Общие сведения об избирательной системе Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.
Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между
Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически
отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную
независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в
составе Речи Посполитой и Российской империи.

Файлы: 1 файл

Основные направления внешней политики республики Беларусь.docx

— 77.15 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

 

    Становление  белорусской государственности  имеет  многовековую  историю.

Геополитическое положение таково, что белорусские  земли  расположены  между

Центральной  и  Восточной  Европой.  Наличие  сильных   соседей   трагически

отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за  национальную

независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась  в

составе Речи Посполитой и Российской империи.

В 1919 году был  создан Комиссариат по иностранным  делам БССР ( с  1920  года

Народный  комиссариат).  После  образования  СССР  (декабрь  1922г)  внешняя

политика  республики  постепенно   стала   определяться   и   осуществляться

верховными  органами  Союза,   несмотря   на   сохранение   за   республикой

международной правосубъектности.

    В  феврале 1944  г.  был  принят  Закон  СССР  о  праве   каждой  союзной

республики   "вступать   в   непосредственные   сношения   с    иностранными

государствами, заключать с ними соглашения и  обмениваться  дипломатическими

и консульскими представителями".

    В  1945 г. БССР стала одним из  членов — учредителей ООН.

    Однако  полного государственного суверенитета  в составе СССР  республика

не  имела.  Международные  договоры  заключались  в   Москве,   и   Беларусь

руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о  нашей  республике,

находящейся в центре Европы, даже соседи знали  мало.

Новым   этапом   в   становлении   и   дальнейшем    развитии    белорусской

государственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный  Совет  БССР

принял Декларацию о государственном суверенитете  республики,  а  в  августе

1991  г.  придал  Декларации,  до   принятия   новой   Конституции,   статус

конституционного  закона.

    В   Декларации  наша  республика  объявлялась  суверенным  государством,

полноправным   и   независимым   членом    мирового    сообщества.    Полный

государственный   суверенитет,   как   известно,   означает    верховенство,

самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах  ее

территории, правомочность ее законов, независимость  республики  во  внешних

отношениях.

    19 сентября 1991 г. Верховный Совет   принял  решение  о  переименовании

нашего государства. С тех  пор  оно  называется  Республика  Беларусь.  Была

введена также  новая государственная символика  —  бело-красно-белый  флаг  и

герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава  Союза,

денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР,  вступила  в  Содружество

Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР.  [6.  стр.  327-

329]

 

 

 

                                            1. Общие сведение о государстве.

 

 

 

    Республика  Беларусь расположена  в   центре  Европы.  По  ее  территории

пролегают самые  короткие транспортные коммуникации, связывающие  страны  СНГ

с государствами  Западной Европы. Беларусь имеет  общую  границу  с  Польшей,

странами  Балтии, Россией и Украиной.

 

Территория   Республики   составляет   207 тыс.кв. километров,   численность

населения -  около  10  млн.  человек,  70%  его  сосредоточено  в  городах.

В столице  Беларуси - Минске - проживает около  одной пятой населения  страны.

В соответствии с административным делением Республика имеет шесть  областей.

Государственными  языками   являются   белорусский   и   русский.   Наиболее

распространенные  языки делового общения - русский, английский, немецкий.

 

Республика  Беларусь  -  унитарное   демократическое   социальное   правовое

государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь).  В  соответствии  со

статьей 8 Конституции  Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных

принципов   международного   права   и    обеспечивает    соответствие    им

законодательства. Иностранные граждане и лица без  гражданства на  территории

Беларуси  пользуются правами и свободами  и исполняют  обязанности  наравне  с

гражданами  Республики  Беларусь,  если  иное  не  определено  Конституцией,

законами  и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]

Ст.  18.  Конституции  РБ  гласит:  «Республика  Беларусь  в  своей  внешней

политике  исходит из принципов равенства  государств,  неприменения  силы  или

угрозы   силой,   нерушимости   границ,   мирного   урегулирования   споров,

невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и  норм

международного  права.

