Органы судебной власти в аппарате государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Актом высшей юридической силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.
В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1

Содержание работы

Введение...............................................................................……..3
I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6
1.1. Характерные признаки государственного механизма...........………7
1.2. Понятие и виды государственных органов........................…………10
II. Органы судебной власти в механизме государства...........….17
2.1. Место и роль судебной власти в государственном
механизме...................................…………………………………………..17
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.............……….20
Заключение............................................................................……31
Список используемых источников и литературы.................…....33

Файлы: 1 файл

курс. ТГП-Органы суд. власти в аппарате госуд-ва-.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)


 

Дисциплина: «Теория  государства и права»

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

 

На тему:

«Органы судебной власти  в аппарате государства»

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение...............................................................................……..3

I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6

1.1. Характерные признаки государственного  механизма...........………7

1.2. Понятие и виды  государственных органов........................…………10

II. Органы  судебной власти в механизме  государства...........….17

2.1. Место и роль судебной власти в государственном

механизме...................................…………………………………………..17

2.2. Суд как орган  судебной власти. Судебная система.............……….20

Заключение............................................................................……31

Список используемых источников и литературы.................…....33

 

Введение

 

Актуальность данной работы состоит в том, что если представительные органы творят законы, исполнительные - реализовывают конкретные социально-экономические задачи, то судебная власть нацелена на защиту прав и свобод граждан, общества, а так же государства.

В распоряжении судебной власти не имеется специальных силовых  структур, нацеленных на реализацию решений  судебной власти, она в этом вовсе  не нуждается. Достаточно того, что функционируют службы судебных приставов и судебных дел.

В демократическом государстве  судебная власть, находясь между государством и гражданином, стремится максимально  эффективно обеспечить защиту прав и  интересов не только отдельной личности, но и общества и самого государства. Несомненно, судебная власть, в первую очередь, должна защищать человека от вседозволенности и беспардонности чиновников разного ранга и органов государственного управления.

Самим фактом своего существования  судебная власть не только решает споры, наказывает лиц, совершивших преступные деяния, но и выполняет в обществе роль своеобразного стабилизатора, арбитра или посредника.

В отличие от других элементов  власти судебная власть наиболее доступна и приближена к гражданам. Эта власть постоянно соприкасается с самыми острыми и конфликтными проблемами жизни людей. Она является некоторым «барометром» отношения людей к институтам государственной власти, а также «индикатором» их самочувствия.

Объект исследования: судебная власть как результат взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

Предмет исследования: судебная власть в государстве как одна из ветвей государственной власти.

Чтобы глубже понять природу  судебной власти, необходимо исследовать  не только ее правовой аспект. Поэтому целью данной работы является показать организационные, финансовые, нравственные и правовые грани этого вида власти, ее сосуществование и взаимодействие с законодательной и исполнительной ветвями власти, анализируется зарубежный опыт функционирования институтов судебной власти.

Задачи данной работы: раскрыть общие понятия о механизме (аппарате) государства; показать место и роль судебной власти в государственном механизме; охарактеризовать суд как орган судебной власти.

Определяющим вектором данной работы является потребность формирования у граждан понимания важности функционирования в государстве подлинно независимой и самостоятельной судебной власти, главной целью которой должно быть утверждение в обществе духа справедливости, атмосферы уважительного и трепетного отношения к законам.

Данная работа не в  меньшей степени способствует развитию у студентов-юристов, адвокатов, следователей, судей и других сотрудников правоохранительных органов более глубокому пониманию механизма судебной власти в ее классическом варианте, созданию у них цельного представления о ее природе, эволюции, а также изучению характерных особенностей формирования и деятельности международных судебных институтов.

Актом высшей юридической  силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.

В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1

1. Судебная власть - разновидность  государственной власти, что и  предопределило выделение ее  в самостоятельную гл. 7 Конституции.

2. Правосудие - сложное  комплексное правовое явление,  которое осуществляется в РФ  только судом.

