Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и разви – тие общества.
Первый
- предварительное формирование
государственной воли, внешне выражается
в составлении проекта норматив
Второй - официальное
возведение государственной
Наиболее
полно они проявляются при
издании законов высшими
2.3 ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ КАК
Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное, но, памятуя о том, что законы занимают в правовой системе особое поло-жение, мы выделяем в законотворческом процессе ряд характерных признаков.
Следует
рассмотреть каждую стадии зако
Итак, первым этапом законотворческого процесса является
подготовка проекта закона. Принятие решения
о подготовке законопроекта знаменует
собой начало законотворческого
процесса. С принятием такого решения
определяется тема будущего акта, его
общая направленность. Очень много зависит
от того, каков законопроект изначально,
как подана его основная идея и насколько
он соответствует реальным
Естественно
важным является вопрос о том,
кто готовит законопроект. Основные
адресаты в планах
Сложившаяся
ситуация естественно
Еще один
момент, на котором бы хотелось
остановиться. Это законотворческая
деятельность членов
Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить:
1. Создание концепции будущего закона;
2. Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и изучение соответствующего мирового опыта;
3. Непосредственная работа над текстом проекта;
4. Экспертиза готового законопроекта.
Особое внимание следует уделить разработке концепции будущего закона - ее экономическому, социально-политическому контексту. Содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени и экономическим условиям, учитывать национальный менталитет и особенности российского правоприменения.
Обсуждение, доработка и согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов.
Затем законопроект поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.
Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права.
Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.
Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие закона, его обнародование (опубликование).
В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.
Первый - кооперативное
внесение, когда законотворческий
орган обязан рассмотреть
Второй - факультативное
внесение, когда от руководства
законотворческого органа
Согласно ст.104 Конституции РФ правом
законодательной инициативы обладают:
Президент РФ, Совет Федерации,
Право законодательной инициативы возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и принять решение.
Проекты
законов и законодательных
Зарегистрированный
законопроект или
Здесь необходимо отметить, что некоторые ученые включают еще "две дополнительные стадии официального прохождения проекта нормативного акта в законотворческом органе. Это рассмотрение и доработка проекта во вспомогательном аппарате законотворческого органа и включение в повестку дня заседания законотворческого органа рассмотрения внесенного проекта". Такую точку зрения высказывают авторы монографии "Правотворчество в СССР".
Следующая стадия - это внесение законопроекта в повестку дня заседания законотворческого органа, чаще всего это Государственная Дума. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.
Обсуждение любого проекта начинается с доклада
по нему. В качестве докладчика, как правило,
выступает инициатор законопроекта. В
докладе любого инициатора проекта освещаются
По результатам
обсуждения Государственная
Принятие официального решения по проекту законодательного акта - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе.
После
детального обсуждения
Законы РФ подписываются и обнародуются Президентом РФ в течение 14 дней. Президент вправе вернуть до истечения указанного срока Федеральный закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах парламента.
Процесс создания закона завершается его опубликованием. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Опубликование законов осуществляется в соответствии с Указом Президента "0 порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов" 12. Законы публикуются в "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". С этого момента закон считается официально действующим на территории РФ. На этом процесс создания закона заканчивается.
III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА В РФ
3.1 МЕСТНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО
Местное самоуправление
Внешней формой выражения
и закрепления норм
Социально-правовая
природа нормативных актов
а) В соответствии
с Конституцией России местное
самоуправление в пределах
б) Органы местного самоуправления являются одними из органов, через которые носитель суверенитета – народ осуществляет принадлежащую ему власть (статья 3 Конституции Российской Федерации).
В соответствии
со статьей 133 Конституции Российской
Федерации местное