Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 17:54, контрольная работа
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.
Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между
Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически
отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную
независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в
составе Речи Посполитой и Российской империи.
внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.
Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,
как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]
Из
двусторонних отношений в
Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,
экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет
каких-либо
препятствий как в
Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.
Шанс
активизировать белорусско-
уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады
Украины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозили
двусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А.
Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко.
Официальный
Киев всерьез озабочен
белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не
знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на
ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент
представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы
знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда
главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом
украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,
что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.
Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием
охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной:
в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упал
почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь
пойдет рост» - заверил Войтович.
Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа
по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию
совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о
возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока
остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.
Глава
Совета республики объясняет
период «экономического
что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие
предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений.
До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украину
продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, в
свою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности,
покупала зерно твердых сортов… [12]
В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает
всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь
заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас
с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается
прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они
уделяют развитию экономических отношений. [18]
Однозначно
восточная внешнеполитическая
качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения
России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться
под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной
поддержки со
стороны своих прежних
идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со
странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может
отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей
дилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника Европейского
Союза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русского
политического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширению
европейской интеграции вплоть до Владивостока может стать основой новой
внешней политики страны. В качестве промежуточного шага может быть
рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрыва
союзных отношений с Россией. [20]
В
Содружестве Независимых
рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое
сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические
интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются
в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В
перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики
государств-участников Евразийского экономического сообщества будут
интегрироваться
в мировую экономическую
торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства
отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.
Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать
сближению экономик государств-участников.
Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках
Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в
Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не
уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций
современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА),
Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому
сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ
приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти
Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал
Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов
природных ресурсов – четверть мировых.
Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его
экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в
рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно
потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.
Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято
относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные
экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру,
участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова).
Беларусь
последовательно соблюдает все
достигнутые в рамках
договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,
связанные с формированием зоны свободной торговли.
На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании
полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,
необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной
инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного
сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,
основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и
капиталов.
Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать
формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик
при максимальном использовании возможностей политического и экономического
взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.
Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса
военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной
безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня
Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18]
Территория
РБ в современных границах
сложилась в результате
развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически
богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности
территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную
Европу, и прежде всего в Германию.
По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в
энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим
энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие
многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей.
Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на
общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы,
которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают
со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через
Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения
Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.
Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь
видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии
через промежуточные
формы экономической и
Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой
видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями
и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и
школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с
формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может
возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и
Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для
Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра
тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.
Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном
вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые
информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более
высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и
трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических
измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в
мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское
цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и
субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами:
Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.
Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является
интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно
воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической
ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения
границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не
является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы
попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего
становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14]
Включение
Беларуси в общеевропейский
и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов
ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994
г. [6. стр. 327-329]
Важное
направление внешней
добрососедства.
Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений
или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в
одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские
отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас
отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и
мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в
то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или
пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются.
Информация о работе Общие сведения об избирательной системе Республики Беларусь