Нормотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и разви – тие общества.

Файлы: 1 файл

3.ВВЕДЕНИЕ,ТЕКСТ,ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

     Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Абстрактный способ сводится к обобщению многих действий в одно, или обобщению понятий в одно, без детальных описаний. При казуистическом способе обстоятельства, соответственно, детально описываются. Например, детально перечисляются в УК РФ и КоАП  РСФСР  обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

     В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы нормы излагаются в одной статье, при ссылочном способе существует ссылка на один или несколько элементов нормы права (гипотезы, диспозиции, санкции) к иной статье. Бланкетный способ  состоит в том, что дается ссылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, «нарушение правил пожарной безопасности» (ст.219 УК РФ). Сами правила многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма остается неизменной.

 

             

          4.3  ТЕХНИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

    

      Техника систематизация нормативных актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их   более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

     Помимо  указанной выше первичной формы,  существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

     Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.

     Особенность  инкорпорации как формы систематизации  в том, что при создании инкорпорированных  сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.    

     Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений.

     Суть кодификации  заключается в разработке и  официальном принятии сводного, единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов, которые ранее действовали в этой сфере.

 

                            

                         4.4   ТЕХНИКА УЧЕТА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

    

     Разновидностью юридической техники является и техника учета нормативных актов. Во-первых, это необходимо для целей правотворчества и нормотворчества в целом. Чтобы подготовит норму права, нужно знать состояние действующего законодательства по соответствующему вопросу. Это необходимо и для подготовки перечня актов, подлежащих отмене всвязи с принятием нового акта. Во-вторых, учет нормативных актов необходим для успешного правильного применения права, так как важно знать, что должно применяться 30.

     Учет нормативных  актов ведется как в правотворческих  органах, так и в органах,  применяющих право: в органах  управления, суда, прокуратуры, и  в юридических учебных заведениях. Рассмотрим три вида учета  нормативных актов: журнальный, картотечный, с помощью электронно-вычислительной техники.

     Журнальный учет - наиболее простой вид учета нормативных актов. Он состоит в том, что в учреждении ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту присваивается особый номер, под этими номерами  они и хранятся.

     При хронологическом  учете все поступающие акты  учитываются в журнале отдельно  по видам актов (законы, постановления,  приказы министра и т.д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия. При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институту).

     Картотечный учет – более удобная и совершенная форма учета. В этом случае на каждый нормативный акт заводится карточка, в которой фиксируются все реквизиты, составляющие титул нормативного акта. В картотеке могут быть и другие отметки: об отмене, изменении, об издании других актов. При алфавитно-предметном порядке предмет регулирования обозначается словами-терминами, размещенными в алфавитном порядке и определяющими раздел картотеки.

     Но на  практике используется предметно-системный порядок. Следует иметь ввиду, что указом Президента РФ от 15 марта 2000 года утвержден новый общеправовой классификатор отраслей законодательства.

     Наряду  с картотекой хранятся контрольные  экземпляры нормативных актов,  в которых делаются различные  пометки. Если акт  отменен,  утратил силу, то  об этом  делается   отметка и приводится титул нового нормативного акта. Текст акта перечеркивается. Если акт отменен частично, изменен или дополнен, то об этом также делается пометка («частично утратил силу», «изменен», «дополнен») и приводится титул акта, с помощью которого эти изменения и дополнения сделаны. Если произведены какие-то изменения и дополнения в акте, то измененная статья  перечеркивается, вклеивается новый текст  статьи с изменениями и дополнениями с указанием титула акта, изменившего или дополнившего статью.

     Учет нормативных актов с помощью ЭВМ – наиболее современный  и   эффективный способ учета нормативных актов. Первоначально в 70-х гг.  автоматизированные  информационно-поисковые правовые системы (АИПС) создавались в  рамках  отраслевых автоматизированных  систем  управления (ОАСУ): ОАСУ  «Здравоохранение»,  ОАСУ «Труд», ОАСУ «Стройбанк», ОАСУ Министерства  текстильной  промышленности  РСФСР   и   др.

     В 1975 году  был  введен  государственный   учет  нормативных  актов  СССР  и   союзных республик, который базировался на межотраслевой АИПС «Законодательст-во». Был создан информационно-правовой центр Всесоюзного научноисследователь- ского института советского  законодательства (ВНИИСЗ), который  разрабатывал  АИПС «Законодательство». Сейчас это учреждение называется Институтом законодательства  и сравнительного правоведения при правительстве РФ и занимается проблемами, возникающими при создании и реализации нормативных актов.