    Республика  Беларусь ставит целью сделать   свою  территорию  безъядерной

зоной, а  государство – нейтральным.» [2]

    Беларусь  — первая в мире  страна,  которая  добровольно  отказалась  от

размещения  на  ее  территории  ядерного  оружия   (после   распада   СССР).

Безъядерный статус государства закреплен в  Конституции Республики  Беларусь,

он одобрен  референдумом (1995) белорусского народа.

    В  сентябре 1996 г. руководство Беларуси  обратилось  к  руководителям   и

законодателям всех стран ОБСЕ,  международным  организациям  с  предложением

начать переговоры по созданию в центре Европы  пространства,  свободного  от

ядерного  оружия. В апреле 1997 г. Министерством  иностранных  дел  Республики

Беларусь  и  Белгосуниверситетом  была   проведена   международная   научная

конференция,  в   выводах   и   рекомендациях   которой   выдвинута   задача

сотрудничества   Беларуси   со   всеми   странами   —   сторонниками    идеи

безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость  размещения

ядерного  оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.

    Республика  Беларусь  сделала  первые  шаги  на  пути  развития  своего

суверенитета  и  осуществления   самостоятельной   внешней   политики.   Она

установила  дипломатические отношения с  более чем со 130 государствами  мира.

[6. стр. 327-329]

    Высшими   органами  управления   внешнеэкономической   деятельностью   в

Республике  Беларусь являются Президент, Парламент  и Совет Министров.

    Совет  Министров  издает  постановления   и  распоряжения  во  исполнение

законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее  руководство

в   области   отношений   республики   с   иностранными   государствами    и

международными  организациями. [10. стр.145-175]

    Белорусская   внешнеэкономическая  политика  направлена  на   интеграцию

экономики страны в мировое хозяйство,  создание  благоприятных  условий  для

развития   отечественного   производства,   достижение   экспортно-импортной

сбалансированности. В настоящее время Беларусь,  торгуя  более  чем  со  150

странами  мира, экспортирует почти 80%  произведенных  тракторов,  более  90%

грузовых  автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76%  холодильников  и

морозильников, более 40% телевизоров. [18]

 

 

 

                                 2. Принципы внешнеполитической доктрины  РБ.

 

 

    Для  такой небольшой страны, как Республика  Беларусь, внешняя политика –

по-настоящему ключевой элемент,  обеспечивающий  ее  выживание  и  развитие.

Поэтому   отправной    точкой    для    определения    базового    постулата

внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных

геополитических тенденций так или иначе оказывающих  влияние на республику.

    В  этих условиях смысл внешнеполитической  деятельности РБ  на  ближайший

период может  состоять в уклонении от участия  во внешних  конфликтах,  поиске

и привлечении  в республику тех крох иностранных  инвестиций,  которые  можно

найти при  сегодняшнем дефиците капиталов. Западные  инвестиции  и  небольшие

собственные ресурсы будут  направляться  на  структурную  перестройку  части

белорусской экономики в  сторону  ее  интеграции  в  сферу  геополитического

притяжения  ЕС.

    Доктрина  С. Шушкевича о государственном  нейтралитете Беларуси, отказ от

ядерного  оружия, стремление до конца сохранять  близкие отношения с  Россией,

 уклонение  от  идеологизации  своей внешней и внутренней  политики  и от

конфликтов  с соседями, поиск политических партнеров  и инвестиций  на  Западе

– все это  составляло основу  внешнеполитической  линии  Беларуси  от  самого

момента ее провозглашения.

    Преемственность  такой  внешнеполитической  линии   Президент  Лукашенко,

судя по его  выступлениям,  в целом намерен  сохранить.

    В  своей деятельности на международной   арене  Беларусь  руководствуется

принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают

как западный, так  и  восточный  векторы  в  связи  с  тем,  что  республика

расположена в центре Европы, на перекрестке  путей с Запада на Восток.

