Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
Актом высшей юридической силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.
В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1
Введение...............................................................................……..3
I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6
1.1. Характерные признаки государственного механизма...........………7
1.2. Понятие и виды государственных органов........................…………10
II. Органы судебной власти в механизме государства...........….17
2.1. Место и роль судебной власти в государственном
механизме...................................…………………………………………..17
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.............……….20
Заключение............................................................................……31
Список используемых источников и литературы.................…....33
1) Конституционного Суда
Российской Федерации, который
разрешает дела о соответствии
Конституции РФ федеральных
2) Конституционных судов республик и других субъектов в составе РФ.
3) Судов общей юрисдикции,
которые в настоящее время
организуются и действуют на
четырех уровнях. Высшим
4) Арбитражных судов,
создаваемых на трех уровнях.
Эту подсистему возглавляет
Не входят в судебную систему России и не полномочны осуществлять судебную власть третейские суды, международный коммерческий суд, морская арбитражная комиссия и другие органы.
Все суды судебной системы подразделяются также на федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, арбитражные суды субъектов РФ.40
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
Конституционные суды субъектов РФ действуют самостоятельно; они не связаны с Конституционным Судом РФ ни организационно, ни функционально.
Мировые судьи входят в систему судов общей юрисдикции. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям является федеральный районный суд.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на звенья. Звено судебной системы представляет собой совокупность судов с одинаковой структурой и одинаковыми полномочиями.
Под составом суда следует
понимать всех должностных лиц, полномочных
осуществлять судебную власть, назначенных
в установленном законом
Судебная система РФ характеризуется следующими признаками:
1. Единство системы судов общей юрисдикции. Прослеживается определенная общность принципов организации и деятельности всех судов, осуществляющих различные формы судопроизводства. Все суды действуют на основе Конституции РФ, применяют в своей деятельности единые материальные законы, осуществляют свои функции в соответствии с процессуальными законами, которые характеризуются многими общими чертами.
2. Судебная система
РФ образуется в соответствии:
а) с национально-
3. Рассмотрение и
размещение гражданских, уголовных
и арбитражных дел по существу
осуществляется главным
4. Основными звеньями
в системе судов общей
5. Характерным признаком судебной системы является инстанционная взаимосвязь между судами различных звеньев или между структурными подразделениями одних и тех же судов.41
Инстанционное рассмотрение дел предполагает обязательность последовательности перехода дела из одной инстанции в другую. Это связано со стадиями уголовного и гражданского процесса, т. е. с этапами продвижения дела42. Уголовное дело в большинстве случаев возбуждается органами дознания или предварительного следствия, а затем направляют дело к прокурору, который затем передает его в суд. Гражданское дело возникает непосредственно в суде по иску гражданина, юридического лица, а также прокурора.
Каждую инстанцию можно определить по следующим признакам:
1) по процессуальному порядку возникновения дела в данной инстанции - по заявлению, иску, жалобе, протесту;
2) по процессуальному порядку рассмотрения дела;
3) по предмету рассмотрения дела и задачам суда той или иной инстанции;
4) по составу судей;
5) по процессуальному
порядку рассмотрения дел в
судебной инстанции, в том
6) по итоговым актам рассмотрения дела. В судебной системе судов общей юрисдикции традиционно действуют суды:
Первой инстанции - характеризуется следующим:
1. Впервые рассматривает
гражданское или уголовное
2. По составу суда первой инстанции закон предусматривает четыре варианта: а) судья единолично рассматривает дело; б) большинство дел рассматривают в составе судьи и двух народных заседателей; в) коллегия в составе трех профессиональных судей; г) судья и 12 присяжных заседателей.
3. Суд первой инстанции
рассматривает дело при
Суд кассационной инстанции (второй) - характеризуется следующим:
1. Предметом рассмотрения в суде являются приговор суда, а также некоторые определения и постановления, не вступившие в законную силу. Задача суда - проверить законность и обоснованность приговора, и в случае выявления нарушений, допущенных судом первой инстанции, принять меры, установленные законом к устранению (отмена приговора, повторное рассмотрение дела и т. д.)
2. В качестве кассационной
инстанции действует
3. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса, либо протеста прокурора.
4. Суд использует письменные
материалы дела и не проводит
непосредственного
Надзорные инстанции.
Вступившие в законную силу решения суда имеют общеобязательный характер и подлежат точному и неуклонному исполнению. Однако и эти решения могут быть проверены вышестоящим судом на предмет их законности и обоснованности в случае наличия сомнения в их правосудности в особом порядке, именуемом надзорным производством.
Надзорной инстанцией могут быть проверены также решения, вынесенные в порядке кассационного и даже надзорного производства нижестоящим судом43.
Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституционный Суд
был создан в РФ в 1991 г. Его предшественником
можно считать Комитет
Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Президент РФ и Государственная Дума назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую правовую позицию. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд.
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий: 1) проверки конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров; 2) разрешения споров о компетенции; 3) толкования Конституции РФ; 4) дачи заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
По итогам рассмотрения
дела Конституционный Суд принимает
решение о признании
Конституция РФ возлагает на особый орган правосудия -Конституционный Суд РФ - полномочия по осуществлению проверки конституционности переписанных в ней нормативных актов; проверка может повлечь утрату этими нормативными актами юридической силы. Другие судебные органы Конституция РФ такими полномочиями не наделяет44.
Верховный Суд Российской Федерации. Верховный Суд РФ (согласно ст. 126 Конституции РФ)45 является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд РФ возглавляет
систему судов общей
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом не для всех судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юрисдикция.
В Конституции РФ сформулирована другая важная функция Верховного Суда: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов.
Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено верховным судом первой инстанции; этим судом рассматриваются жалобы на решение квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ и др.
Верховный Суд обладает
правом законодательной инициативы,
он наделен полномочием
Верховный Суд РФ действует в составе:
1. Пленума Верховного Суда;
2. Президиума Верховного Суда;
3. Судебной коллегии по гражданским делам;
4. Судебной коллегии по уголовным делам;
5. Военной коллегии.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом «Об Арбитражных Судах РФ»46 от 28 апреля 1995 г. и другими законодательными актами.
Систему арбитражных судов РФ составляют:
1. Высший Арбитражный Суд РФ;
2. Федеральные арбитражные суды округов;
3. Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, т. е. субъектов Российской Федерации.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Основными задачами арбитражных судов в РФ являются:
1) защита нарушенных
или оспариваемых прав и
2) содействие укреплению законности и предупреждению право нарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления арбитражных судов) подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.
Высший арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Федерального Собрания РФ, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ47.
Суд также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
1. Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
2. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
3. Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
4. Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.
При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов РФ. Данный Совет является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в РФ.
Информация о работе Органы судебной власти в аппарате государства