.
Такой путь
развития нормотворчества, от
защиты фактических отношений
до официального признания всеобщим
субъективного права в нормах
законов происходил стихийно. В дальнейшем такой путь нормообразования
остается, хотя уже не всегда занимает
господствующее положение. При последующем
развитии общества и государства, по мере
роста активности власти и рациональности
развития права, появляется другой путь
развития нормообразования, когда объективные
потребности господствующего способа
производства и общества формируют правосознание
и единую государственную волю, находящую
свое выражение в нормах законодательства,
нормах права. Таким образом, можно сказать
в обществе и государстве закрепляется
и правовая основа нормотворчества,
нормообразования.
Часто, при
первом пути развития нормотворчества,
процесс завершается в
ходе судебной практики, когда
под защиту берутся годами
и десятками лет формирующиеся
обычаи, ритуалы, нормы морали, содержащие соответствующие
общие правила. Тем самым, обыкновение
приобретает юридический характер. Ну
а при втором пути развития, нормотворчество
приобретает воле изъявительный государственный
характер, показывает его главенство над
обществом – здесь уже проявляется правовая
сущность этого понятия.
Таким образом,
можно сделать вывод, что сущность нормотворчества заключается в том, что оно имеет под собой две основы:
социальную и правовую, которые параллельно
развиваются и взаимодействуют между
собой на протяжении всего этапа становления
общества и государства. Еще можно сказать,
что первична все-таки социальность нормотворчества,
так как она существовала еще на начальных
этапах развития общества и государства,
выражаясь в санкционировании социальных
норм (норм морали, обычаев, религии, ритуалов
и т.д.) как основополагающих правил
поведения в обществе. Соответственно,
исходя из такого структурирования понятия
нормотворчества, выделились и два основных пути его развития,
развития правообразования в целом:
1) Создание
новых и развитие существующих социальных
основ поведения обществом;
2) Развитие
государственного правового нормообразования,
как результат роста активности государственной
власти и рационального отношения к развитию права.
Исходя
из этого, можно попробовать
дать определение понятию нормотворчества.
Итак, нормотворчество - это процесс создания и закрепления
социальных и правовых основ, правил поведения
в обществе и государстве, с последующим
их санкционированием в законодательных
актах государства и принятием некоторых
из этих основ в качестве, официально
незакрепленных, но действующих, имеющих
важное место во внутригосударственной
общественной жизни.
Для лучшего
понимания этого определения
можно привести очень простой пример: все знают,
что врать – нехорошо. Это не закрепляется
в нормативных актах, но действует в обществе,
и люди стараются придерживаться этого
правила, так как его нарушение - антисоциально.
Это пример созданной обществом социальной нормы, основы
поведения. Другое: все знают, что кража
чужого имущества – противозаконно. Эта норма находит свое отражение в нормативных актах (УК РФ , кпримеру),
охраняется государством, за ее нарушение
причитается наказание, устанавливаемое государством. Это пример создания, санкционирования государст -вом правовой нормы, основы
поведения.
Таким образом,
можно сказать, что нормотворчество
является сложным, многослойным
понятием, имеющим, как минимум,
социальную и правовую основы
своей деятельности, которые имеют и общие и различительные
особенности.
1.2 НОРМОТВОРЧЕСТВО
КАК СОВОКУПНОСТЬ
ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ
И ПРАВОВЫХ ОСНОВ
Из сказанного выше было определено,
что сущность нормотворчества состоит
в том, что оно включает в себя две составляющих:
социальную и правовую основы своей деятельности,
что эти основы имеют свои собственные
особенности и различия. Рассмотрим же
нормотворчество как совокупность этих
основ, иначе нельзя будет составить правильного
представления об этом понятии. Таким
образом, представителем правовой основы
нормотворчества можно выделить само
государство, которое и занимается правовым
закреплением норм, необходимых для полноценной
жизни общества в своей социальной среде
– в этом и выражается главная взаимосвязь
правовых и социальных основ нормотворчества,
соответственно государства и общества.
Рассмотрим же эту взаимосвязь ниже.
В огрубленной
схеме нормотворчество, как предлагает известный правовед
и политолог А.В. Мицкевиц, можно представить
так : материальные условия жизни общества
обуславливают его общую волю так или
иначе закрепить угодные ему отношения.
Соответственно формируется общественное
правосознание и юридический мотив. Соответственно,
это толкает законодателя создать новые
нормы поведения, выраженные в законе.
То, что государственная воля выражается
в законе в виде общих правил, известно.
И меньше внимания уделяется тому, что
такие правила берутся из жизни. Это значит,
что объективации государственной воли
предшествует процесс ее формирования
в качестве общеобязательного правила
поведения в самом обществе.
То, что
законодательная деятельность носит
практически – политический характер,
ни у кого не вызывает сомнения.
Однако эта деятельность просто
обязана включать в себя и нормотворчество – работу
теоретического характера. Ведь законодателю,
для удовлетворения потребностей общества,
необходимо открыть и сформулировать
«действительный закон» или «внутренние
законы духовных отношений», не подменяя
«социальную основу дела» своими выдумками
– так писал К.Маркс в своих ранних работах
о роли государства в нормотворчестве 3. Можно сказать больше: речь идет не просто
о том, что юридический закон не может
себя утвердить взамен объективной общественной
закономерности, но и о том, что сама законодательная
функция непременно включает в себя теоретическое
освоение действительности, волю в «теоретической энергии». Вот она истинная взаимосвязьнормотворчества,
общества и государства!
Таким образом,
когда речь идет о нормотворчестве, то приходится проводить
тонкую грань между тем, что воля в праве
по своему содержанию материально детерминирована,
и тем, что воля государства при нормотворчестве
не может противопоставляться объективным
социальной основам, должна их вскрывать
и переводить на язык закона государства,
то есть преобразовывать субъективное
социальное право в объективное государственное.
То есть
государство играет огромную
роль в процессе нормотворчества.
И ближайшим результатом такого
нормотворчества является принятие законов, которые содержат
юридические нормы, нацеленные на регулирование
и защиту социальных, производственных
и иных общественных отношений, угодных
обществу. Такие юридические нормы структурированы
и одновременно оказываются включенными
в систему права, т.е. представляют элемент
структуры действующего права. По этому
поводу остается добавить, что таким юридическим
нормам присущ генезис, который в отдельных
нормах выходит за рамки деятельности
законодателя, не сводится к государственной
воле, поскольку фактические образцы поведения
и правовых по природе отношений он (законодатель)
черпает не из каких-то категорических
императивов, заложенных в самом разуме,
а из самой жизни.