Нормы права и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в выявлении сущности норм права и средств, объективно обладающих способностью обеспечивать повышение эффективности применения норм права, а также в установлении условий, при которых потенциальная способность таких средств оказывать позитивное влияние на правоприменение может быть реализована.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• выявить природу и раскрыть сущностные свойства норм права;
• раскрыть содержание и установить критерии оценки эффективности реализации в ходе правоприменения стоящих перед ним целей;
• определить, каково содержание деятельности по повышению эффективности применения норм права с точки зрения используемого в ней инструментария;
• обосновать системный характер юридических и неюридических средств повышения эффективности применения норм права;
• выработать конкретные предложения по совершенствованию существующей системы средств повышения эффективности применения норм права.

Содержание работы

Введение
1. Нормы права
1.1 Понятие нормы права
1.2 Структура правовых норм
1.3 Виды правовых норм
2. Эффективность правовых норм
2.1 Понятие эффективности норм права
2.2 Классификация целей и уровни эффективности норм права
3.Проблемы эффективности правовых норм и средства ее повышения
3.1 Проблемы эффективности норм права
3.2 Средства повышения эффективности правовых норм
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Нормы права и их эффективность1.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

2.2 Классификация целей  и уровни эффективности норм  права

 

Критерием оценки эффективности  правовых норм являются их цели, для  достижения которых была создана  норма. Для правильного решения  вопроса о целях необходимо исходить из общетеоретических положений  о целях. Цель – это категория, обозначающая заранее мыслимый результат  сознательной деятельности человека, общества в целом. Добиваясь осуществления  поставленных целей, человек прибегает  к выбору необходимых средств.

Степень эффективности правовых норм должна устанавливаться с помощью  критериев, под которыми следует  понимать определенные измерители полноты достижения его целей. О достижении поставленной цели позволяют судить определенные показатели.

Рассмотрим показатели эффективности  правовых норм на примере целей наказания. Целями наказания согласно являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение преступлений. В свою очередь, предупреждение преступлений проявляется в двух формах. Первой формой является общее  предупреждение преступлений, т.е. нормы  уголовного закона имеют своей целью недопущение совершения каких бы то ни было преступлений вообще (общая превенция). Второй - специальное предупреждение преступлений, т.е. предупреждение новых преступлений освобождаемых и их исправление (частная превенция) 7.

Показателем достижения частной  превенции служит несовершение нового преступления лицом, освобожденным от наказания. Следовательно, одним из показателей эффективности применения того или иного вида уголовно-правового принуждения служит состояние рецидивной преступности. Снижение рецидива со стороны лиц, подвергшихся определенной мере наказания, при условии хотя бы стабилизации общего состояния преступности, вероятно, тоже можно рассматривать как положительный эффект применения этой меры. Таким образом, ряд ученых поддерживают точку зрения, что единственно реальным показателем эффективности наказания является уровень рецидива после освобождения за достаточный промежуток времени, другие – уровень рецидива во время отбывания наказания и после него вплоть до снятия судимости.

Совершение нового преступления освобожденным является показателем  неэффективности примененного института. Однако необходимо иметь в виду, что «предположение о прямой связи между рецидивом и состоянием уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и практики применения закона в большинстве случаев ошибочно фактически, т.к. оно не учитывает влияния на рецидив ряда других социальных факторов и вытекает из преувеличения роли и возможностей уголовного права в борьбе с преступностью, по сути дела приписывает ему в этой области решающую роль».

Следовательно, когда затрагиваются  вопросы о повторном совершении преступлений как показателе неэффективности  наказания, речь идет о связи между  одной из причин явления с самим  явлением, т.е. повторность рассматривается  в качестве показателя неэффективности  лишь в той мере, в какой является результатом несовершенства действующего уголовного законодательства и практики его применения8.

Как цель соответствующего воздействия исправление представляет собой изменение взглядов и привычек человека, которое исключает совершение им новых преступлений хотя бы из страха перед наказанием. Показателем исправления  осужденных является: формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития  и стимулирования правопослушного поведения.