    Основными  направлениями политики на международной  арене являются:

V вхождение  в  мировое  сообщество  в   качестве  равноправного  суверенного

   независимого  государства;

V активное  взаимодействие  с  международными,  прежде  всего  европейскими,

   структурами  и организациями;

V  способствование   строительству  новой  мировой   и   европейской   систем

   безопасности, свободных от «разделительных  линий»;

V участие  в многостороннем международном  экономическом сотрудничестве;

V энергичное  сотрудничество  в  международных   организациях,  прежде  всего

   системы  ООН.

 

    Республика  Беларусь – одно из немногих  на  постсоветском  пространстве

государств, которое не имеет пограничных  споров с  соседями,  межрелигиозных

конфликтов, дискриминации граждан по языковому  признаку.

    В  2000 году открыты посольства в  Венгрии,  Ираке,  Ливии,  Объединенных

Арабских  Эмиратах.

    К  июню 2001 года Республикой Беларусь  открыты 49 загранучреждений в  43

странах  мира,  из  них:  посольств  –  41,  Генеральных  консульств  –   6,

Постоянных  представительств  –  2  (Нью-Йорк,  Женева).  Открыты  также:  9

отделений  Посольства  Республики  Беларусь   в   Российской   Федерации   в

Калининграде,    Санкт-Петербурге,    Краснодаре,     Тюмени,     Мурманске,

Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение  Посольства в  ФРГ  в

г. Бонне. Кроме  этого,  16  Чрезвычайных  и  Полномочных  Послов  Республики

Беларусь  назначены и аккредитованы послами  по совместительству в 26  странах

мира. [18]

    В  обращении Президента А. Лукашенко  белорусскому  народу  и  парламенту

говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах  мира,  где  это

экономически  выгодно  и  сообразно  ее  национальным  интересам.   Действия

белорусской дипломатии на  основных  внешнеполитических  направлениях  будут

оцениваться, главным образом, с позиции  их  экономической  эффективности  и

реализации  мирных инициатив.» [15]

 

 

 

                                      3. Беларусь – Россия. Союзный  договор.

 

 

    Беларусь, в силу специфики своей   экономики  не  может  позволить   себе

роскоши участия  в региональной группировке стран, нацеленной против  России.

Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии  поглотить РБ, также  как  не  до

РБ  Европейскому  Союзу,  а  собственных  сил  навязать   свою   волю   этим

геополитическим монстрам у республики нет.

    Выходом   из  этой  диллемы  может стать стратегическое   политическое

партнерство между РБ и Россией, при котором  РБ переняла бы  на  себя  защиту

части   геополитических  интересов  в  регионе,   а   Россия   должна   дать

возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и  сырья  и  закрепления

за  Беларусью  приемлемой   для   нее   формы   региональной   экономической

специализации. Скорее всего,  РБ  будет  по-прежнему  специализироваться  на

точном   машиностроении,   радиоэлектронике,   химической    промышленности,

развитии  транспорта.

    21 февраля 1995 года был подписан  Договор о  дружбе,  добрососедстве  и

сотрудничестве  между  Российской   Федерацией   и   Республикой   Беларусь.

Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996  года  был  заключен

Договор об образовании Сообщества  Беларуси  и  России.  Процесс  дальнейшей

интеграции  Республики Беларусь и Российской Федерации  нашел  свое  отражение

в подписании 2  апреля  1997  года  Договора  о  Союзе  Беларуси  и  России.

Развитие  Союза  Беларуси  и  России   осуществлялось   в   соответствии   с

направлениями, определенными Декларацией о  дальнейшем  единении  Беларуси  и

России от 25 декабря 1998 года.

    26 января  2000  года  вступил   в  силу  Договор  о   создании  Союзного

государства. Важнейшими  этапами  его  реализации  являются  создание  общей

правовой  базы  Союза  Беларуси  и  России,  а  также  формирование  единого

экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

    В  то  же  время  белорусско-российское  межгосударственное  объединение

базируется  на  принципах   суверенного   равенства   государств-участников,

Информация о работе Общие сведения об избирательной системе Республики Беларусь