     Таким образом,  весь спектр приемов и методов  юридической и законодательной техники служит не только улучшения качества создания и закрепления различных норм общественного и правового поведения, но и является той неотъемлемой структурной единицей, без которой невозможно было бы существования понятия нормотворчества как такового.

                                                             

 

                                                  

                                             

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    

    

     Итак, в итоге данного исследования, хотелось бы кратко обобщить рассмотренный материал, постараться  сделать общие выводы и предложения по предмету   нормотворчества, выделить его основные проблемы и пути их преодоления, научные перспективы изучения и применения.

     Таким образом,  можно выделить основные функции  нормотворчества, что достаточно  просто сделать на основе вышеизложенного  материала. Это обоснование и совершенствование правовых и социальных основ общества, развитие демократизма, законности в обществе и государстве, развитие социальной инженерии (создание с помощью права новых общественных отношений, его творческая роль), поддержание и развитие основных принципов нормотворчества, решение насущных проблем социальной и политической жизни.

      Да, всё  это необходимо решать, совершенствовать  правовые и социальные основы  общества, но сначала необходимо  решить те проблемы, которые возникают  на пути самого нормотворчества,  мешая ему развивать и совершенствовать  свои правовые и социальные основы.

     Это и  проблема необходимости научной  проработки важных норм, учёт  научных знаний о необходимости  принятия их на основе «социального  заказа общества». Сюда можно  отнести и необходимость разработки  прогноза появления той или  иной социальной и юридической нормы, когда при игнорировании данной проблемы, действует известное высказывание В.Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Решением этой проблемы, в какой-то степени, занимается юридическая техника с помощью своих специфичных механизмов. Весьма специфична и проблема утраты фактической надобности нормы права, когда она как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу (становится «фусом» - значит, что акт утратил силу). Например, при подготовке Свода законов СССР в 70-80-х годах пришлось признать официально утратившими силу множество «забытых» актов, не отмененных и не действующих с 1918 года. Ещё одна большая проблема нормотворчества – это существование так называемой «обратной силы закона», т.е. распространение его действия на отношения, возникшие в прошлом, до его принятия. Так, часть 1, статьи 54 Конституции РФ признает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Увы! В практике СССР в начале 60-х годов была придана обратная сила закону. В результате, был пересмотрен ряд приговоров для некоторых ранее осужденных лиц, что привело к осуществлению смертной казни некоторых из них (эти данные взяты из книги известного советского политолога Дрейшева Б.В. «Проблема обеспечения качеств закона» от 1988 г ). Все это приводит к развитию в государстве и обществе возможности манипулирования социальными и юридическими нормами группами лиц и отдельными индивидами, и, соответственно, действует принцип «закон как дышло – куда ввернул, туда и вышло».

     Естественно,  сначала нужно решить эти проблемы, а для этого необходимо, в первую  очередь, менять взгляды на  роль права и общества, становящихся  во многих областях жизни единственным  средством и способом регулирования,  стабилизации общественных отношений, преодоления резко негативных процессов, которые могут вообще составить, в конечном итоге,  угрозу человечеству.

     Надежда на нормотворчество,  использование  и понимание ценности  нормотвор–чества – таков основной вектор современного социального и политического развития. Не случайно все социальное пространство заполняется договорами, конвенциями и иными нынешними социальными и политическими формами общежития государства и общества в целом, народов, коллективов, личностей. Не случайно и то, что юридическое образование, формирование юридически и социально грамотных граждан становится неотъемлемой частью современной жизни!

1  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., том 1, 3. С. 63, 64, 162

2  Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 114, 117, 153

3  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., том 1, 3. С.  440, 359

4  Нашиц А. Правотворчество. – М., 1974. С. 24

5  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.1, С. 440

6   Лукич Р. Методология права - М.: Прогресс,1981. -  215 с.

7   Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 117

8   Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства, учебник. - М.: Юридическая     литература, I994. С. 123

 

9   Дюрягин И.Л., Приголкин А.С.  Правотворчество в советском Государстве – М.:  Юридическая литература,     1974.      С. 157

10  Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ № 12. – М.: Государство и право, 1994. С. 27

11  Алексеев С.С. Как готовить закон. – М.: Известия,  I992. I4 декабря

12  Собрание актов Президента и Правительства P.Ф. I994.- №15  Ст.1173.

13   Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право.  - Ростов-на-Дону.: Феникс,       2002. С. 271

14  Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 153

15  Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов-на-Дону.:   Феникс,      2002.  С. 274

16  Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. С. 116

17  Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 322

18  Бабаев В.К.  Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 188

19  Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 321-322

20  Бабаев В.К.  Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 191- 192

21  Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993 С.1 192

Информация о работе Нормотворчество