Эффективность действия правовых норм зависит от определенных субъективных и объективных условий, которые  относятся как к самому праву, так и к сфере его реализации. Характер взаимосвязи правовой нормы с различными сторонами общественной жизни и определяет те условия, которые обеспечивают эффективность ее действия9.

Эти условия можно рассмотреть  с различных точек зрения, проанализировать в разных аспектах. Но наиболее продуктивно  классифицировать условия эффективности  действия нормы по основанию, связанному с элементами механизма действия права. С этой точки зрения, условия  эффективности действия нормы будут  относиться, во-первых, к самой норме; во-вторых, к деятельности правоприменительных  органов; в-третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы.

Условия, относящиеся к  самой норме, можно обозначить как  факторы совершенства законодательства, под которым имеется в виду соответствие правовых норм тем общим  и конкретным социально-экономическим, идеологическим, культурно-психологическом  и организационным условиям, в  которых они будут действовать.

Для соблюдения этих условий  необходимо обеспечить подготовку и  принятие таких норм, которые были бы научно обоснованы, соответствовали  целям развития законодательства на основе объективных потребностей общества. Вполне понятна в связи с этим задача правовой науки: разработать  систему критериев (показателей), характеризующих  степень совершенства издаваемых норм как в содержательном, так и в технико-юридическом смысле10.

Соответствие избранных  правовых средств цели – необходимая  предпосылка эффективности правовых норм; неправильный выбор средств  исключает или снижает эффективность правового регулирования, поскольку только неразрывное единство правового регулирования, поскольку только неразрывное единство потребности, средств и путей действия образует содержание цели. Именно в средстве реализации та или иная цель получает определенность и конкретность11.

Следующую группу условий  эффективности действия правовых норм составляют факторы совершенства правоприменительной  деятельности. Самый совершенный  закон, рассчитанный на правильное применение государственными органами, например судом и правоохранительными  органами, окажется неэффективным, если практика его применения не будет  соответствовать предъявляемым  к ней требованиям.

Правоприменительная деятельность – явление сложное, не сводимое к  изданию актов применения права. Она включает не только закрепленную в процессуальных нормах процедуру  «движения дела» (например от органов  расследования к суду), но и большое  число неформальных связей и отношений. Различные звенья правоприменительной  подсистемы, должностные лица оценивают  состояние правопорядка, вырабатывают свои позиции по вопросам применения закона, высказывают мнения и влияют на мнения других лиц, принимают решения  по конкретным делам, изменяют текущую  практику, выступают с предложениями  по совершенствованию законодательства. Весь этот сложный механизм материально-правовых, процессуальных, организационных, технических  и иных связей и отношений и  образует правоприменительную деятельность, совершенство которой является одним  из важных условий эффективности  действия нормы.

Совершенство закона и  совершенство практики его применения тесно связаны между собой. Законодательство и деятельность правоприменительных органов можно в определенном аспекте рассматривать как две взаимодействующие модели: логическую (абстрактную) и динамическую (действующую), каждая из которых обеспечивает действие другой. Так, закон есть необходимый инструмент для осуществления задач, стоящих перед правоприменительными органами. Система правоприменительных органов (государственный аппарат, в том числе юстиция в широком смысле этого слова) использует закон в качестве модели своей деятельности. В то же время и саму эту систему (юстицию) можно рассматривать как средство для достижения целей, поставленных законом12.

В процессе применения права  возможны ошибки, подмена требований правовых предписаний усмотрением  должностных лиц; возможны ситуации, когда на практике та или иная норма  права вообще не применяется или  применяется ограниченно. Если требования правовых норм в процессе их реализации нарушаются, снижается эффективность  правового регулирования.

Такое динамическое соотношение  правовой нормы и правоприменительной  деятельности объясняется тем, что  и то и другое суть взаимодействующие  элементы всей социальной системы, инструменты  государства и общества, предназначенные  для регулирования общественных отношений и управления социальными  процессами. Это еще раз подчеркивает ту мысль, что эффективность действия правовой нормы складывается на основе совокупного действия нескольких условий, в том числе совершенства закона и практики его применения.

