Нормотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и разви – тие общества.

Файлы: 1 файл

3.ВВЕДЕНИЕ,ТЕКСТ,ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

      Первый - предварительное формирование  государственной воли, внешне выражается  в составлении проекта нормативного акта. Данная ситуация носит подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают правовых норм. Она создает основу для последующих стадий, являясь предпосылкой принятия акта. Здесь можно выделить ряд самостоятельных этапов: принятие решения о разработке проекта акта, подготовка проекта, его обсуждение, согласование и доработка.

     Второй - официальное  возведение государственной воли  в норму права, т.е. издание  нормативного акта. На этом этапе  правотворческого процесса решающее значение имеет  деятельность самого правотворческого органа. Сюда мы относим внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, непосредственное обсуж-дение проекта, принятие нормативного акта и его опубликование 9. Перечисленные стадии присущи всем видам правотворчества.

     Наиболее  полно они проявляются при  издании законов высшими законодательными  органами государства. Эта деятельность  наиболее полно моделирует правотворческий  процесс, и хотелось бы остановиться  более подробно на ней с точки зрения стадийности, как одного из видов правотворчества.

 

                                    

                    

 

 

 

 

 

 

       2.3  ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ КАК

   РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОТВОЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РФ

    

  

     Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное, но, памятуя о том, что законы занимают в правовой системе особое поло-жение, мы выделяем в законотворческом процессе ряд характерных признаков.

     Следует  рассмотреть каждую стадии законотворческого процесса более подробно.

     Итак, первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется  тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует  реальным  общественным  потребностям.                                                                                                               Создается концепции нормативного акта, в которой указывается… отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования 10.

     Естественно  важным является вопрос о том,  кто готовит законопроект. Основные  адресаты в планах законопроектных  работ - Министерство финансов, Прокуратура РФ, Министерство юстиции. Основная тяжесть работы ложится на работников аппарата этих государственных структур, что влечет ряд негативных последствий.

     Сложившаяся  ситуация естественно привлекает  внимание ученых-правоведов. Большинство склоняется к тому, что подготовкой законопроектов аппарат заниматься не должен. В частности  С.С. Алексеев говорил: "Закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума должен создаваться талантливыми личностями. Настоящие законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к выработке законов людей с конструктивным мышлением" 11.

     Еще один  момент, на котором бы хотелось  остановиться. Это законотворческая  деятельность членов парламента. Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое должны активно использовать.

     Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить:

    

     1. Создание концепции будущего закона;

     2. Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и изучение соответствующего мирового опыта;

     3. Непосредственная  работа над текстом проекта;

     4. Экспертиза  готового законопроекта.

     Особое  внимание следует уделить разработке концепции будущего закона - ее экономическому, социально-политическому контексту. Содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени и экономическим условиям,  учитывать национальный менталитет и особенности российского правоприменения.

     Обсуждение, доработка и согласование  проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов.

Затем законопроект поступает  на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.

     Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права.

Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

     Можно выделить  четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа,  непосредственное обсуждение проекта,  принятие закона, его обнародование (опубликование).

      В юридической  литературе принято выделять  два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.

     Первый - кооперативное  внесение, когда законотворческий  орган обязан рассмотреть поставленный  вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта. 

     Второй - факультативное  внесение, когда от руководства  законотворческого органа зависит,  поставить ли в повестку дня  внесенный проект или оставить  его без рассмотрения, направить  ли для доработки или редактирования. Здесь может использоваться право законодательной инициативы.

     Согласно ст.104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен -ной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд.

     Право законодательной  инициативы возникает только  с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и принять решение.

     Проекты  законов и законодательных предложений  представляются к рассмотрению  вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование, проводится регистрация законопроекта.

     Зарегистрированный  законопроект или законодательное  предложение для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о дальнейшей работе над ним, как правило, направляются в соответствующие комитеты Государственной Думы и одновременно в комитет по законодательству.

Здесь необходимо отметить, что некоторые ученые включают еще "две дополнительные стадии официального прохождения проекта нормативного акта в законотворческом органе. Это рассмотрение и доработка проекта во вспомогательном аппарате законотворческого органа и включение в повестку дня заседания законотворческого органа рассмотрения внесенного проекта". Такую точку зрения высказывают авторы монографии "Правотворчество в СССР".

     Следующая стадия - это внесение  законопроекта в повестку дня заседания законотворческого органа, чаще всего это Государственная Дума. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.

     Обсуждение любого проекта начинается с доклада по нему. В качестве докладчика, как правило, выступает инициатор законопроекта. В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия  рассматривае -мого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

     По результатам  обсуждения Государственная Дума  одобряет основные положения  проекта или отклоняет его. Проводится и второе чтение законопроекта.

     Принятие официального решения  по проекту законодательного  акта - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе.

     После  детального обсуждения законопроект  принимается в целом. Решение по актам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой нормативные акты в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен в  Со - вете Федерации. Если  возникают разногласия, то  создается специальная комиссия,которая рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной  Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

      Законы РФ подписываются и обнародуются Президентом РФ в течение 14 дней. Президент вправе вернуть до истечения указанного срока Федеральный закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах парламента.

      Процесс создания закона завершается его опубликованием. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Опубликование законов осуществляется в соответствии с Указом Президента "0 порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов" 12. Законы публикуются в "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". С этого момента закон считается официально действующим на территории РФ. На этом процесс создания закона заканчивается.

                         

             

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА В РФ

 

              

                3.1 МЕСТНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО

    

        Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму  осуществления     народовластия.   Субъектом    местного   самоуправления    является    объединение    жителей определенной территории, имеющих общие интересы в решении вопросов местного значения. Важная роль принадлежит нормативному способу самоуправления, когда решения муниципального образования принимаются в форме общего обязательного правила поведения, т.е. нормы, или нескольких взаимосвязанных норм.

     Внешней формой выражения  и закрепления норм муниципальных  образований является документ  – нормативный акт, издаваемый  органом местного самоуправления  или принимаемый непосредственно  населением; он фиксирует волю местного сообщества, конституирует ее. Именно в актах и через них проявляется и существует совокупная воля населения 13.

     Социально-правовая  природа нормативных актов местного  самоуправления предопределяется  следующими обстоятельствами:

     а) В соответствии  с Конституцией России местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно, (статья 12 Конституции Российской Федерации). 

     б) Органы местного самоуправления являются одними из органов, через которые носитель суверенитета – народ осуществляет принадлежащую ему власть (статья 3 Конституции Российской Федерации).

      В соответствии  со статьей 133 Конституции Российской  Федерации местное самоуправление  гарантировано правом на судебную  защиту, то есть неисполнение  регулятивных правовых норм местных органов самоуправления, дает ему право обратиться в суд. Именно суд определяет меры ответственности на основании Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и законов субъектов Федерации. В то же время, часть 3 статьи 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не исключает возможности передачи права  определять  меры  юридической  ответственности  за нарушение нормативных правовых актов местного самоуправления самим органам местного самоуправления.

Информация о работе Нормотворчество