3. Опираясь на конституционные положения и нормы, можно условно выделить три вида российского правосудия: конституционное правосудие, общее правосудие (правосудие общей юрисдикции) и арбитражное правосудие.

В соответствии с таким  основополагающим делением строится судебная система РФ, предполагающая: а) создание и функционирование Конституционного Суда РФ; б) подсистему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; в) подсистему арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. В Конституции определены основы правового статуса судей, принципы деятельности суда и осуществления производства.

Согласно Конституции  РФ2 судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральными конституционными законами. Конституцией же определено, что полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливается федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 118, ч.З ст. 128). На 1999 г. в России приняты и опубликованы четыре Федеральных конституционных закона: «О Конституционном Суде РФ»3,  «Об Арбитражных Судах в РФ»4, «О судебной системе РФ»5, «О военных Судах РФ»6.

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Основной закон правового государства - Конституция. В ней сформированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции. Приоритет Конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Таким образом, признание  прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод7.

 

  1. Общие понятия о механизме (аппарате) государства

 

Механизм государства  в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функцию. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Механизм государства - это система специальных органов  и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов8. Субъектом государственного управления выступает государство - самая мощная сила в рамках объединяемого им общества людей. Это очень сложное и многогранное явление, хотя бы потому, что вся история человечества, зафиксированная в культурных памятниках, особенно в письменных, связана с государственностью.

Разумеется, существовали разные типы и формы, функции и  структуры, методы и процедуры деятельности государства, но общество непременно приобретало черты государства в том случае, когда оно стремилось к упорядочению, целостности, безопасности и развитию. Отчетливо выявлена закономерность: как только слабело и разрушалось государство, так в обществе возникали смятение, анархия, обострялись конфликты, общество приходило в упадок.

Государственное управление - очень сложное, многогранное общественное явление, характер, возможности и действие которого определяются людьми. Само оно состоит из институтов - организационных, правовых, информационных и др. Государство - это территориальная организация людей, структура нейтральная по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам разных людей. Государство юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства. Институт гражданства в правовом смысле делает людей равными между собой, а по отношению к государству - равноправными9.

Особый статус государства  в обществе заключается в том, что именно через его структуры  и механизмы формируется и  закрепляется всеобщая воля, придающая  государственным установлениям  обязательный характер. Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами.

Сущность государства  определяется и тем, что для обеспечения  реализации своих целей и функций  оно создает и поддерживает в  определенном объеме и сосредоточении свой аппарат - совокупность людей (с  соответствующими средствами), профессионально  занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательную функцию, исполнение законов и судебную защиту граждан, т. е. связана с государственным управлением; другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношение с мировым сообществом.

Состояние аппарата, его  связанность с обществом или  отчужденность от него, его объем  и иерархическое построение, качество персонала и многие другие параметры  имеют решающее значение для самого государства, общества и государственного управления.

 

    1. Характерные признаки государственного механизма

Наиболее общие характерные  признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

- Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);

- Во-вторых, государственный  механизм представляет собой  сложную систему органов и  учреждений, которые находятся в  тесной взаимосвязи при осуществлении  своих непосредственных властных  функций;

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительными действиями;

- В-четвертых, механизм  государства призван надежно  гарантировать и охранять законные  права и интересы своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости.10

Механизм государства  является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет  непосредственное  руководство  обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

Разнообразные по своему строению и задачам части государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов.

К важнейшим государственным  органам, которые в той или  иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме  государства  всегда  занимали  органы,  осуществляющие принудительные, в том числе и карательные, функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.

Механизм государства  не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают задачи, различные по своему конкретному содержанию. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется  экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.

В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражданских и духовных дел, департамента промышленности, науки и торговли, военного департамента и др. Позже появляется Кабинет министров, создается Государственная Дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.

Информация о работе Органы судебной власти в аппарате государства