Оценив в ходе исследования степень эффективности правовых норм или выявив неэффективность  отдельных норм, приходится далее  устанавливать причины слабой действенности  юридической регламентации или  недостаточной эффективности применения какого-то закона, выявлять пути и средства повышения эффективности той  нормы, которая не дает нужного результата. На этой основе вырабатываются научные  рекомендации для дальнейшего совершенствования  законодательства и всей правоприменительной  деятельности в определенной области  регулирования общественных отношений.

К третьей группе условий, обеспечивающих эффективность действия норм права, относится уровень правосознания  и характер поведения граждан, соблюдающих  закон. Под правосознанием понимается совокупность взглядов, убеждений, оценок, представлений о праве и законности, свойственных обществу в целом или  конкретной личности. Эти условия  включают такие показатели, как уровень  знания закона, степень одобрения  его гражданами, развитость навыков  правового регулирования. Чем выше уровень знания соответствующих  правовых норм, чем в большей степени  позитивно оцениваются содержащиеся в них положения, тем успешнее они реализуются и, соответственно, имеют более высокую эффективность. Эффективность действия правовой нормы  может оцениваться применительно  к соблюдению ее в обществе в целом, в различных социальных слоях  и группах населения, а также  конкретными категориями лиц13. Следовательно, необходимо совершенствовать механизм применения закона и дополнительно обеспечивать соблюдение нормы посредством таких мер, которые бы компенсировали выявленные дефекты правосознания.

Условия эффективности действия нормы, заключающиеся в высоком  уровне правосознания и навыков  правового поведения, находятся  в тесной взаимосвязи с другими, упомянутыми выше условиями: совершенством  закона и совершенством практики его применения. Несовершенный закон  вряд ли получит одобрение в общественном правосознании. Низкий уровень общественного  правосознания может свести на нет  действие самого совершенного закона. Следовательно, только соединение всех трех условий воедино обеспечивает высокую эффективность действия правовой нормы.

 

  1. Проблемы эффективности правовых норм и средства ее повышения

    1. Проблемы эффективности норм права

 

Эффективность закона определяется взаимодействием трех следующих  факторов. Во-первых, она зависит  от содержания самого закона, от его  соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отражающий объективных обстоятельств, реальных социальных потребностей, обречен оставаться мертворожденным, поскольку не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения.

Вторым важным фактором эффективности  закона выступает общий уровень  правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее  большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться  им в своей практической жизни, знает  и правильно понимает свои собственные  права в их соотношении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной  помехой для эффективного действия законов является феномен правового  нигилизма - неверия населения в  действенность и справедливость права как такового. В кризисные  периоды жизни любого общества, когда  законодательная практика не поспевает  за стремительными социальными переменами, действенность права неизбежно  понижается, а уровень правового  нигилизма, соответственно, возрастает14.

Такова современная ситуация в российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются "правовыми" в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать "законопослушным". Это обусловлено рядом причин:

  • низкой правовой компетентностью граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязанностях;
  • неукомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов;
  • противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития;
  • административным правовым нигилизмом, проявляющимся в "войне законов", правовом лоббировании, игнорировании "неудобных" конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы.

Две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными  в плане формирования демократической  правовой культуры, высокого правосознания  и нормативного правового поведения  граждан. Это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления "временными" по своей сути и  позволяет большинству социальных субъектов воспринимать их в довольно необязательном режиме. И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабильности, - социальная напряженность, которая  представляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных  групп15.

Во многом на эффективности права сказывается традиционно присущий данному обществу тип правовой культуры. Так, например, для России в этом плане всегда было характерно признание приоритета совести, нравственности перед позитивным правом, о чем говорят приведенные нами выше данные социологических опросов. Отсюда вытекает некоторая принципиальная недооценка права, закона как средства решения возникающих проблем.

Информация о работе Нормы права и их эффективность