Нормотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и разви – тие общества.

Файлы: 1 файл

3.ВВЕДЕНИЕ,ТЕКСТ,ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

     Нормы права  и обычаи обладают рядом общих  признаков, присущих всем социальным  нормам: являются общими, обязательными  правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном  обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

     Важность  обычаев и их роль в жизни общества выражается, прежде всего, в том, что обычаи вместе с другими неправовыми актами - регуляторами общественных отношений действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

     Таким образом,  независимо от формы и содержания, а так же особенностей реализации  обычаев, независимо от того, как они осуществляются сами по себе или во взаимосвязи или взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.

     Далее проследим соотношение права и морали:

 Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе.

     Мораль  имеет внутренний и внешний  аспекты. Первый  выражает глубину  осознания индивидом своего собственного Я, т. е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне " 20.

     Связь между  правом и моралью обусловлена  той ролью, которую мораль занимает  в системе нормативного регулирования.  Наряду с правом мораль доминирует  в этой системе. Нужно добавить, что, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями.

     Единство же права и морали выражается в том, что они имеют следующие сходные черты:

     а)  право и мораль являются надстроечными категориями, обусловленными факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

     б) право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения.

    в) право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей.

    г)    право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей 21.

    Однако наряду  с рассмотренными общими чертами  право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем:

     1. Право  и мораль различаются, прежде  всего, по способам их установления.

     2. Право  и мораль различаются по методам  их обеспечения.

     3. Право  и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных форм выражения. 22

     4. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за   их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, а при нарушении норм морали - выговор, замечание, исключение из общественной организации и т.п.).

     Необходимо  так же отметить, что право  и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга 23.

     Право и  мораль - не антиподы, а соперники,  они по - разному оценивают одни  и те же факты, между ними  тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве случаются и  "лобовые столкновения", так  как мораль требует от человека  больше, чем право, судит строже. Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль "запрещает" и, наоборот, закон "запрещает", а мораль "разрешает" 24.

     Теперь  оценим соотношение права и  корпоративных норм:

     В целях  организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого, носит локальный характер.

     Нормы общественных  организаций правового характера  могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят в основном от государства.

     Из вышесказанного  можно сделать вывод, что корпоративные  нормы в значительной мере  схожи с правовыми. Положения,  содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном  законе " Об общественных объединениях " и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения 25.

    Далее попробуем соотнести право и социально-технические нормы:

     Наряду  с социальными  нормами в  обществе существуют и действуют  социально-технические нормы. По мнению профессора М.Н. Марченко, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет его природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, " социальную включенность " этой нормы 26.    

      Технические нормы в своей сути определяют " наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными  объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм " 27.

      Научно-технические,  технологические нормы, получившие  положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются  в юридических актах и обретают  значение государственного стандарта.  Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государствен -ным органом и выражается в юридическом акте. Техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической нормой.

     Разумеется, технические нормы не могут  существовать изолированно, в отрыве  от социальных норм.    

                                      

                          

                      IV. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА      

 

                 

               4.1  ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

 

     Неотъемлемой частью нормотворчества является юридическая техника. Что это такое? Юридическая техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления, юридических документов, их систематизации и учета. Ее целью является рационализирование юридической деятельности, дости –жение   ясности,  простоты,  краткости,  определенной  стандартности,  единообразия (унифицированности) юридических документов.

     Существуют  многочисленные научные труды,  посвященные юридической техники.  Здесь  уместно будет привести  лишь общие соображения на  этот счет.

     Прежде  всего, юридическая техника – это, по сути, деловые обыкновения сложившиеся в разных странах в ходе правотворческих процессов. Они могут быть закреплены в специальном нормативном акте, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев. Конечно, это не самый эффективный способ «делать законы». По крайней мере, мечтой многих ученых – юристов является принятие специального нормативного акта о нормативных актах – как и кто должен их готовить, какие общественные отношения должны быть урегулированы законом, а какие подзаконными актами и т.п. Но пока в этой области действуют деловые обыкновения и рекомендации, в частности по подготовке ведомственных актов, доктринальные положения.

     Юридическая  техника охватывает вопросы построения  актов (преамбулы, разделы, главы,  статьи), определение терминов, использование  формулировок (четкость, однозначность, грамотность и т.д.).

     Но юридическая  техника – это не только  приемы подготовки нормативных  актов, это еще и оценка акта  с позиции выражения «социального  заказа», отсутствия пробелов, недопустимости  внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п.

     Различаются  следующие виды юридической техники:  законодательная (нормотворческая)  техника, техника систематизации  нормативных актов, техника

учета нормативных актов  и так далее 28. Рассмотрим эти виды чуть ниже.

 

                                           

 

                4.2  НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

 

   

     Нормотворческая,  прежде  всего  законодательная  техника - это система правил  и приемов подготовки,  наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства. Нормотворческая техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в тоже время достаточно кратко. Экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Во-вторых, цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

     Основные  правила нормотворческой техники  можно подразделить на три  вида:

     1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов:

     У каждого  нормативного акта должны быть  необходимые реквизиты, которые  отражали бы его юридическую  силу, предмет регулирования, сферу  действия, придавали бы ему официальность.

     Каждый  нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

     Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер. Реквизиты нормативного акта – его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, - взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

     2. Правила, относящиеся к содержанию  и структуре нормативного акта:

     Нормативный  акт должен иметь достаточно  определенный предмет регулирования  и быть рассчитан на регулирования однородных общественных отношений. Он не может регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

     В числе  правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать следующие:

-  нормы  общего  характера  должны  помещаться   в  начале  нормативного  акта;

- Каждая глава нормативного  акта состоит из статей, которые  в свою очередь могут подразделяться  на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, то есть одна нумерация идет через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. Например, в УК РСФСР 1960 г. имелись три статьи под номером 198, одна из них обозначалась маленькой цифрой 1 (называется «статья 198-прим»), другая – цифрой 2 (называется «статья 198-два») 29.

     3.  Правила и приемы изложения  норм права (язык нормативных  актов):

     Общее правило  изложения норм права состоит  в том, они должны быть краткими, четкими и определенными. За многословием может потеряться основной смысл нормы.

     Чтобы достигнуть  оптимальности используются различные приемы изложения норм права. Они различаются по следующим признакам:

     Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть выражена в виде нормативного или повествовательного предложения с использованием нормативных терминов: «запрещено», «обязан», «имеет право» и т.д. Но часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это допустимо, но нежелательно. Например, ч.1 ст. 59 АПК РФ изложена так: «Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению…» Более точно она могла быть изложена с использованием нормативных терминов: «Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства …» и т.д.

Информация о работе Нормотворчество